Какова была роль Антона Токарева в группе? Он не участвовал в шоу-ревю, с ним не было записано ни одного клипа.
А он и не числился в группе. Разин иногда выпускал его в концертах с одной-двумя прикольными песенками! Иногда! Антошка ни к чему не был привязан! А вскоре и вообще уехал с каким-то ещё (не помню с кем) красить заборы в Штатах. Он тоже не москвич, а питерский! В Москве просто тусовался! Поэтому и не попал в записи!
Что Вам известно о братьях Куликовых? Альбомы с их песнями выходили как альбомы Ласкового мая. Входили ли они в основной состав ЛМ?
О Куликовых почти ничего не знаю. Я с ними не встречалась. Разин нашёл их кажется в каком-то крупном сибирском городе и притащил в Москву писать для него «автобографические» песни на мои стихи. В основной состав они не входили!
Вы упомянули Джуну Давиташвили. Фото с ней есть на обложке пластинки «Маскарад», также во вступлении к альбому Шурочкина сказано, что планируется (очевидно, студией Томилина) выпуск альбома группы Шурочкина «Джуна». Кем она была для Ласкового мая? Просто очередной знаменитостью, с которой нравилось тусоваться Разину?
Вы очень точно выразили её роль в группе! Цитирую Вас: «знаменитость, с которой нравилось тусоваться» - точнее не скажешь! Не только Разину: многие тогда рассчитывали на то, что с ней получат какое-то продвижение! Мадам была ещё та! У меня о ней самое негативное мнение. Но оставлю это мнение при себе. Умные люди всё понимают, остальным - время покажет! Она примчалась раньше Разина в студию, где писался альбом: хотела взять песню «Месяц Май». Переделывать текст на женский взялась сама! И... не осилила «великая поэтесса, певица и художница», пришлось вернуть текст «на место»!!! И это радует: я не позволяю менять свои тексты без моего ведома и участия, я прошу тех, кто хочет что-то поменять, обращаться только ко мне! Это случается крайне редко, и только исключительно в тех случаях, когда меняется мужской вариант на женский и наоборот! А в случае с Джуной возражать было нельзя!
В 1990-м году вы написали тексты к альбому Олега Крестовского «Озорная девчонка». Входил ли он в основной состав ЛМ?
Да, Олег Крестовский ВХОДИЛ в основной состав! Андрей сам лично привёз его из Киева перед самым ревю, ввел его в ревю и на следующий день после первого спектакля Олег Крестовский проснулся настоящей ЗВЕЗДОЙ!
Слышали ли Вы про нового солиста ЛМ – Юру Орлова, альбом которого был записан в 1992-м году? И если да, то почему Вы не принимали участие в этом проекте?
Слышала, что есть такой мальчик, но не более. Дима, я оговаривала с Разиным пожелание давать мои тексты только композиторам, пишущим для основного состава и для Разина (братья Куликовы). Это основная причина. Разин понял и не настаивал. Так появились какие-то другие авторы.
Позднее мне попалось интверью Константина Губина, написавшего тексты и музыку к этому альбому, из которого я выяснил, что альбом записывался в Ставрополе, родном городе Юры Барабаша (Орлова), что и предопределило выбор местных авторов.
Вы упомянули группу «Три поросенка». Писали ли Вы тексты для каких-нибудь ещё проектов студии Ласковый май?
В этот период кроме группы «Три поросёнка» проектов не было. А для более поздних (Андрей Кучеров, например) я ничего не писала. Это были очень слабые проекты.
С Толей Мешаевым я работала с удовольствием, для кого бы его песни не предназначались. Толя - прекрасный человек, и у меня к нему было полное доверие!
У меня сложилось мнение, что Анатолий Мешаев очень сильный профессионал. В отличие от многих композиторов перестроечной поры, он имел профильное образование. Аранжировки звучат просто безупречно. Сергей Кузнецов в одном своём интервью назвал его «чудо-звукорежиссёром»…
Да, Дима, Толя был профессиональным музыкантом и в советское время работал с популярными тогда группами как музыкант. Его семья жила в Питере, а он работал в Москве на «Рекорде» у Чернавского.
Дима, фотография Толи Мешаева есть в «повести» Разина «Зима в стране ЛМ», а рядом - дырка от моего фото. Они его то ли потеряли в Минске, то ли его «украли фанатки» (со слов Якубовича и Катюшенко) перед самой сдачей в печать. Так дырка там и осталась!
Вы работали в группе до её распада. Для меня, как автора её биографии, весь 1991-й год окутан тайной. Информации по этому периоду практически нет, интервью участники группы тогда уже не давали. После шквала магнитоальбомов 1990-го года, в 91-м был выпущен только один альбом и тот, практически, потерялся на фоне более успешных релизов коллег. Есть ли у Вас информация, что происходило в группе в этот период и когда именно произошёл её распад?
