Вверх
Главная 🞂 Артисты 🞂 Ласковый май


Ласковый май

2018-09-06 14:56:28

Дмитрий Семенидо

Ласковый май - биография

Ласковый май:

Советская «Фабрика грёз»

Второй распад Ласкового мая

Ласковый май

Весна 1989-го года стала началом второго и самого серьёзного раскола группы, о котором фанатам группы было суждено узнать из очередного звукового письма Андрея Разина. Что же произошло на самом деле, и почему такой успешный коллектив на гребне своей популярности распался?

Уход Сергея Кузнецова

О причинах ухода Сергея Кузнецова все бывшие участники группы до сих пор отвечают уклончиво. Понятно, что конфликт между Кузнецовым и Разиным вырос не в одночасье - он зрел почти год. Вероятно, сыграл свою роль и фальшивый Ласковый май в парке Горького, и то, что Разин объявил себя солистом группы, и альбом братьев Куликовых, выданный за майский, и 12 фонограммных клонов… но со всем этим Сергей довольно долго мирился, и очевидно, что не они стали отправной точкой его исхода.

Сергей Кузнецов и Юрий Шатунов

О своих нежных чувствах к Юре сам Сергей написал так много [1], что нам нет нужды доказывать читателю, сколько значил для него тот, кому посвящались все стихи. Но с момента переезда Юры в Москву (который, опять же, состоялся только благодаря Сергею), мальчик был для него потерян. Теперь рядом с Шатуновым неотлучно находился Аркадий Кудряшов, который окружал мальчика столь пристальным вниманием, граничащим с обожанием, что очень быстро вчерашний детдомовец погрузился в мир цветных иллюзий, центром которого стал он сам. Разин не разрушал этих иллюзий, прекрасно понимая, на чьей харизме держится успех Ласкового мая. Шатунов был локомотивом его собственной славы, и он сам старательно подбрасывал дровишки в топку его тщеславия.

Если в интернате Юра увлечённо работал над песнями вместе с Сергеем, то теперь он был избавлен и от студийной работы. Сергей сочинял тексты и музыку, Анатолий Мешаев – записывал аранжировки, а Шатунов появлялся на «Рекорде» лишь для записи вокала. «Май» больше не принадлежал Кузнецову, он больше не был его средством самовыражения, всё больше становясь детищем Разина. Сергей же оставался руководителем лишь художественным, который стремительно терял авторитет в глазах Юры. Словно от прежней дружбы не осталось и следа. Да и была ли она?

Сергей Кузнецов

«Я не знаю, кто виноват, но сложнее стали наши взаимоотношения с Юрой Шатуновым. И хуже. Он стал тянуться к Разину и Кудряшову, стал с ними откровеннее, чем со мной. Собственно, любой музыкальный «колхоз» должен быть добровольным, и любой волен выбирать, к кому тянуться и с кем общаться. Но Юра вдобавок начал всем демонстрировать свое плохое отношение ко мне. Может, он видел уже, что наши с Разиным дороги расходятся, и торопился таким образом определиться?.. Хотя, не буду гадать... Он стал вести разговоры, причем за глаза, что композиторы - это люди временные... Что одного в любое время можно поменять на другого... Это его слова, Юрины...
Кто для него в то время казался главным? Не знаю, надо спрашивать у него самого. Может, директор группы, может - администратор...

Потом он взялся утверждать, что песни, которые исполняет, написал он сам. Мол, я их только аранжировал. Что угодно, но песни свои я никому не отдам и не устану об этом повторять. Они для меня самое дорогое» [1].

(Сергей Кузнецов)

Как автору, Сергею всегда было важно, для кого он пишет свои песни. Сочинять их для человека, который его больше не ценит и не уважает, в какой-то момент стало выше его сил.

Кузнецов запил. Сегодня трудно сказать, насколько преувеличены слухи об его алкоголизме в 80-х. Не факт, что справедливо переносить в далёкое прошлое то, что было в «нулевых». Но очевидно, что проблема была. Об этом честно пишет и он сам.

