Вверх

Год 1972-й: Италия

Одним из самых значимых культурных событий 1972-го года был выход на экраны легендарной гангстерской драмы Фрэнсиса Форда Копполы «Крёстный отец». Любовная тема, созданная итальянским композитором Нино Ротой, становится мелодией года. Популярность картины в Италии - на родине мафии - была вполне предсказуема, и вскоре после премьеры сразу несколько итальянских групп записывают свои версии «любовной темы». Самой успешной была «Il Padrino» («Крёстный отец») от итало-американского дуэта Santo & Johnny, в сентябре возглавив национальный чарт, она не покидала первую строку рекордные 13 недель! На оборотной стороне диска был концерт для фортепиано №1 в си-минор Петра Чайковского.

Но Санто и Джон Фарина не были единственными! В том же году в чарты попадают новые, пусть и менее успешные, версии любовной темы от Карло Савины (#10), Джони Дорелли (#13), Орнеллы Ванони (#16) и Августо Мартелли (#17). И конечно, все они тоже назывались «Il Padrino»!

Ещё одним открытием года стала композиция «Pop-Corn», знакомая нам с детства по эпизоду со стройкой в мультфильме «Ну погоди!» и заставке передачи «Спортлото». Её автор - американец Гершон Кингсли записал её в 1969-м году для альбома «Music to Moog By» (отсылка к легендарному аналоговому синтезатору 60-х «Moog»). А именем мелодия обязана своему короткому и отрывистому стаккато, напоминающему звук лопающейся кукурузы. В наши дни она считается одним из самых ранних примеров электронной музыки, если угодно, синти-поп!

Но по-настоящему популярной «Воздушная Кукуруза» становится в исполнении нью-йоркской электронной кавер-группы Hot Butter, возглавляемой Стеном Фри - экс-участником группы First Moog Quartet, созданной Гершоном Кинглси в 1970-м. В Италии на неё моментально создаётся сразу несколько каверов: группой La Strana Società (2-е место в чарте), проектом The Popcorn Makers (тоже 2-я строчка!), а также Мистером К (#7). Но и версия Hot Butter также отметилась в национальном хит-параде, заняв скромное 19-е место!

Крайне успешной была и песня Лучио Баттисти «I giardini di marzo» («Мартовские сады») с конца мая возглавлявшая чарт на протяжении семи недель! Его новый альбом «Umanamente uomo: il sogno» («Гуманный человек: мечта»), вышедший незадолго до этого на независимом лейбле Numero Uno (основанном самим Баттисти вместе с поэтом Джулио «Mogol» Рапетти), занимает 2-е место по продаваемости за 72-й год! Следующему альбому того же года «Il mio canto libero» («Моя свободная песня») будет суждено стать лидером продаж в Италии в новом 73-м году. Американское издание Billboard номинирует Лучио на премию «персона года Италии», дав ему восторженную характеристику: «певец, композитор, музыкальный издатель международной известности, повысивший вкус итальянской аудитории и укрепивший рынок».

Известная певица и телезвезда Мина (настоящее имя Анна Мария Кваини) возвращается в шоу-бизнес после небольшой творческой паузы, связанной с рождением дочери. Она принимает участие в новом теле-варьете Teatro 10, где исполняет несколько песен, написанных для неё вышеупомянутым дуэтом Баттисти/Могол. К концу апреля на вершину чарта взмывает её песня «Grande grande grande» и возглавляет его целые четыре недели!

Тем временем, с англоязычным кавером на её песню «Never, Never, Never» британская певица Ширли Бэсси лидирует в австралийском чарте. Следующий успех Мины – песня «Parole, Parole» («Слова, слова»), впервые исполненная на теле-варьете Teatro 10 дуэтом с Альберто Лупо. Её необычное исполнение и великолепный голос Мины (которая запросто могла покрыть три октавы), моментально завоевали сердца публики. Песня построена в виде диалога, в котором мужчина признаётся в любви, а женщина лишь насмехается над ним, как будто для неё все его признания только слова... В следующем году небезызвестный Ален Делон и певица Далида выпустят франкоязычный кавер «Paroles Paroles», который займёт верхние строчки чартов Франции и Японии. Именно в этом исполнении песня стала популярной и в СССР . Сама же Мина перепоёт свою же песню в шутливой манере вместе с Адриано Челентано. А в 2003-м версия Мины войдёт в саундтрек фильма Габриэле Сальватореса «Я не боюсь».

