Вверх

Falco

Дмитрий Семенидо


Фалько - чёрное золото Австрии

Фалько - чёрное золото Австрии

Глава 10

Десять лет спустя...

«Remix Collection»

Falco - Remix Collection (1991)

В следующем 91-м году Фалько не был готов предоставить материал для нового альбома. Он отходил от провала, и перед ним опять стояла необходимость выбора продюсера. Артист был снова готов сотрудничать с Робертом Погнером, но потом, к счастью, отказался от этой идеи.

Чтобы заполнить затянувшуюся творческую паузу, был выпущен альбом ремиксов. Обычно такие альбомы выходят у музыкантов на десятилетний юбилей, как некий итог их творческой деятельности. У Фалько итог наступил через 9 лет.

Этот альбом был исключительно студийным - даже его обложка была довольно невыразительной, без традиционной фотографии артиста. В него вошли такие признанные хиты, как обе части Джинни, менее известные, но тоже успешные «Vienna Calling», «Junge Roemer» и «Emotional». На старый хит «Комиссар» был написан ремикс, обозначенный, как «часть вторая». В него было добавлено продолжительное вступление со звуком полицейской рации, а его ритмика претерпела серьёзные изменения.

Он более быстрый и более современный, но, к сожалению, в нём исчезла та сумасшедшинка, которая была в старой версии.

Есть ремикс и на «Амадея». Он звучит довольно современно - из него убраны характерные звуки 80-х, которые в начале 90-х звучали бы страшным анахронизмом. В припеве постоянно повторяется «sugar sweet», и, в общем, этот трек совсем неплох, но в таком виде, он никогда не стал бы хитом №1.

На песню «Data De Groove» ремикс довольно проходной – попытка объединить звучание 80-х и 90-х. Самый же интересный, пожалуй, микс на песню «Wienner Blut». Он свободен от влияния «старой школы» и звучит очень современно! Хотя, наверное, не достаточно современно для 91-го года. Этот альбом остался практически не замеченным публикой. По итогам продаж в Германии он был только на 51-м месте.

Новый лейбл

Контракт с лейблом Teldec, заключённый на вершине славы в 1986-м году закончился. За эти годы студия окончательно разочаровалась в артисте, новых хитов от которого она так и не дождалась. Естественно, что новый контракт они заключать не спешили, а найти новый лейбл было не так просто. Ни в Австрии, не в Германии, ни в Америке в Ханса уже никто не верил, и даже стандартный контракт на три альбома заключать не хотели.

EMI

Тем временем, во время отдыха в Штатах, Ханс неожиданно бросил пить. Под контролем друга Билли Филановски он худеет на 20 килограмм, совершает ежедневные пробежки, плавает и ходит в сауну. Чтобы работа над будущим альбомом хоть как-то продвигалась, к ним вылетел Герд Плетц - помогать с текстами. По словам его друзей, сбросив вес и бросив пить, Ханс сделался необыкновенно энергичным, но, в то же время, очень нервным, и в этом они видели тревожные симптомы. Однако он снова начал писать тексты, и это был несомненный плюс.

К лету нашёлся лейбл, который согласился заключить контракт – знаменитая студия EMI, шеф которой Хельмут Фест всё ещё верил в Фалько. Условия были просто чудесными: контракт гарантировал выпуск трёх долгоиграющих пластинок и, возможно, ещё двух (Фалько настаивал на пяти) – по договорённости. Сразу же после подписания контракта (ещё до начала всех работ по записи альбома!) певцу выплачивался гонорар 500 тыс. немецких марок. Просто удивительно, что после стольких провалов в Фалько ещё кто-то верил! Но и у новой студии первым делом возник вопрос – а кто же будет продюсером? Продюсера не было.

Отказавшись от идеи сотрудничества с Погнером, Фалько неожиданно задумался о том, чтобы продюсировать себя самому, однако это было бы безумием. И снова перед ним лёг длинный список известных в шоу-бизнесе личностей. И снова, одна за другой, из него были вычеркнуты все фамилии. Кроме одной - Болланды! Больше.