В то же время, наивно верить и в то, что Кузнецова действительно могли уволить за пьянство, как это позднее утверждал Разин [2]. Андрей терпел бы и дальше главного поставщика хитов – столько, сколько потребуется. И ни жалобы учителей интерната, ни строгие комиссии из «Наркомпроса» не заставили бы его своими руками избавиться от этой «курицы, несущей золотые яйца». Скажем больше, решение Кузнецова об уходе стало для него страшным ударом! Группу покидал не просто клавишник или худрук, это был её идеолог, создатель её главных хитов – как прошлых, так и будущих. Пусть Разин знал, как их хорошо раскрутить, но он понятия не имел, как сотворить новые. Но самое ужасное, с собой Сергей забирал уже целиком записанный альбом (который от него ждали много месяцев) и практически весь первоначальный состав!

Свой уход Сергей планировал долго, и перед тем, как навсегда отрясти прах Ласкового мая со своих ног, он позаботился о надёжном плацдарме в виде альбома и группы. С ним уходили Игорь Игошин и Саша Прико, Рафаэль Исангулов и Слава Пономарёв. Для акбулакцев Кузнецов оставался всё тем же Кузей, лучиком света в серой интернатской действительности. Они помнили, что обязаны ему абсолютно всем, и после переезда в Москву для них ничего не изменилось. Днём рождения группы Мама стало 25 марта 1989 года.

Саша Прико

«Весь 1989 год у Кузнецова шла ругань с Разиным. В итоге Кузнецов ушел из "Ласкового Мая", забрал меня с Игошиным и создал группу Мама» [3].

(Александр Прико)

Тогда Юра Шатунов, Костя Пахомов и Сергей Серков предпочли остаться с Разиным. Но второй распад Ласкового мая оказался серьёзнее первого, и с уходом Кузнецова он не закончился. Один за другим группу вскоре станут покидать всё новые участники…

Юрий Шатунов

«Что касается Кузнецова, то там пьянка. То есть… перспектива - пьянка» [4].

(Юрий Шатунов)

Ласковый май-6 «Розовый вечер»

Шестой магнитоальбом Ласкового мая вышел в апреле. Его открывало очередное звуковое письмо:

Андрей Разин

«Выход этих записей задержался из-за того, что наш бывший композитор Кузнецов затребовал в ультимативной форме от воспитанника детского дома Юрия Шатунова 100 тысяч рублей за запись этих песен. Таких денег нам не заработать. Вот почему студия Ласковый май единогласно решила без сожаления расстаться с этим музыкальным рэкетёром».

(Андрей Разин, вступление к альбому «Розовый вечер»)

Историю «шантажа», ста тысяч и «музыкального рэкета» Сергей Кузнецов полностью раскрывает в своей повести «Ты просто был»:

Сергей Кузнецов

«- Хорошо, - сказал Разин. - Уходи. А с оплатой твоих песен поступим так: ты записываешь с Шатуновым еще один альбом, напоследок, а мы тебе за это будем каждый месяц выплачивать определенную сумму. Несколько лет подряд.
- Ребята, - говорю я, - не надо привязывать меня к себе на несколько лет. Давайте я запишу Юре новый альбом, а вы заплатите мне всего лишь за четыре месяца, но сразу после окончания работы. И больше я от вас ничего требовать не буду.
Они говорят: нет! Ну, нет, так нет! Все! Я ушел!.. Потом они выпустили новый альбом. Там на фоне моей музыки идет вступление: Кузнецов, мол, музыкальный рэкетир. Затребовал с Юры Шатунова 100 тысяч рублей. У нас нет таких денег, поэтому мы решили с ним расстаться... А дальше идет опять моя музыка и мои песни. Хо-ро-шо!..» [1].

(Сергей Кузнецов)

Любопытно, что разинским жалобам мало кто поверил. И журналисты, и поклонники легко могли оценить уровень доходов «Ласкового мая», и потому многие встали на сторону Сергея.

«…дело всё в том, что подобные суммы вознаграждения группы запрашивают за один всего лишь концерт. Поэтому, выяснить, кто там главный рэкетир, - дело прокуратуры. Кстати, подобные заявления уже были в практике безобидно-настойчивого "Ласкового мая". На той же киевской (февраль 1989 г.) пресс-конференции А. Разин наговорил много мешков белых роз. Рассказал и о том, что во время борьбы со своим злейшим врагом, директором Оренбургской школы-интерната №2 уже использовалось такое звуковое письмо-обвинение (как против Кузнецова). Так что - трюк проверенный, метод надёжный: на директора тут же посыпались гневные письма со всей страны, дескать, оставьте сирот в покое и т.д. Некоторое время директора домой сопровождал после работы наряд милиции. Думаю, достаётся сейчас и Кузнецову» [5].

