Вверх
Главная 🞂 Стили музыки 🞂 Пост-диско


Пост-диско

2016-08-14 16:26:15

Дмитрий Семенидо

15 величайших продюсеров
Пост-диско эры

post disco producers

80-е были временем смелых экспериментов и новых открытий. Сегодня мы поговорим о тех, благодаря кому эти открытия происходили – продюсерах эпохи пост-диско!

15. Жак Фред Петрюс и «Change»

Заметную роль в музыкальной культуре 80-х сыграл продюсер Жак Фред Петрюс [1]. Уроженец Гваделупы, в юности он был механиком на грузовом судне. Любовь к музыке привела Жака в Париж, где он стал ди-джеем.

Жак Фред Петрюс

В 70-е Петрюс перебрался в Италию, где произошла судьбоносная встреча с молодым студентом-композитором Мауро Малавази [2], обучавшимся в консерватории Болоньи. На долгие годы Мауро станет другом и партнёром Жака, главным аранжировщиком и автором текстов. А звучание всех проектов будет создавать один и тот же коллектив музыкантов - The Goody Music Orchestra.

Одной из первых совместных работ дуэта стал студийный проект Macho, вокалистом которого был итальянец Марцио Винсенти. В 78-м году песня «I’m a Man» (кавер на хит британской группы The Spencer Davis Group), попала в «горячую» десятку диско-чарта Billboard.

Чуть позже был основан проект PJB (Peter Jacques Band) [3] – хотя условно он считается итальянским, все его артисты были чернокожими и пели на английском, воплощая идею типичной американской диско-группы.

Но настоящий успех пришёл в 1980-м…

Jacques Fred Petrus «[наше] звучание стало больше походить на фанк/дэнс/R&B, чтобы лучше соответствовать времени» [4].

(Жак Фред Петрюс)

…с основанием группы Change, звучание которой, в отличие от Macho и PJB было уже не вторичным, но являло собой фирменный почерк Петрюс/Малавази! Вокалистом Change стал студийный музыкант Лютер Вандросс, до этого работавший на подпевках у Чаки Хан, Дэвида Боуи, Дайаны Росс и Барбры Стрэйзанд.

Проект ждал немедленный успех: первый же сингл «A Lover’s Holiday» разошёлся миллионным тиражом! С мая 80-го, на протяжении 10 недель диско-чарт Billboard возглавляли три сингла Change: «A Lover’s Holiday», «The Glow of Love» и «Searching» [5]!

Работа над песнями проходила следующим образом: вся музыка записывалась в Италии на небольших студиях вроде Fontoprint Studios, затем плёнки отсылались в Америку, где записывался вокал Лютера Вандросса и других американских певцов. Финальное сведение осуществлялось уже на больших студиях вроде нью-йоркской Power Station.

Успех Change стал трамплином для сольной карьеры Лютера Вандросса. В 1981-м году на лейбле Epic вышел его первый сольный альбом «Never Too Much», выдержанный в том же стиле. Заглавный трек возглавил соул-чарт и достиг 31-й строчки Billboard Hot 100. Впереди у Вандросса было великое будущее: 8 премий Грэмми, 35 миллионов проданных записей и годы успеха!

B.B. & Q. Band

Но это ещё не всё! Сольную карьеру начнёт и бэк-вокалистка Change - Жослен Браун. В 1984-м году выйдет её первый сингл «Somebody Else's Guy», который поднимется до 2-й строчки чарта R&B-синглов и 75-й в поп-чарте.

В 1981-м году Жак Петрюс основал ещё одну группу B. B. & Q. Band, название которой отсылало к трём нью-йоркским районам: Бруклину, Бронксу и Куинсу, родом из которых были участники коллектива. Наибольший успех группе принесли работы «On The Beat» (8-я позиция в чарте R&B) и «Time For Love» (72-я строчка там же).

В 1986-м году Петрюс был обвинён в уклонении от уплаты налогов и переехал в Гваделупу, где открыл свой клуб L'Elysée Matignon в Ле Гозье. Весной 87-го он был застрелен у себя дома при загадочных обстоятельствах.

14. Leon Sylvers III и Solar Records

Одна из причин, по которой лейбл Solar Records успешно пережил закат диско-эры было его сотрудничество с молодым продюсером Леоном Силверсом III – бывшим участником Лос-Анджелесской группы The Sylvers.

Leon Sylvers

Сотрудничество началось в 1978-м году с песен для группы Shalamar, основанной, как и сам лейбл, телевизионным агентом Диком Гриффи. В эпоху диско это были первоклассные шлягеры вроде «Take That to the Bank» и «The Second Time Around», в 80-е: «I Owe You One» (1980) и «I Can Make You Feel Good». Но наивысший успех имел платиновый альбом 1982-го года «Friends», возглавивший R&B-чарт и занявший 35-ю строчку в чарте Billboard Hot 200. Во время выступления на шоу Top Of The Pops в Великобритании участник группы Джефри Дэниелс буквально покорил публику своими движениями в стиле «поппинг» (в России он называется «верхний брэйк-данс»), что подстегнуло популярность Shalamar в Старом Свете: 6-е место в альбомном чарте и все четыре сингла в «горячей двадцатке»!