Работа над альбомом

Bollands

Как известно, совместная работа над альбомом «Wiener Blut» закончилась тем, что Фалько за своё отвратительное поведение был вышвырнут Болландами из студии вместе со своим менеджером. Смогли бы Болланды теперь, спустя три года, его простить?

В качестве извинения Фалько написал большое душевное письмо на плакате Моцарта, снабдив его подписью: «номер 1 в США не может быть ошибкой!». Однако на письмо Болланды не ответили, и ему пришлось пойти на ещё большее унижение – самому им позвонить.

При личной встрече Болланды высказали Фалько все накопившиеся обиды, составив длинный перечень того, что их обидело при сотрудничестве с музыкантом за пять лет. В свою очередь Фалько высказал свою позицию, заверив продюсеров, что такое поведение было связано с алкоголизмом, и теперь, когда он бросил пить, подобного больше не повторится. Условия были те же – готовые аранжировки и наброски текстов.

К заверениям Фалько Болланды отнеслись довольно сдержанно, и они не ошиблись – во время записи альбома у Фалько случился рецидив – он снова запил, причем в открытую, прямо в студии. Он снова стал прогуливать запись и конфликтовать с продюсерами. Скрепя сердце, они выполнили обязательства и довели альбом до конца. Казалось, они даже не удивились.

Falco - Nachtflug

С предыдущим альбомом «Ночной полёт» составляет резкий контраст. Он, конечно, не повторил успех «Falco 3» или «Emotional», но его смело можно включить в число успешных работ музыканта! В нём было много ярких треков, а заумные тексты как в альбоме «Data De Groove» и поп-баллады какими был полон «Winer Blut», напрочь отсутствовали. Это был старый и добрый Фалько - с его юмором, романтичностью, вдумчивыми текстам и красивым музыкальным оформлением, которое всегда так хорошо удавалось Болландам! Обложка альбома была традиционно пафосной – Фалько предстаёт на ней, как обычно, во всём чёрном – в распахнутом плаще.

Помимо Болландов в работе над альбомом принимал участие музыкант Харальд Клозер, с которым Фалько познакомился в Лос-Анджелесе. В сотрудничестве с ним родились песни «Monarchy Now» и «Nachtflug». Улетев к нему с текстами, Фалько вернулся с готовыми песнями. По иронии судьбы, Харльд был женат на Дезире Носбуш, с которой Фалько записывал песню в далёком 84-м…

Titanic

Titanic

Заглавный трек «Титаник» посвящается затонувшему английскому пассажирскому пароходу, следовавшему из Великобритании в США в апреле 1912 года. При столкновении с айсбергом судно получило повреждения и вскоре затонуло. Из 2224 человек, находившихся на борту, в живых осталось только 710. Все эти десятилетия тема «Титаника» была очень актуальной – о нём регулярно писали журналисты, его искали водолазы; снова и снова к теме загадочного лайнера обращалось множество поэтов, музыкантов и режиссёров. Из наиболее известных - российская группа «Nautilus Pompilius», выпустившая альбом «Титаник» в 1993-м году. В 1997-м году вышел в свет фильм Джеймса Камеруна, получивший одиннадцать премий Оскар, вновь сделавший тему «Титаника» повсеместно обсуждаемой. Но задолго до них, ещё в 1992-м году Фалько выразил отчаянье и безрассудное веселье его пассажиров перед лицом смерти в одноимённой песне! Вступление в ней подчёркнуто весёлое – словно та полька, которую оркестр «Титаника» играл в последний раз, стараясь отвлечь гибнущих пассажиров…

«Оглянись вокруг – что происходит, мы плывём или стоим? Есть лишь одно средство – шампанское, икра, благородство на лицах».

При этих словах мы будто бы видим тех благородных господ, которые не бегут спасаться, и до последнего момента сохраняя аристократизм, продолжают игру в преферанс, не замечая общей паники. Как обычно Фалько играет словами – схожестью «dance» и «decadance» («танец» и «декаданс»), приглашая «давай по дека-танцуем»!

