Вверх

Boney M.

2017-04-03 23:06:19

Дмитрий Семенидо

Boney M.

Boney M.

Ночной полёт на Венеру

Boonoonoonoos

Boney M. Jamaica 1981

Ямайка

В мае 1981-го группа Boney M. отправилась на Ямайку, где участвовала в записи 45-минутного телешоу для телеканала ZDF и снимала промо-видео для будущего альбома «Boonoonoonoos». Кроме того, музыканты дали два благотворительных концерта в пользу детей.

Пользуясь счастливой возможностью оказаться на тропическом острове, среди пальм и экзотической природы, Фрэнк устроил для своих артистов фотосессию. Часть фотографий, снятых Диди Зиллом, впоследствии была использована для обложек пластинок, постеров и журнальных иллюстраций.

Boney M. Jamaica 1981

Во время прогулок по Ямайке, музыкантов повсюду преследовал их хит двухлетней давности «By the Rivers of Babylon», в своё время возглавивший местный чарт и продержавшийся там шесть недель. Сами того не зная, артисты были для ямайцев героями, и во время фотосессии в маленьком городке Очо-Риос в честь группы был устроен целый карнавал, на котором ансамбль банджистов исполнил «Вавилонские реки»!

Забота о детях Boney M. тронула Риту Марли - вдову легендарного музыканта Боба Марли, и она не только приняла участие в концерте Boney M., но и разрешила музыкантам совершенно бесплатно воспользоваться знаменитой студией Боба Марли «Tuff Gong» в Кингстоне, на которой была записана песня «Silly Confusion», вошедшая в будущий альбом.

Children of Paradise – The Greatest Hits of Boney M. – Vol. 2

Children of Paradise – The Greatest Hits of Boney M. – Vol. 2

Июнь 1981-го

Творческий простой, всё нараставший из-за задержки выпуска альбома, Фрэнк попытался компенсировать ещё одним сборником лучших песен, заявленным как продолжение «The Magic of Boney M. - 20 Golden Hits». Он действительно содержал, в основном, новые работы.

В него вошли последние внеальбомные синглы «Children Of Paradise», «Gadda-Da-Vida», «Felicidad», «Strange», а также «Dancing In The Streets».

Обложку альбома украшало фото, сделанное Диди Зиллом на Ямайке.

Malaika / Consuela Biaz

Июнь 1981-го

В июне вышел первый сингл для будущего альбома. Судя по южному звучанию заглавной песни, новый альбом обещал быть таким же - тропическим, изобилующим этническими мотивами!

В переводе с языка суахили, «Malaika» означает «ангел». В тексте ангелом метафорически называлась девушка, в которую влюблён герой. В 1945-м году малоизвестный танзанский поэт Адам Салим посвятил эти строки своей возлюбленной Халиме, родители которой запретили ей встречаться с Адамом и выдали за богатого жениха.

Boney M. – Malaika / Consuela Biaz

Первым эту песню исполнил Фадхили Уильямс, солист кенийской группы The Jambo Boys в 1963-м году. До сих пор Malaika является одной из самых популярных песен в Танзании, Кении и всей Восточной Африке и, возможно, самой популярной песней в мире на языке суахили!

Ангел, я люблю тебя ангел!
Ангел, я люблю тебя ангел!
Но что поделать, мой друг,
Я проиграл. Выкуп за невесту
Мне не заплатить.
Я бы взял тебя в жёны, ангел,
Но мне не заплатить выкуп…

Желая повысить градус экзотичности, Фрэнк внёс в песню припев «Уимовэ, уимовэ» совсем из другой африканской мелодии «The Lion Sleeps Tonight», которого в оригинале не было.

На обратной стороне сингла была романтическая баллада «Consuela Biaz», иносказательно рассказывающая о революции в латиноамериканской стране. Перед нами предстаёт красивая, но трагичная история:

В горах над Френо,
У сияющего горного ручья
Лежал юноша, сражённый крушением своей мечты.
Он смотрел в небеса,
Наблюдая за рассветом,
Когда перед ним склонилась женщина
Консуэла Байаз.
Она омыла его раны и целовала его дрожащие пальцы….