Распад произошёл в 92-м!
Но что этому предшествовало?
Этому предшествовала вражда всех со всеми, в том числе Разина с Шатуновым. Потом мирились, опять ссорились, опять мирились! Артисты - люди беспринципные, то ссорятся, то мирятся, постоянно меняют убеждения, постоянно врут и себе, и людям!
Во всех интервью этот период обходится молчанием.
А дело не в молчании - просто в это время, после успеха ревю, каждый занимался собой! Юра занялся сольной карьерой!
То есть на какое-то время проект был брошен?
Совершенно верно! Кое-какие записи были, но альбомов уже не выпускали! В это время интенсивно записывался Шурочкин. Но он же - не ЛМ!
Почему распался Ласковый май?
Я точно не знаю причины И НЕ УВЕРЕНА В ДОСТОВЕРНОСТИ этой «информации» (Разин сам запутался в излагаемых им фактах). Раздрай в группе произошел из-за какого-то разлада между Разиным и Шатуновым… А что там у них было на самом деле никто не знает… Всё шло к распаду. Я же осталась с Разиным и работала с ним вплоть до 1997 года в качестве помощника, исполнительного продюсера.
То, что Алла Гольцева продолжала работать с Разиным практически все 90-е, стало для меня открытием. Но этот период их сотрудничества достоин отдельной статьи.
Пытался ли Разин заменить Шатунова кем-то, когда тот его покинул?
Да нет! Он знал, что никто, кроме Юрки, не будет ассоциироваться у фанатов с названием ЛМ!
То есть именно уход Шатунова сыграл роковую роль?
Думаю, что да! Другое дело, что популярность ЛМ, каким он был до распада, можно было поддерживать, чего не захотел Разин!
А можно ли было её удержать с уходом Шатунова?
Можно было не допустить этого ухода! И ЛМ жил бы очень долго!
Но, быть может, для подростков 90-х ЛМ слишком сильно ассоциировался бы с ушедшей советской эпохой и «синтетическим» звучанием диско перестройки?
Мы с Володей Шурочкиным подстроились бы под любое звучание!
Это лишь малая часть взятого мной интервью, но здесь я вынужден остановиться, чтобы уместиться в формат статьи. Последние два года мы общались очень часто, и чтобы обработать остальную информацию, потребуется время. Периодически мы созванивались, и, с согласия Аллы Николаевны, я записывал эти разговоры. В общей сложности, продолжительность аудиоматериалов превышает 5 часов. Часть этих записей увидит свет в ближайшее время на моём YouTube-канале My Nostalgia.
В последний раз мы общались 12 февраля 2020-го. Алла Николаевна консультировалась со мной о том, как монетизировать свой канал на YouTube. Она была очень прогрессивным человеком, активно пользовалась интернетом и сама монтировала ролики с песнями на свои стихи.
Ласковый май был лишь краткой страницей в её творческой биографии, с другими артистами советской и российской эстрады Алла Гольцева сотрудничала гораздо дольше. И если для меня это был самый интересный период её творчества, то для неё - давно пережитый и забытый. Первое время её не покидало удивление - почему мне, ещё молодому человеку, интересны события 30-летней давности? В отличие от большинства представителей российской «ретро-попсы», она не жила восьмидесятыми, её творчество продолжалось всё это время. Та же эпоха для неё была чем-то вроде старой и немодной шубы, пропахшей нафталином. Никакой ностальгии по работе с Ласковым маем, отложившейся в её душе далеко не только приятными воспоминаниями, у Аллы Николаевны не было. Новые песни она писала почти каждый день, сразу же отсылая их знакомым композиторам. Чаще всего я слышал о Марке Тайтлере - нью-йоркском композиторе с российскими корнями. Периодически она предлагала новые песни Аркадию Кудряшову (менеджеру Юрия Шатунова), но, по разным причинам, до их записи дело так и не дошло. Одну из них (она называлась «Припарковалась»), мне посчастливилось слышать в демо-версии, в исполнении композитора - Владимира Дона. Это был довольно динамичный танцевальный трек, который я до сих пор иногда напеваю. Но если аранжировка показалась мне не особенно оригинальной, то слова, как сейчас модно говорить, «зашли».
Роликов было много, и при должной раскрутке канал приносил бы солидную прибыль. Я прислал ей детальное описание процесса монетизации, постаравшись расписать каждую мелочь. Однако оно её не впечатлило.
«Ясненько», - ответила Алла Николаевна, - «Не буду я связываться с этой программой - в лучшие времена не связывалась, а сейчас тем более! Болтуны донимают, насмотревшись всякой болтовни про миллионеров от интернета».
Это были её последние слова, сказанные мне.