«В любом случае, давайте танцевать! Всюду люди в смокингах. Потому что мир идёт ко дну – сейчас или через час…»

Особенно роскошным получился припев:

«Титаник тонет в панике, но красиво, с миллионами денег и дорогими шмотками. Титаник тонет в панике, но хорошо, потому что тот, кто себя спасает, не познает радости падения!».

К этому времени Фалько уже отлично знает, что значит «радость падения» и «пир во время чумы», когда его огромная популярность, словно «Титаник» идёт ко дну, а он должен продолжать свою игру, делая вид, что не замечает проблем! Здесь он играет словами «besser neureich sein als nie reich sein und in Gesellschaft nicht allein» - «лучше быть нуворишем, чем никогда не быть богатым и в обществе не одиноким». В высшем же смысле, пассажиры - это вся западная цивилизация, которая знает, что дни её сочтены, но которая продолжает веселиться и танцевать, стараясь не думать о скорой гибели – непотопляемый «Титаник»!

Falco - Titanic

Выпущенный отдельным синглом, «Титаник» достигает третьей строчки австрийских чартов, превзойдя успех таких работ, как «The Sound of Musik», «Wiener Blut» и «Jeanny Part 2»! Правда, в Германии его ждало только 47-е место. Но учитывая, какой насыщенной была в начале 90-х европейская музыкальная жизнь, как много выпускалось танцевальных хитов, это и не удивительно. Все верхние строчки занимали новомодные техно и евро-хаус, а конкурировать с U96, KLF и Snap! Фалько было вряд ли по силам!

Фалько: «Я спросил у 200 своих друзей, с чем у них ассоциируется слово «декаданс». Все ответили по-разному, но каждый тем или иным образом связал это со мной. Когда я посмотрел определение в словаре Дуден, - это слово имеет два значения: «закат» и «кораблекрушение» - мне стало ясно: «Titanic» скорее всего не повторит успеха «Rock Me Amadeus», но я верю, что я смогу вернуться к жизни. В этой песне я как раз рассуждаю на тему, в которой общество надеется на то, что даже в момент падения у нас могут вырасти крылья, и я думаю, что мы тоже принадлежим к этому обществу».

Horst Bork

Хорст Борк:

«Болланды в очередной раз продемонстрировали отличное чутье на актуальные темы: за несколько лет до Джеймса Кэмерона они вспомнили о драме с отправившимся ко дну роскошным пароходом, и Ханс превратил ее в историю о декадансе и смерти».

«Монархия сейчас»

Следующий трек один из самых интересных в альбоме – и по своему музыкальному оформлению, и по тексту, и по звучанию. В нём есть замечательная таинственность и готическая острота, которую артист умел придавать своим песням. В ней чувствуется вся мощь немецкого языка, который раскрывает здесь всю свою грубую силу!

«Мой отец говорил: «все равны перед Богом», только наш Император был сам как Бог, даже мёртвый».

До 1918-го в Австрии был император, а Австро-венгерская империя была одним из самых могущественных государств в мире. Несомненно, что и во времена Фалько было немало австрийцев, которые сожалели об утере великого статуса своей страны, ненавидели демократию и ностальгировали по имперским временам…

«Он говорил, что императоры и вожди – все когда-нибудь проигрывали»

Ещё совсем недавно – всего шесть лет назад, Фалько сам был королём – он поднялся на вершину мировой славы, но как и всякого царя горы, его рано или поздно ожидало падение.

«В худшем случае я выберу между чудовищной или декадентской душой, империю между государственным флагом и шёнбруннской сиренью, потому что я по-прежнему предпочёл бы роль крон-принца, хотя он никогда не владел государством, но он останется таковым для мириад своих любовниц».

В этих словах заключена тоска по великому прошлому – даже теперь, спустя столько лет, Фалько предпочёл бы быть для своих поклонников королём, пусть и номинальным, как печально-известный австрийский крон-принц Рудольф, но не простым обывателем.