Cингл ждала неудача. Даже на родине, где группу обычно принимали тепло, он впервые за 5 лет не достиг TOP 10, заняв лишь 13-е место – самое низкое с момента создания Boney M. Опасаясь провала, Фрэнк не рискнул выпускать эту пластинку в Великобритании. Это был уже второй сингл, который не отправился покорять Туманный Альбион, что было лишь началом падения…

Boonoonoonoos

Сентябрь 1981-го

Boney M. – Boonoonoonoos

В сентябре долгожданный альбом наконец-то увидел свет! Обложку украшало красочное фото, сделанное на закате. Кроме того, в каждый конверт был вложен большой цветной постер и картинка с островом Ямайка, на которой было написано: «Солнце, море и Ямайка – это Boonoonoonoos!» [1].

Но из-за недовольства Лиз Митчелл альбом был тут же отозван из продажи. Семейной женщине, матери и убеждённой христианке не понравилось слишком откровенное фото постера, на котором артисты стояли в полупрозрачной мокрой одежде в водопаде Очо-Риос. В результате, фото заменили на то, где группа плывёт на каноэ, а выпуск альбома был задержан ещё на два месяца. Окончательный релиз состоялся только 1 ноября 1981-го, с опозданием больше чем на год …

Это был очень дорогой альбом - к работе над ним были привлечены лондонский Королевский филармонический оркестр (для песни «Ride to Agadir») и знаменитый джазовый саксофонист Том Скотт. Запись песен проводилась на лучших британских студиях (включая легендарную Abbey Road, где записывались The Beatles), а также на нескольких студиях в Германии, США (голливудская Hitsville Recording Studios) и даже на студии Боба Марли на Ямайке!

Но, ко всеобщему удивлению, альбом, в который было вложено столько времени, сил и денег оказался… полным провалом! 75-е место в британском чарте (до этого 3 альбома подряд занимали 1-е места) и 16-е место в ФРГ.

По мнению критиков, причин провала было сразу несколько. Прежде всего, это была затянувшаяся творческая пауза, вызванная беременностью Лиз. За это время появилось много новых групп, перехвативших внимание публики. Из-за постоянных конфликтов, раздиравших коллектив, руководство лейбла, со дня на день ожидавшее распада Boney M., не рискнуло вкладывать большие деньги в раскрутку пластинки, выход которой был уже отложен два раза.

Третья и самая главная причина – конец эпохи диско. В Америке в 1980-м году слово «диско» стало едва ли не ругательным и где только можно его старались заменить более нейтральным «dance». Разочаровавшись в танцевальной музыке, крупные лейблы теперь вкладывали основные капиталы в панк-рок, новую волну и попсу, в то время, как танцевальная музыка, не оправдавшая их ожиданий, вновь была вытеснена из большого шоу-бизнеса в клубы и чарт National Disco Action. За океаном больше не нужно было диско – не только немецкое, но и своё собственное. Вслед за Америкой от диско отказалась и Великобритания.

Boney M. – 1981

Конечно, мощные танцевальные боевики уровня «Rasputin» или «Daddy Cool» там обязательно бы заметили, но как раз в это время Фрэнк решил заявить о себе, как о серьёзном профессионале и свёл число дискотечных треков к минимуму. Те же, что были (например, «Breakaway») были достаточно тусклыми.

В конечном итоге, альбом получился очень интересным, безусловно профессиональным, но… не коммерческим. А для поп-групп, каковой являлась Boney M., высокие объёмы продаж просто необходимы!

Метания со стилями (к слову, присущие многим исполнителям, искавшим «звучание 80-х» на рубеже десятилетий) лишили Boonoonoonoos необходимой целостности и концептуальности. Для истинных поклонников Boney M. он, безусловно, стал подарком, но случайных слушателей ему привлечь было нечем...

К сожалению, провал Boonoonoonoos ничему не научил Фрэнка, и вплоть до её распада группу будет преследовать печальная тенденция - чем серьёзнее и глубже будет творчество Boney M., тем хуже оно будет продаваться.

Но не всё было так мрачно! К примеру, в Испании, в которой группа незадолго до этого была с промо-туром, альбом всё-таки занял 1-е место, что ещё раз показывает нам важность хорошего маркетинга!