Завораживающе-прекрасную песню «Una Chitarra E Un'armonica» («Гитара и губная гармошка») исполнила прошлогодняя победительница фестиваля в Сан-ремо - Нада. В 72-м году она вновь приняла участие в фестивале, но, на этот раз, заняла почётное третье место с песней «Il re di denari» («Бубновый король»), в чартах достигшей 4-й позиции.

Нельзя не сказать и про успех известного метра Николы Ди Бари – в 1972-м году он вновь побеждает на фестивале в Сан-Ремо, а также представляет страну на Евровидении с песней «I giorni dell'arcobaleno» («Дни радуги»), с которой занимает 6-е место. Его новый шлягер «Chitarra suona piu` pian» («Гитара звучит лучше пианино») 6 недель лидирует в национальном чарте!

В конце августа на три недели итальянский «музыкальный олимп» занимает поп-рок группа Dik Dik (названная в честь миниатюрной антилопы дикдик), с песней «Viaggio di un poeta» («Путешествие поэта»).

Хотя начало 70-х было вполне успешным для группы, и их синглы вроде «L'isola di Wight» и «Vendo casa» хорошо покупались, альбом 72-го года «Suite per una donna assolutamente relativa» («Сюита для совершенно родной женщины») не был столь успешен. Эксперименты с прогрессивным роком начатые в нём, сильно отличались от более лёгкой музыки, которую группа записывала раньше, и публика встретила его холодно. Учтя пожелания фанатов, музыканты решили больше не рисковать и следующий альбом выпустили в привычном стиле.

Карьера неаполитанского певца Джанни Надзаро начиналась с пародийных номеров, когда под псевдонимом Buddy он подражал известным музыкантам вроде Джанни Моранди или Адриано Челентано. После победы на музыкальном фестивале в родном Неаполе он перешёл от пародий к сольному творчеству. В 72-м году его сингл «Quanto e` bella lei» («Как она прекрасна») продержался на первой строчке национального хит-парада 6 недель!

Горячо любимая в нашей стране генуэзская группа Ricchi e Poveri тоже принимала участие в фестивале Сан-Ремо. Выступив там с композицией «Un diadema di ciliegie» («Вишнёвая диадема»), музыканты подписали выгодный контракт со знаменитой кондитерской фирмой Ferrero и следующие пять лет были лицом рекламной кампании шоколадных бисквитов «Fiesta Snack»!

Арт-рок группа Delirium, выступавшая на Сан-Ремо с песней «Jesahel», заняла там 6-е место, зато в национальном хит-параде безраздельно царствовала 6 недель! Эта песня стала самой успешной и известной работой группы. Вскоре её солист Ивано Фоссати начнёт сольную карьеру, и коллектив распадётся.

Очаровательная Мильва (Мария Ильва Биолкати), прозванная за свои огненно-рыжие волосы La Rossa, снимается в фильме режиссёра Карло Карунчио «Любовь умирает» («D'amore si muore») в роли Лейлы. На тему фильма, созданную блистательным Эннио Морриконе, она записывает песню с тем же названием, что вдохновило мастера на написание ещё нескольких мелодий для рыжеволосой красавицы. В том же году она выпускает прекрасную песню «Mediterraneo» («Средиземное море»)!

Самому мэтру в 72-м году успех приносит созданный им саундтрек к прошлогоднему фильму Серджо Леоне «За пригоршню динамита». В апреле он на неделю возглавляет чарт Франции!