«Цезари, князья, короли - все любимые народом монархи уносятся сейчас поездом времени. Дайте народу сумасшедший парад ветеранов, дайте народу святых, которых он жаждет...»

Эта красивейшая песня не была оценена по достоинству, и сингл провалился. Возможно, виной тому гнусный голос, который бесконечно повторяет: «Monarchy now».

«Танец Мефистофеля»

Об этой песен Фалько сказал так: «Мы не переделаем старых нацистов, то, что меня волнует, это молодежь, молодые коричневые». Мефистофель - один из главных героев «Фауста» Гёте, олицотворяющий собой дьявола.

Horst Bork

Хорст Борк:

«Эта тема годами была на его повестке дня, пока Болланды не предложили свою идею. От их первого демо остался лишь заголовок, а в последующих строках Фалько очень резко провел инвентаризацию, и мы всегда назвали это «Гитлер-танго», таковым был для нас подзаголовок Dance Mephisto. При записи песни Ханс заменил две строчки и лишил песню остроты, но при этом он задумывался о видео в стиле Мела Брукса, в котором бы Гитлер танцевал танго, и это тоже отправилось в стол».

Это был третий сингл, который достиг 17-й строчки австрийских чартов. Не очень большой успех, учитывая, что даже «Data De Groove» был 12-м.

«Отель Кадиллак»

Это песня о любви – безудержной, сильной, к той единственной, которую уже потерял, но которую продолжаешь любить... По своей романтической эмоциональности она очень напоминает более ранние работы Болландов середины 80-х.

«Я всё ещё жду в отеле «Кадиллак»… жду твою любовь. Я потерял тебя в отеле «Кадиллак», девочка, где ты теперь?».

Разочарование, безысходность и пустота пришли на смену любви…

«Новые любовницы не ждут, не служат, новые любовницы дают, чтобы взять - всё, что они хотят…».

Возможно, эта песня появилась не в своё время (году в 86-м она непременно стало бы хитом), не была раскручена должным образом, но это одна из сильнейших песен Фалько, ничуть не уступающая по романтичности «Джинни», во многом ей созвучная, но более зрелая.

«Ночной полёт»

Falco - Nachtflug

Эта песня одна из немногих написана Фалько от начала до конца - впервые после Junge Roemer. Он скажет о ней: «Это я. Она об отношениях между мужчинами и женщинами, как я их представляю в данный момент».

«Он агент под прикрытием, член приватных клубов, ему верит каждый, кто его знает. Ежедневно он заказывает ночной полёт. Надёжный дом и долгие года роскоши – всё напрасно, его не покидает чувство волнения…».

Эти слова, будто бы, тоже о Фалько, который долгие годы постоянно играет роль – как агент под прикрытием, в то время как сам он совсем не такой, и всё происходящее не унимает его волнения.

«Он знает - она сделает это сегодня ночью. И поэтому позволяет ей быть капитаном ночного полета. Только ей».

Этот сингл выпускался только в Голландии, где он не имел успеха.

Дальше один

В 1992-м году произошло то, во что уже никто не верил – Фалько удалось взять реванш. И хотя за пределами Австрии успех был не очень высок, певец доказал – он ещё способен создавать хиты! Сам Фалько скажет об альбоме: «он подытоживает последние десять лет моей жизни». С момента успеха Комиссара как раз прошло десять лет.

Falco - Sexy

Публика очень хорошо приняла «Ночной полёт», и на родине он получает платину. К сожалению, несмотря на положительные отзывы, в соседней Германии успех был гораздо более скромным - 73-е место.

Возвращение в хит-парады воодушевило Фалько, и он решил взять большую часть дел в свои руки – самому назначать сроки выхода пластинок и самому решать, кому и за что платить. Это давало ему большую свободу, но теперь и все удары ему предстояло держать самому, тогда как раньше их принимал на себя Хорст Борк.