Леон сотрудничал и с другими проектами лейбла – его песня «And The Beat Goes On» стала визитной карточкой группы The Whispers. Он продюсировал первый альбом группы Midnight Star и множество песен для группы Dynasty, солистка которой Нидра Бирд стала его женой. Не забывал он и про свою первую группу The Sylvers, которая также перешла на Solar Records [6].

В 80-х Леон Силверс становится известным и востребованным продюсером. Для Ивлин «Champagne» King он пишет «Flirt» и «Hold On to What You Got», для Стейси Латтисо - «You Ain't Leavin'». Также он сотрудничает с группой The Spinners и вокалистом Shalamar – Ховардом Хеветтом («I Commit to Love»).

В 89-м Леон предпринял, наконец, попытку выпустить сольный альбом на Motown Records, который назывался просто «Leon Sylvers III», но успеха он не имел.

13. Лерой Бёрджесс и Патрик Адамс

Leroy Burgess

Музыкальная карьера Лероя Бёрджесса началась в 17 лет, когда он стал вокалистом гарлемской R&B группы Black Ivory [7]. Продюсером группы был сотрудник звукозаписывающей компании Today/Perception – тогда ещё никому не известный менеджер Патрик Адамс.

Будучи необыкновенно талантливым музыкантом, Лерой помгает Адамсу в записи и продюсировании новых песен для проектов Bumble Bee Unlimited, Logg, Inner Life (вокалисткой группы была Жоселин Браун), Musique, The Universal Robot Band, Peter Jacques Band, Dazzle и других. Среди хитов, созданных Лероем, такие шедевры как «Big Time» Рика Джеймса и «Over Like a Fat Rat» певицы Фонды Рей.

Помимо композиторского таланта, Лерой был и прекрасным вокалистом. Его голос можно услышать в песне «Much Too Much» диско-проекта Phreek, созданного Патриком Адамсом. Под собственным именем он выпустил такие известные песни как «Heartbreaker», «Stranger» и «You Got That Something». Дальнейшее его творчество было связано с группой Aleem и новыми продюсерскими проектами. На сайте Wax Poetics он назван «коронованным королём буги» [7].

12. Кашиф Салим

Kashif

Важную роль в музыкальной истории 80-х сыграл Кашиф Салим (настоящее имя Майкл Джонс), который вместе со Стиви Уандером и рядом другим музыкантов считается одним из пионеров течения мультиинструменталистов.

Уже в 15 лет Майкл стал клавишником в подростковой фанк-группе B.T.Express [8], где получил псевдоним Kashif (в переводе с арабского «исследователь», «изобретатель»), который прекрасно отражал суть его неспокойной творческой натуры. Покинув группу в 78-м году, Майкл сохранил это имя за собой.

Первым успехом Кашифа в качестве продюсера стала песня «I’m In Love», написанная в 1981-м году для певицы Ивлин «Champagne» Кинг, ставшая поворотной точкой в карьере обоих. Со времён последнего шлягера Ивлин «Shame» прошло уже 4 года, и казалось, дни её славы позади. Но «I’m In Love» как нельзя лучше вписалась в новомодные тренды пост-диско! В считанные месяцы песня вернула Ивлин Кинг былую популярность и влила «свежую струю» в её творчество, задав ему направление на всё следующее десятилетие. Кашиф же стал известен, как «молодой и перспективный продюсер, поймавший звучание времени»!

В 1983-м году Майкл-Кашиф заключил контракт с лейблом Arista Records, где выпустил синглы «I Just Got To Have You (Lover Turn Me On)», «Stone Love», «Help Yourself to My Love», и инструментал «The Mood», который был номинирован на Грэмми, что дало повод называть Кашифа «ответом Arista Records студии Warner Bros.» (в распоряжении которой был гениальный Принс).

В те дни из осколков диско и фанка зарождалось новое звучание – свежее, ритмичное, пока что минималистичное, но через несколько лет из него вырастут настоящие монстры: хип-хоп, фристайл и электро!

В 1985-м Кашиф был вновь номинирован на Грэмми за инструментал «The Movie Song». Он написал и спродюсировал успешный хит «Inside Love» для Джорджа Бенсона. Огромную роль сыграл он в судьбе малоизвестного джазового музыканта Kenny G, создав его первые хиты «Hi How Ya Doin’» и «Nighttime in Tribeca». Примерно тогда же он раскрыл талант и юной певицы Уитни Хьюстон… но это уже совсем другая история!

