Вверх

Барби

2017-10-02 01:41:15

Дмитрий Семенидо

Барби

В конце 1991-го года продюсерский дуэт Виктор Дорохин и Любовь Воропаева разорвал отношения с певцом Женей Белоусовым. Нужен был новый солист, который отвечал бы веяниям времени – ведь вместе с советской эпохой заканчивалась популярность Диско Перестройки. На тот момент ультрамодным направлением был хип-хоп, чья популярность докатилась до России как раз к началу 90-х. А название проекту подарил бестселлер американской фирмы Mattel – кукла Барби, заветная мечта каждой советской девочки!

Предыстория

Виктор Дорохин и Любовь Воропаева

Виктора Дорохина и Любовь Воропаеву можно без преувеличения назвать одними из самых первых профессиональных советских продюсеров! Семейный союз экс-ударника ВИА «Поющие сердца» и профессиональной поэтессы стал основой для союза творческого. А наступление синтезаторной эры позволило создавать первоклассные хиты, буквально не выходя из дома!

До этого они уже записали несколько успешных шлягеров для Екатерины Семёновой, Ксении Георгиади и Роксаны Бабаян, но их самым успешным проектом несомненно был Женя Белоусов, который предпочёл карьеру рок-музыканта в группе «Интеграл» стезе поп-кумира, любимца миллиона советских девочек – синеглазых и не только!

В богатой домашней студии Виктора Дорохина были новейшие синтезаторы и драм-машины (на таких же работали в то время и его зарубежные коллеги), кроме того он был счастливым обладателем мультимедийного компьютера Commodore A1000. Чёткий электронный ритм в сочетании с мощным гитарным соло (как известно, Белоусов был профессиональным басистом) стал основой фирменного звучания Дорохина! И хотя сегодня звучание ретро-синтезаторов вроде Yamaha DX-11 кажется архаичным, ни в какой другой аранжировке «Синеглазую девочку» и «Ночное такси» представить просто невозможно!

Владимир Пресняков - старший

«Витя был по сути первым настоящим продюсером в нашей стране»

(Владимир Пресняков - старший)

Вся прибыль делилась честно пополам. Но для Воропаевой и Дорохина Женя был больше, чем партнёр. Не имея собственных детей, они заботились о нём, как о родном сыне. К своим обязанностям творческих «родителей» они подходили серьёзно – через американских друзей, живущих в Москве доставались западные журналы для профессиональных музыкантов и продюсеров, чтобы быть в курсе новейших трендов мирового шоу-бизнеса. Лингвист по образованию, Любовь Воропаева прекрасно владела английским и постоянно переводила мужу новые книги и статьи.

Женя Белоусов, Виктор Дорохин и Любовь Воропаева

В коммерческом плане сотрудничество с Белоусовым было очень успешным, хотя и не сильно плодотворным. В своей студии Виктор Васильевич работал один, поэтому за два года было записано всего семь песен. Некогда тёплые отношения тоже разладились. Женю всё больше тяготил строгий контроль – не только творческий, но и личный. Проблемы певца с алкоголем, усугублявшиеся нарастающей депрессией, со временем привели к разрыву отношений. Новым продюсером Жени стал Игорь Матвиенко, в то время работавший с группой «Любэ», а Воропаевой и Дорохину срочно понадобился новый артист, ведь к тому времени продюсирование стало их основным заработком…

Азбука любви

В 1991-м году родилась идея создания масштабного проекта «Азбука любви». Поначалу он задумывался как некая «Фабрика звёзд» - продюсерский центр для молодых и начинающих талантов. Через газету был объявлен кастинг. Требования к кандидатам были не очень типичными: высокая работоспособность, общительность, доброта, искренность…

С ребятами работали педагоги по танцам и вокалу, воспитывая из них будущих звёзд. Но нараставший экономический кризис похоронил благие начинания. Платить за аренду помещения стало нечем. Из всех ребят была выбрана 16-летняя московская школьница Марина Волкова – девушка с кукольной внешностью и неплохими вокальными данными.

Марина Волкова, Барби «Я была маленькая, глупенькая, но зато красивая» [1].

(Марина Волкова)

Любовь Воропаева «Мы пестовали её как родного человека, нанимали педагогов, привозили шмотки из Америки… Я даже за творожком бегала ей на рынок, когда сажала на диету перед важным выступлением. Не отпускали одну на гастроли, оберегали от интимных посягательств организаторов. Хотели сделать из неё реально большую звезду» [2].

(Любовь Воропаева)

Едва заключив новую «доченьку» в свои крепкие творческие объятия, продюсеры принялись за дело. Вскоре был записан магнитоальбом «Хип-хоп Барби». Для его продвижения Дорохин и Воропаева подключили все доступные им механизмы раскрутки, которыми они за последние годы овладели почти в совершенстве!

Выбор оказался на редкость удачен: красивая и несомненно харизматичная девочка мигом заводила зал. Пусть пела она не как Маргарита Суханкина, зато эмоционально и искренне – пожалуй, самым точным эпитетом будет прозвище «зажигалочка», которым наградил её один из интернет-комментаторов!