Как позднее признался Фалько, причина его решения крылась в глубинных страхах – он панически боялся, что общественность воспринимает его как ведомого, управляемого со стороны человека, ему же хотелось демонстрировать самостоятельность и решимость. Теперь он сам выбирал – участвовать или нет в тех или иных ток-шоу, давать или нет интервью, но подчас появление в программах, не подходивших ему по формату, приносило больше вреда, чем пользы. Вопросы со студией EMI ему тоже предстояло решать самому.

Очень скоро Хорст Борк, который оказался полностью устранённым от контроля над происходящим, решил покинуть свою должность и завершить их отношения менеджера и актёра. Он по-прежнему оставался администратором издательства «Falkenhörst», а также верным другом Ханса, но уже не был его менеджером. Это решение назревало давно – по его словам, после долгих 12 лет сотрудничества Борк уже не чувствовал никакого стимула к дальнейшей работе. Ханс воспринял его решение спокойно – осознание, чем это грозит, пришло намного позже. Он по-прежнему продолжал советоваться с Хорстом как с другом, но теперь все проблемы Фалько были только его личными проблемами. Продюсеров себе он теперь тоже выбирал сам.

Новый формат

Весной 1993-го Фалько, казалось бы, вернулся на верный путь, впервые за последние шесть лет. Он снова, как и в 86-м году, решает отправиться гастролировать по городам Австрии и Германии. Но время крупных сольных концертов прошло, билеты на его концерты почти не расходятся, и он меняет формат выступлений - выступая для небольшого количества людей на малой сцене.

Его последнее крупное выступление состоялось 27 июня 1993-го, на венском фестивале «Donauinselfest». В этот вечер более 150 000 людей лицезрели, наверное, лучший концерт Фалько. Возбуждённый любовью своих фанатов он весь источал энергию!

Thomas Rabitsch

Томас Рабич:

«Как и большинство концертов, он начался с некоторым опозданием. Во время выступления пошел дождь, потом дождь превратился в мощную грозу. Но публика оставалась, никто не спешил домой. Настроение было просто невероятным, воодушевление публики — безграничным. Это выступление было праздником, поклонники праздновали вместе с Фалько.

45 минут спустя, во время песни «Nachtflug», молния ударила совсем близко к сцене, вызвав частичное отключение электричества. Ситуация стала опасной для музыкантов, так как вся сцена была покрыта водой, но мы продолжали играть, пока было возможно. Но все же мы были вынуждены прерваться, так получилось, что мы не сыграли «Амадея», оборудование просто частично испустило дух».

17 сентября того же года Фалько был приглашён в качестве гостя в концертный зал в городе Грац, где группа «Opus» отмечала свое 20-летие. Ровно десять лет назад он познакомился здесь с Изабеллой. Но теперь всё было по-другому: была другая эпоха, другая мода, и лишь старая дружба осталась всё так же крепка! На этом концерте Фалько исполнил песню «Flyin' High» дуэтом с солистом группы Хервигом Рюдиссером.

Семейный кризис

Осенью 1993-го Фалько получил тяжелейшее известие в своей жизни. Он уже имел некоторые сомнения в своём отцовстве и решил сделать тест. Результат теста был таким: «Ханс Хёльцель не является отцом Катарины Бьянки».

Horst Bork

Хорст Борк:

«Я был одним из немногих, кого это не особенно удивило. Меня удивило другое: то, что Ханс лично на полную громкость обнародовал это известие».

История с рождением дочери была действительно очень мутной – первой, кто высказал сомнения в том, что Ханс действительно отец девочки, была мать Фалько - Мария Хёльцель. Вероятно, она и настояла на том, чтобы сделать тест. Изабелла отвергала все обвинения в свой адрес, уверяя, что зачатие произошло в Граце, в отеле Альтштадт. Больше.

Трудно сказать, на что надеялся Фалько, предавая это дело широкой огласке – если на PR, то он был весьма сомнительным. Если на сочувствие – то после столько лет игры циника, белозубого комиссара, Амадея и заносчивого нувориша, на него было рассчитывать просто смешно. Только ленивый не пнул его тогда, и это причиняло тщеславному артисту страшное унижение - похоже, бывший муж Изабеллы успел сделать ей ребёнка чуть ли не в последний день их совместной жизни.