В итоге песни достались Разину совершенно бесплатно. На минус-фонограммы группы «Мама», остававшиеся на студии «Рекорд», был записан вокал Шатунова. Таким образом, если год назад Сергея расстраивало, что Пахомов пел «Белые розы», написанные для Шатунова, то теперь уже сам Юра пел песни, написанные для Саши Прико, и это было ещё хуже и тяжелее.

Но давайте поставим себя на место Разина: с лета 88-го Сергей Кузнецов числился художественным руководителем группы и регулярно получал зарплату. Почти год от него ждали новый альбом. Но если не считать четырёх песен, записанных для Разина (остальные были перепевками оренбургского репертуара) и ещё по одной для Юры и Кости, от него больше не увидели ничего. Теперь же готовый альбом (очевидно, записанный на деньги Ласкового мая), уплывал налево! Можно не сомневаться, что требование зарплаты за четыре месяца вперёд от сотрудника, подающего заявление об уходе, Разин, как и любой другой работодатель, посчитал вымогательством. И потому, забирая минусы «Мамы», чувствовал себя, как минимум, вправе это сделать. Да, с точки зрения сегодняшнего законодательства, его поступок был кражей интеллектуальной собственности, но по советским законам Разин не нарушил ничего. Достаточно было лишь упомянуть авторов, и можно было свободно исполнять любую песню.

Саша Прико

«Наши песни сразу же перепел Шатунов с «Ласковым маем». Увы, привлечь их за это мы никак не могли. Да, авторство Кузнецова было зарегистрировано в НААПе. Но они формально указывали, что автором является Кузнецов. А никакого разрешения на исполнение той или иной песни, по тогдашним законам, не требовалось. Например, песня «Розовый вечер» писалась Кузнецовым для группы «Мама». И первым её спел я. Но людям-то было выгоднее взять с теми же песнями «Ласковый Май», чем «Маму» И это нас сильно посадило» [3].

(Александр Прико)

Сергей Кузнецов «Ни товарного знака, ни названия «Ласковый май» - ничего мне не нужно. Не нужны разинские солисты. Не очень-то горюю и без Шатунова - раз ему уютнее в разинской компании. Но песен-то моих не дергайте... Хотя бы тех, которые появились после моего ухода из «Ласкового мая», которые написаны для «Мамы», для Саши Прико, для других моих солистов… Но вновь и вновь на концертах бойкие ведущие объявляют: «А сейчас свои песни для вас споет Андрей Разин». И попробуй его поймать! Все подносится без криминала. Он называет песни своими, но ведь можно это расшифровать и так: песня моя, потому что я ее исполняю, а кто ее написал - одному богу известно. А иногда концертные объявки еще хлеще: «Эту песню Шатунов посвящает Андрею Разину?» - и в зале раздается, например, «Розовый вечер». Я написал песню, а он ее посвятил... Зашибись!» [1].

(Сергей Кузнецов)

Первые четыре трека альбома «Розовый вечер» и альбома Мамы «Взрослые» совпадали вплоть до порядка следования. Однако вместо забракованных Разиным инструментала и «Фрегата» были «Зимняя ночь» и «Ну что же ты», никогда не исполнявшиеся Мамой, что наводит на мысль, что записывались они ещё для Шатунова. Для него же была написана и «Медленно уходит осень», первый вариант которой можно услышать на оренбургском альбоме №2.

Кстати, название песни «Розовый вечер» - изобретение ЛМ, на альбоме Мамы песня значилась как «Розовый закат» [1]. В исполнении Юры Шатунова песня станет новым всесоюзным хитом! В августе она займёт 7-е место в хит-параде МК и 5-е в хит-параде ТАСС, оставив позади «Ночное такси» Жени Белоусова и «Группу крови» КИНО. Но если большинство хитов 89-го сдали позиции новым шлягерам, то за «Розовый вечер» фанаты будут голосовать и в следующем году. В июльском «Хит-параде ТАСС» 1990-го «Розовый вечер» занимал 9-ю строчку, год продержавшись в TOP10. Но и это ещё не всё! Вплоть до мая 1991-го фанаты упорно голосовали за «Розовый вечер», пока их внимание не отвлекли новые хиты.