11. Дэррил Пейн и Эрик Мэттью

Darryl Payne

Заметную роль сыграл и продюсер Дэррил Пейн, в 70-е работавший с певицей Кэрол Дуглас. Вместе с Эриком Мэттью (настоящее имя Джозеф Туччи) он продюсировал альбомы «Sharon Redd» и «Redd Hot» Шэрон Рэдд. В 1982-м году он создаёт самую знаменитую тему «Thanks To You» для группы Sinnamon, две недели возглавлявшую танцевальный чарт Billboard и занявшую 44-ю строку в хит-параде Hot Black Singles.

В 1982-м году Эрик, до этого работавший на SAM Records, основал собственный лейбл Radar Records, выпускавший пластинки малоизвестных американских групп, в числе которых сольный сингл вокалистки Sinnamon Барбы Фаулер – «Come And Get My Lovin».

Разочаровавшись в музыкальном бизнесе, Дэррил Пейн надолго покинет его и, вернувшись в 2000-х возглавит фирму Classic World Productions. На вопросы о возможном возвращении в мир музыки он скажет:

«Сегодня все подражают друг-другу, вся музыка звучит одинаково. Время вернуться к основам, истокам соул-музыки» [9].

10. Эумир Деодато и Kool & The Gang

Eumir Deodato

Будучи малоизвестным фанк-бэндом с грубоватым «мужским» звучанием, группа Kool & The Gang, возможно, так бы и осталась «проектом-одного-шлягера» благодаря песне «Open Sesame», чудом угодившей в саундтрек «Лихорадки субботнего вечера» [10]. Но смена вокалиста (им стал Джеймс «J.T.» Тейлор) и сотрудничество с талантливым бразильским продюсером Эумиром Деодато, ранее работавшим с Фрэнком Сенатрой, коренным образом изменили концепцию группы, вознеся её на неожиданно высокий пьедестал [11]!

Чтобы почувствовать разницу достаточно сравнить фанк-трек «Jungle Boogie» с нежной и лёгкой «Ladie’s Night»!

Успех не заставил себя ждать, и вслед за первым хитом, занявшим высокое 8-е место в Billboard Hot 100, последовал сингл «Celebration», к февралю 81-го взлетевший на вершину поп-чарта!

Несмотря на то, что Роберт «Кул» Белл и его команда начинали ещё в 60-е, все свои лучшие вещи (такие как «Get Down on It», «Big Fun», «Fresh») они выпустили именно в 80-х!

В общей сложности, Эумир Деодато спродюсировал около 500 альбомов, 15 из которых получили платиновый статус [12].

9. Крис Барбоза и Марк Лиггетт

Эпоху пост-диско Крис встретил ди-джеем на легендарной нью-йоркской радиостанции WKTU. Вдохновлённый успехом Артура Бейкера и его «Planet Rock», он начинает собственные эксперименты с электро-саундом. В 83-м исполнительный директор студии Emergency Records пригласил Криса в качестве продюсера. Вместе с Марком Лиггеттом, он начинает работу над вокальной версией инструментала «Fire and Ice», позднее получившего название «Let The Music Play».

Chris Barbosa

Название песни было ответом на продолжавшуюся уже несколько лет PR-кампанию «Disco Sucks», которая привела к тому, что диско (а вслед за ним и остальная танцевальная музыка) было вытеснено из поп-чартов и эфира радиостанций. Но вряд ли кто-то мог тогда предположить, что фраза «Пусть музыка играет» превратится в слоган нового стиля!

К записи песни была привлечена юная певица из Вашингтона - Бренда Шеннон Грин, позднее известная просто как Shannon. В отличие от всего тогдашнего пост-диско и электро-фанка, продолжавших традиции афроамериканского R&B, эта песня создавалась под сильным влиянием латиноамериканской музыки: её тяжёлые синкопированные барабаны звучали гораздо жёстче, а ритм был быстрым и отрывистым!

Но было и технологическое новаторство: до этого почти никому не приходило в голову объединить звучание драм-машины TR-808 с басовой линией TB-303! В итоге, уже вскоре после выхода песни, стало понятно – на танцевальном небосклоне родилась новая звезда! Не в силах подобрать имя для нового стиля, его называли «Звучанием Шеннон» («The Shannon Sound»). Критик и журналист Петер Шапиро назвал песню «смесью Гари Ньюмана и Тито Пуенте» [13].

Чтобы развивать своё звучание (которое позднее назовут «нью-йоркский фристайл»), Крис и Марк привлекают несколько студийных музыкантов: Nolan Thomas, Jay Novelle и Xena, создавая с ними первые фристайл-проекты. В 86-м году они открывают собственный лейбл Ligosa Records, с которым сотрудничали такие звёзды фристайла как Джородж Ламонд, Джуди Торрес (позднее её назовут «королевой фристайла»), Sa-Fire и Марк Калфа.