Billy Filanowsky

Билли Филановски:

«Внешне он не выглядел подавленным, но было видно, что это самое большое унижение, которое ему удавалось испытать за всю жизнь».

Maria Hölzel

Мария Хёльцель:

«Он так и не смог через это переступить, если кто и делал ему когда-нибудь больно, это была Изабелла»

 

После развода Изабелла взяла свою девичью фамилию Виткович (Катарина Бьянка осталась Хёльцель). Никаких попыток вернуться к Фалько Изабелла больше не предпринимала. Ханс тоже порвал с ней все контакты, а дочь, которая до сих пор считалась его единственной наследницей, была вычеркнута из завещания. Тем не менее, Фалько скажет в одном интервью того времени:

Horst Bork

Фалько:

«Я надеюсь, малышка не думает, что папа больше не хочет быть папой. Я не выхожу из игры. Я сделаю все возможное, чтобы не допустить каких-либо трудностей в обществе для нее. Но я должен принять к сведению, что Катарина с юридической точки зрения не моя дочь. Я составил письмо, которое хранится у нотариуса. На 18-й день рождения она его получит вместе со сберкнижкой. Я надеюсь, она сможет меня понять. Это моё самое большое желание» Horst Bork

Хорст Борк:

«Катарина Бьянка в своей книге написала, что не получила ни письма, ни сберкнижки»

Этот страшный эпизод наложил чёрный отпечаток на все дальнейшие отношения Фалько с женским полом. Но пострадал не только он сам. Катарина Бьянка тяжело пережила развод родителей, причиной которого была она сама, а в школе, где все знали, что она дочь Фалько, её ждали насмешки и издевательства. Огласив результаты отцовства на весь мир, Фалько сделал её жизнь невыносимой. Девочка постаралась, как могла, дистанцироваться от Фалько, и в 1997-м году сменила фамилию на Виткович, которую она носит и по сей день.

Боль

Falco - Symphonic

Утешая себя, переживая боль от профессиональных и личных травм, Ханс Хёльцель старается больше и больше проводить в своём уединённом убежище в Гарс ам Камп - его райском уголке, где он думал, ему лучше будет справиться с кризисом.

Теперь на него больше не давил личный менеджер, ему и только ему самому предстояло решать, кого нанимать в продюсеры, когда и где записывать пластинки, но оказалось, что сам он плохой начальник – потакая своим слабостям, он всё больше и больше погружался в творческий простой. Он встречается с продюсерами и музыкантами, но погружённый в мир своих грёз, Фалько слабо ориентируется в окружающей действительности, и эти встречи почти ничего не дают.

К счастью для него, студия EMI выбрала модель «длинного поводка» и не давила на музыканта, но именно отсутствие контроля делало его ещё более снисходительным к самому себе.

Психотропные лекарства, которые должны были бороться с его меланхолией, вымывались из организма алкоголем. Чтобы не жалеть себя, Ханс работал день и ночь над новым альбомом, отчаянно, безрассудно надеясь на возвращение к мировой славе…

Единственный значимый концерт Фалько в 1994-м году был в мае – на Соборной площади Вены с оркестром из 72 человек. Это грандиозное выступление было записано и выпущено в 2008-м году на DVD под названием «Symphonic» («Симфонический»). Продюсером записи стал Томас Рабич - давний друг Фалько и лидер группы, с которой Ханс выступал последние годы.

фото Falco
Основная информация
Полное имяJohann Hölzel
Дата рождения19 февраля 1957 г.
Место рожденияВена, Австрия
Дата смерти06 февраля 1998 г.
Место смертиПуэрто-Плата, Доминиканская Республика
Годы активности1977 - 1998
Жанры
Синти-поп

Хип-Хоп

Новая волна

Панк-рок

Поп-рок

Творческая деятельность
Исполнитель

Автор текстов

Композитор

Продюсер

Аранжировщик

Страна
Австрия


Сайт -