Необычайно эмоционально звучит песня «Кончено всё», словно посвящалась она не далёкой возлюбленной, а самому Юре, с которым её автора теперь разделяла пропасть. Именно с Шатуновым, а не со славой и высоким заработком Сергею было расставаться сложнее всего. Таким же отчаянным «открытым письмом» станет песня «Ты просто был» с альбома «Взрослые II», название которой озаглавит автобиографическую повесть Сергея, главным персонажем которой был Юра, а лейб-мотивом - предательство.

2 мая, в перерывах между концертами в «Олимпийском», на песню «Розовый вечер» был снят весёлый и бесшабашный клип, в котором Шатунов разгуливал по весенней Москве. Но несмотря на то, что клип был Юрин, значительную часть видеоряда занимал Андрей Разин, который якобы уговаривал Юру поехать с ним на гастроли. Сотовых телефонов тогда ещё не было, и переговаривались они по милицейским рациям, что выглядело довольно необычно и свежо. А в конце видео именно Разин, а не Юра принимал от поклонников цветы. Даже в клипах Шатунова главным был именно он.

Новое предательство

В догонку Сергею Кузнецову из Ласкового мая полетели не только угрозы и обвинения, но и новое уголовное дело. Как когда-то в интернате, Юра написал на своего учителя новую кляузу…

Сергей Кузнецов

«После моего ухода Разин стал шить на меня уголовку. Есть вещи, которые нельзя прощать... Юра еще раз вспомнил свои оренбургские навыки обращения в суд и сделал то, на что его подтолкнул Разин: начал писать разные заявления на меня... Теперь уже в московские инстанции… Это его проблемы. Можно простить, когда человек предал тебя один раз. Даже это можно. Но второе предательство непрощаемо. Я не о Шатунове конкретно. Но и в отношении Шатунова: это предательство - которое ни-за-что!.. Я не желаю Юре ничего плохого. Я желаю ему только хорошее. Но помощи от меня - никакой... Даже если ему будет очень тяжело. Я не смогу. Не сумею. Для меня это невозможно» [1].

(Сергей Кузнецов)

Забегая вперёд, скажем, что Сергей простит Юру и на этот раз. В 1994-м, всеми забытый, Юра приедет в Оренбург, в надежде, что Сергей снова станет его автором. Переступив через старые обиды, Сергей запишет для Юры новый альбом с символическим названием «Ты помнишь…». Но до этого была ещё целая вечность…

Источники

  • 1. Сергей Кузнецов - книга «Ты просто был», 1991-й год
  • 2. Андрей Разин в передаче «Говорим и показываем», Телеканал НТВ, 28.10.2013
  • 3. «Жена Саши Прико из «Ласкового мая» ушла к Лагутенко», «Экспресс-газета», 13 сентября 2001-го года
  • 4. Юрий Шатунова в передаче «Кумиры», 2001-й год
  • 5. Роман Олексеенко - «Розовые щёчки», 1990-й год
  • Больше статей...

    Вам это может быть интересно!

    Boney M.: Ночной полёт на Венеру

    22/11/2017 16:45:46

    Биография легендарной немецкой диско-группы, а также дискография и фото участников!

    Звучание 80-х

    19/06/2016 11:09:51

    История танцевальной музыки начала 80-х

    Интервью Сергея Бойко

    21/09/2020 10:48:00

    Интервью певца, продюсера, композитора и автора текстов Сергея Бойко для Диско Энциклопедии

    20 обложек альбомов, запрещённые цензурой

    29/03/2017 21:29:10

    Обложки альбомов разных лет, которые были столь эпатажными, что подверглись цензуре!

    Группа Ласковый Май. Начало

    11/08/2017 18:54:37

    Мы начинаем публикацию самой полной биографии культовой советской группы Ласковый май по версии Диско Энциклопедии

    История Boney M: 2000-е годы

    03/10/2017 20:38:59

    Очередная страница биографии легендарной группы Boney M., посвящённая творчеству группы в 2000-е годы

    Больше статей...