Будущий кинорежиссёр, а тогда ещё начинающий клипмейкер Федя Бондарчук снял видеоклип на песню «Примерь счастливое лицо» (небольшие роли в нём исполнили и сами продюсеры, сыграв строгих родителей), который вошёл в ротацию нового коммерческого телеканала 2х2. Эта же песня вошла в сборник студии «Союз» №4, а её ноты вместе с цветным постером опубликовал журнал «Крестьянка» в рубрике «По вашей просьбе». В начале следующего года Барби появилась на престижном хит-параде Останкино (он проводился вместо «Песни года - 92»), а также на телеигре «Лимпопо».

«Маска, откройся! Так нечестно. Согласна не касаться твоего семейного положения, но хотя бы имя назови»

(Из письма фанатки Барби в журнал «Крестьянка»).

Настоящего имени «звёздочки», разумеется тогда никто не знал. Об этом поётся в песне «Хип-хоп Барби»: «у меня секретов нет, только имя мой секрет, но пройдёт немного лет, я раскрою свой секрет».

Барби была не одинока. В стиле хип-хоп тогда работала целая плеяда молодых российских музыкантов – по сегодняшним меркам совсем ещё подростков. Лика МС и Взгляд МС, Игорь Селивёрстов и Мальчишник, Чёрное и белое и Master Laki, и Барби прекрасно вписалась в поп-тусовку постсоветской России, где царил повсеместный культ Америки и мода на байкеров, кожаные куртки с заклёпками, разноцветные лосины («дольчики - чертовски хороши») и рваные варёнки…

«Эталон пошлости»

Группа Барби (Марина Волкова)

Почти все песни с первого альбома моментально стали хитами. Однако сегодня тексты вроде «приходи ко мне учитель – целоваться научу» у многих поборников традиционных ценностей вызвали бы негодование. Но в этом-то и был залог успеха! Эксцентричная нигилистка, при этом, как ни странно, очень романтичная, Барби являла собой собирательный образ московской школьницы, ещё не определившейся с жизненной позицией, главным ориентиром которой в бурлящем море жизни стала любовь…

Четырьмя годами ранее, когда Дорохин и Воропаева ещё только пробовали себя в роли продюсеров, тексты для Жени Белоусова долго не хотели получаться. Слишком велика была пропасть между лирикой взрослой дамы и «московского озорного гуляки». Да и живы были ещё стереотипы прошлой, советской эстрады. Тексты получались серьёзными и мигом браковались и мужем, и артистом…

Тогда, словно в отместку, Воропаева написала, самое пошлое, на что, по её мнению, она была способна – песню «Девочка мою синеглазая», и, как это ни странно, её приняли на ура! За ней последовали и другие: «Золотые купола», «Маленькая лгунья», «Забудь меня, забудь» за которые одни считали Белоусова «эталоном пошлости», другие – своим кумиром на всю жизнь. С Барби была использована та же схема, и она вновь сработала! Разумеется, это не был хип-хоп в чистом виде, скорее его коммерческая поп-версия, причём очень русская. Впрочем, подобных «белых» хип-хоп проектов тогда было много и на американском MTV, на клипах которого Воропаева с Дорохиным постигали основы стиля.

Следом за первым альбомом был записан второй «Часики с секретом», чувственная лирика заглавного трека которого, по мнению автора, одна из лучших работ Любви Воропаевой.

Отдельно стоит сказать о движениях Марины: сегодня они не вызывают ничего кроме недоумения - кажется, её тело не знает покоя ни на секунды, и лишь долгие крупные планы немного спасают положение. Но и в этом выражался фирменный почерк Дорохина и Воропаевой – примерно так же двигался и Женя Белоусов, исполняя в финале конкурса «Песня - 88» своё «Ночное такси» в красном костюме с золотыми эполетами. Не мудрствуя лукаво, можно предположить, что эти коленца и прыжки должны были имитировать какой-нибудь танец Майкла Иосифовича Джексона (в случае Барби, вероятно, к ним добавились MC Hammer и новомодные движения Robocop и Running man). Но если каждый танец Майкла Джексона ставился лучшими хореографами мира, и его репетициям посвящались месяцы изнуряющих тренировок, то в случае Жени и Барби это было скорее позёрство, и огромную фору им обоим дал бы даже Валерий Леонтьев.

Любовь Воропаева

«Признаюсь, пела и двигалась ужасно, но была в ней харизма - поднимала зал своей энергетикой» [2].

(Любовь Воропаева)

Но неизбалованная зрелищными выступлениями, российская публика и это принимала на ура, ибо «как надо» никто толком не знал. По воспоминаниям некоторых читателей, на волне своей популярности Марина появилась в передаче «До 16 и старше», где давала мастер-класс танцев в стиле хип-хоп!

Куда исчезла Барби?