Новое творчество

Альбом открывал трек «Boonoonoonoos», который, несмотря на своё ямайское название, был выдержан в лучших традициях 70-х, объединяя лучшее от инструментального диско и набиравшей популярность синтезаторной музыки с малой толикой южной экзотики. «Silly Confusion», «We Kill The World», «Breakaway» - уже не классическое диско, но и не тропический диско-реггей, которым так славилась Boney M. – это европейский синти-поп, новый для Boney M. стиль. При неизменно качественных аранжировках, мелодии этих работ гораздо более спокойные, чем у прежних диско-боевиков вроде «Bahama Mama» и «Ma Baker».

Из экспериментальных работ наиболее интересна композиция «Ride To Agadir» - кавер на одноимённую песню британского певца Майка Батта «The Ride To Algadir» 1977-го года. Так же как и оригинал, она начинается с проникновенной а капеллы, которая перерастает в мощный гимн марокканцев, сражающихся против французских колонистов!

Boney M. – 1981

Композиция «Train To Skaville» (кавер на песню 1967-го года ямайской группы The Ethiopians) примечательна тем, что в ней впервые прозвучали голоса всех четырех участников, а Бобби Фаррелл читал рэп: «when it's Friday night, and you're feeling alright…» - дань моде набирающему популярность за океаном хип-хопу. Небольшую партию получила и Мэйзи Уильямс, правда, только в телевыступлении. В студийной записи её, как всегда, заменила Лиз.

Значительное место в альбоме Boonoonoonoos занимали лирические поп-баллады: «Jimmy», «Consuela Biaz», «Goodbye My Friend» и «Sad Movies». По мнению некоторых критиков, в этой работе Boney M. стала немного «Аббой», особенно ярко это сходство проявляется в песне «Consuela Biaz» так напоминающей балладу шведов «Fernando».

Нашлось место и экзотике: в песнях «Malaika» и «Homeland Africa» есть много интересных эффектов и инструментов. Складывается впечатление, что альбом Boonoonoonoos был сделан с расчётом на то, что многообразие жанров сможет привлечь новых поклонников, но расчёт оказался неверным: эклектичный сборник работ, не связанных единой концепцией, не нашёл отклика у публики, ожидавшей совсем другую музыку.

We Kill the World (Don't Kill the World) / Boonoonoonoos

1 ноября 1981-го

Boney M. – We Kill the World (Don't Kill the World)

В ноябре был выпущен второй сингл. Его ждал несколько больший успех: 1-е место в Испании и Южной Африке, 3-е в Швейцарии, 12-е в ФРГ и 39-е в Великобритании.

Песня была посвящена актуальным проблемам экологии и грядущей ядерной войны. Стоит отметить что столь серьёзная тема у поп-группы отнюдь не была каким-то позерством или подражанием успешным рок-проектам, боровшимся за мир. В начале 80-х отношения между Западом и СССР, резко ухудшившиеся после ввода советских войск в Афганистан, были накалены до предела. В воздухе буквально витала идея предстоящего конфликта, который, по всем прогнозам должен был стать ядерным, а значит уничтожить всё живое на планете!

Для того, чтобы сильнее затронуть сердца слушателей, в песне звучали детские голоса. Ребят, которые просят взрослых «не убивать» мир, звали Брайан Пол и Брайан Слэттен (их можно увидеть в телезаписи), они были американцами (для исполнения вокальных партий нужен был безупречный английский) и учились в американской школе во Франкфурте, где пели в церковном хоре.

Эффект «ангельского хора» был получен при помощи небольшой «хитрости» - голоса мальчиков, многократно исполнявших один и тот же фрагмент, были наложены сами на себя, что создавало полное ощущение того, что поёт целый хор. В телевизионном же выступлении детский хор (американские дети из той же школы) пел под фонограмму.

Хотя в записи участвовало несколько ребят, на обложке пластинки значилось лишь: «Отдельное спасибо Брайану Полу и другим детям за исполнение We Kill The World».

Вопреки обыкновению, женскую вокальную партию исполняла не Лиз, а Марсия. Кроме того, в ней можно услышать голос Бобби Фаррелла (в тех местах, когда он говорит, а не поёт).