Барби, Марина Волкова

Барби можно смело назвать «венцом» творческого профессионализма Дорохина и Воропаевой! Никогда раньше аранжировки Виктора Васильевича не звучали так законченно и безупречно, но вместе с качеством пришло и количество - если за два года для Жени Белоусова было записано только семь песен, то для Барби он записал два альбома за один год!

Но вспыхнув очень ярко, звёздочка так же быстро погасла, навсегда исчезнув с музыкального небосклона. Её первоклассные танцевальные хиты, ещё долго крутили на российских дискотеках, но кто их исполнял уже никто не помнил – то ли Ника, то ли Лика МС? О причинах расставания продюсеры поведали прессе, правда их версии несколько расходятся...

Любовь Воропаева

«…она отплатила нам черной неблагодарностью. Видите ли, гормоны в ней заиграли. Где-то в метро познакомилась с мужиком - и пошло-поехало...[2]

…она опоздала на два с половиной часа на свой сольный концерт в самый модный в те годы ночной клуб «Карусель» на Тверской, мы расторгли с ней контракт. Ночных клубов в то время было мало, и народ собрался именно на неё, все места были раскуплены. А девушка наша приехала прямо «из койки», вся всклокоченная, а ей на сцену выходить и два часа работать… После того как она с горем пополам отпела всю программу, мы с Виктором отвезли её домой и сказали, что нашего контракта больше нет. Вот так… Работа с девушками идёт плодотворно до первого мужчины. Кто любит, тот девушку и танцует. Именно поэтому с девушками я работать не люблю. Предпочитаю сотрудничество с мужчинами» [3].

(Любовь Воропаева)

«Перед ней было звёздное будущее, карьера. А она вышла замуж и расторгла контракт».

(Виктор Дорохин)

Барби стала последним крупным проектом Дорохина и Воропаевой. В следующем 1994-м году они станут основателями Российской ассоциации музыкальных продюсеров (РАМП).

Барби, Марина Волкова

Что касается Барби, то бишь Марины Волковой, то о ней долгое время никто ничего не слышал. В интернете ходили зловещие слухи о том, что Марина развелась, живёт в крохотной хрущёвке с мамой в районе Свиблово, где буквально спивается.

Немногие статьи о певице (в основном, подборки «однодневок» 90-х) просто копировали эти слухи друг с друга, не удосуживаясь разыскать Марину и попросить у неё интервью «из первых рук». Лишь в 2013-м году, спустя 20 лет, Марина Волкова появилась в эфире ток-шоу Малахова «Пусть говорят» с символичным названием «Ваша песенка спета», где рассказала, наконец, о причинах расставания со строгими «родителями» и о том, кто первым разорвал отношения.

Марина Волкова, Барби «Мне запрещалось встречаться с молодыми людьми, ни с подружками, ни с друзьями, то есть не было никого. Только работа и только продюсеры. Они постепенно меня вывели из себя, и я решила, сколько можно мной понукать и решила закончить на этом» [1].

(Марина Волкова)

Итак, песня «Плохие мальчики» оказалась пророческой. Но такими ли радужными были дальнейшие перспективы Барби в шоу-бизнесе? Мы все хорошо помним, как краток был век певиц 90-х, большинство из которых были протеже именитых бандитов и бизнесменов. Если не в 93-м, её карьера могла точно так же оборваться в 94-м – причём, вполне естественным путём. Для девочки, воспитанной в советской школе, любовь, а не карьера и деньги были на первом месте, и золотой клетке она предпочла свободу – личную и творческую. Её сценический образ – смелой бунтарки, которая живёт любовью, оказался не фальшивым, она играла саму себя.

Барби, Марина Волкова

Барби ушла не побеждённой, до того, как пережила свою славу и превратилась в посмешище на своё прошлое. Поколение 90-х навсегда запомнит её молодой и сексапильной нимфеткой, а не декольтированной дамой за сорок с силиконовыми губами и пегментными пятнами на дряблой шее – таких персонажей, увы, становится слишком много на стремительно стареющей российской эстраде.

Подобно экс-участникам группы Ласковый май, она лишь ненадолго прикоснулась к другой, лучшей жизни, после чего оказалась выброшена в суровую постсоветскую реальность. Такая ломка не проходит бесследно. В ток-шоу «Пусть говорят» Марина призналась, что проблемы с алкоголем действительно имели место, но она с ними благополучно справилась. Сегодня она обычная москвичка, которая работает секретарём генерального директора, и лишь соседи по двору знают о её звёздном прошлом, до сих провожая её забытым прозвищем «Барби»…

Источники

1. Ток-шоу «Пусть говорят: Ваша песенка спета», 04.07.2013

2. Интервью Любви Воропаевой «Белоусов снимал стресс алкоголем», 5 июня 2015

3. Интервью Любви Воропаевой «Версия», 13.02.2012

фото Барби
Основная информация
Годы активности1991-1993
Жанры
Диско Перестройки

Русский Поп

Русский Хип-хоп

Творческая деятельность
Группа

Страна
Россия


УчастникиМарина Волкова

Сайт -