Сингл был выпущен в нескольких вариантах с различной длиной. Однако оригинальная запись 7:51 мин так и осталась не выпущенной. Больше...

Уход Бобби

Bobby Farrell - Polizei / Fool in love

С выпуском неудачного альбома беды группы не закончились. Скорее, только начались. В ноябре 1981-го года из группы был уволен Бобби Фаррелл.

Причин тому было несколько. Как уже говорилось, Бобби постоянно донимали вопросами журналисты, что привело к тому, что единственный солист-мужчина Boney M. вовсе перестал появляться на пресс-конференциях группы, причём даже на самых ответственных. В своих интервью Фаррелл жаловался на «невыносимую рабочую атмосферу», царящую в Boney M. По непроверенным данным, в тот момент у Бобби были проблемы с алкоголем.

С уходом из Boney M., Фаррелл попробовал начать сольную карьеру и в следующем году выпустил сингл «Polizei / Fool in love». Для своего будущего альбома он записал несколько композиций с Морганом Перрино из Eruption, однако из-за малых продаж сингла от идеи выпуска альбома пришлось отказаться. Тем не менее, со своей новой программой Бобби совершил ряд гастрольных туров по Европе. Наибольший успех имело выступление в социалистической Польше, где был снято телешоу «Crazy Bobby».

После пяти лет работы в постоянном коллективе Бобби было сложно войти в ритм сольных выступлений, где всё внимание публики нужно было держать ему одному. Конечно, он был лицом Boney M., и зажигать зал у него всегда получалось хорошо, но без остальных участников его воспринимали не охотно. Впрочем, и Boney M. было не очень сладко, ведь без своего солиста группа больше не могла давать концерты!

Рождественский альбом

23 ноября 1981-го года

Boney M. - Christmas Album 1981

За месяц до Рождества, спустя всего через три недели после выхода в свет провального «Boonoonoonoos» был выпущен ещё один альбом группы, который назывался «Christmas Album» (в британской версии «Mary's Boy Child - The Christmas Album»).

Первоначально Фрэнк планировал выпустить Рождественский альбом как сольный диск Лиз Митчелл, однако с уходом Бобби группа временно не могла выступать на сцене, и чтобы рейтинги не упали ниже плинтуса, Фрэнк решил поддержать Boney M. очередным студийным альбомом.

В сборник вошла изданная ранее песня «Mary's Boy Child/Oh My Lord». Композиция «Little Drummer Boy» (кавер на рождественский гимн Кэтрин Дэвис, впервые исполненный в 1951-м году Trapp Family Singers) была выпущена отдельным синглом, который попал в TOP20 ФРГ.

По иронии судьбы, в клипе «Little Drummer» танцевал Бобби Фаррел, который уже покинул Boney M. В телевыступлении его заменял мальчик с барабаном.

Второй сингл «Zion's Daughter» (переработанный органный гимн XVIII века Генделя «Tochter Zion») будет выпущен к Рождеству следующего 1982-го уже с новым солистом.

Как и ожидалось, Рождественский альбом был намного успешней своего предшественника, и в 1983-м году получил платину. Это был последний альбом группы, выпущенный британским лейблом Atlantic Records, который вскоре после неудачи с «Boonoonoonoos» разорвал контракт с Boney M..

Примечания

1. В большинстве биографий Boney M. написано, что на островах Карибского моря «boonoonoonoos» означает «счастье». На самом деле, на языке джа, являющемся составной частью ямайской культуры раста, «boonoonoonoos» означает «превосходный».

Интересное

  • Тема Рождества активно эксплуатировалась Boney M. и в 80-е, «Рождественский альбом» был неоднократно переиздан под названиями: «Die 20 schönsten Weihnachtslieder der Welt», «The 20 Greatest Christmas Songs», «The Most Beautiful Christmas Songs of the World», «Happy Christmas», «A Wonderful Christmas Time» и «Christmas Party»
  • фото Boney M.
    Основная информация
    Годы активности1975 - 1986
    Жанры
    Евродиско

    Творческая деятельность
    Группа

    Страна
    ФРГ


    УчастникиBobby Farrell

    Frank Farian

    Liz Mitchell

    Maizie Williams

    Marcia Barrett

    Reggie Tsiboe

    Сайт -