Следующим крупным успехом дуэта станет сингл Джорджа Ламонда «Bad of the Heart», занявший 25-ю строчку в чарте Billboard Hot 100.

8. Jellybean и Мадонна

Сегодня уже мало кто помнит, но даже Мадонна начинала с пост-диско звучания! Во многом, в этом была заслуга её продюсера и партнёра Джона Бенитеса, также известного как Jellybean.

Jellybean и Мадонна

В 1975-м году, ещё юношей, Бенитес переехал из Южного Бронкса на Манхэттен, чтобы начать карьеру ди-джея. Ему довелось поработать в таких легендарных заведениях, как Xenon, Paradise Garage, Studio 54, Electric Circus и в особенности в The Funhouse, где царил настоящий культ Бенитеса [14]! Работу в клубах он совмещал с эфирами на знаменитой радиостанции WKTU, где вёл субботнее танцевальное шоу [15]. Как и многие другие ди-джеи своего времени, он пробовал себя и как ремиксер под псевдонимом Jellybean (так ещё в детстве его прозвала сестра).

Знакомство с Мадонной привело не только к романтическим отношениям (бурный роман длился целых два года), но и к плодотворному творческому сотрудничеству. В тот момент Мадонна была ещё начинающей певицей и готовилась к выпуску первого альбома. Разочаровавшись в продюсерских способностях Реджи Лукаса, Мадонна попросила Бенитеса помочь ей закончить альбом. Джон создал ремиксы на большинство треков, а также полностью спродюсировал третий сингл Мадонны «Holiday», который ждал всемирный успех!

Новаторское звучание певицы создавалось на новейших электронных инструментах: драм-машине Linn drum и синтезаторах Moog bass и Oberheim OB-X.

Выпущенный в июле 1983-го, альбом «Madonna» достиг 8-й строчки чарта Billboard. А синглы «Borderline» и «Lucky Star» попали в «горячую десятку»!

В конце 80-х слава Бенитеса была так велика, что с предложением о выпуске сольного альбома к нему обратились с самого Atlantic Records [16]!

Помимо Мадонны, Бенитес также сотрудничал с Уитни Хьюстон, спродюсировав её хит «Love Will Save the Day», однако наибольшую известность получил как ремиксер, создавая клубные версии песен Майкла Джексона, Shalamar, Джорджа Бенсона, Bobby O, Talking Heads, Дебби Харри, The Pointer Sisters и др.

7. Франсуа Кеворкян

В отличие от многих других ди-джеев, Франсуа Кеворкян был ещё и профессиональным музыкантом, что позволяло ему чувствовать музыку изнутри. Он переехал в Нью-Йорк из родной Франции в 1975-м году с наивной мечтой – поучиться у Тони Уильямса (барабанщика Майлса Дэвиса) и сколотить свою группу.

François Kevorkian, Larry Levan, Walter Gibbons

Его карьера началась в знаковом диско-клубе Galaxy 21, где Франсуа работал штатным ударником. Сидя на сцене, он создавал «живые» ремиксы, в паре с ди-джеем, которым в то время был никто иной, как легендарный Уолтер Гиббонс!

За короткий срок Кеворкяну удалось поработать практически во всех диско-клубах Нью-Йорка, включая скандально-известную Стдию 54! Три года спустя, в заведении Better Days состоялся его ди-джейский дебют.

Востребованность ремиксов и их финансовая привлекательность побудили Франсуа перейти от ди-джейства к ремикшированию. Его первыми работами стали «Happy Song» группы Rare Earth и «Erucu» - инструментал из фильма «Красное дерево». В июне 78-го ему предложили поработать на лейбл Prelude, что давало доступ к студии и профессиональному оборудованию. Первым успехом стала песня Патрика Адамса «In The Bush» группы Musique. Несмотря на то, что его опыт был ещё совсем небольшим, Кеворкян создал настоящий суперхит!

François Kevorkian «Это был мой первый опыт работы в студии. Вещь просто взорвалась. Я хочу сказать, что это была настоящая бомба. Куда бы вы ни пошли тем летом, всюду звучала эта чертова пластинка. В общем, моя первая запись стала хитом… Я сидел в студии день и ночь, без конца. Выбирал все, что мне хотелось. В итоге я стал делать для Prelude кучу записей — в среднем по две или три в неделю. Это напоминало конвейер» [16].

(Франсуа Кеворкян)

Именно участие Франсуа позволило Prelude позволили пережить конец эпохи диско и стать одним из лейблов, которые в начале 80-х определяли звучание нью-йоркской клубной сцены. Заслуги Франсуа Кеворкяна можно перечислять очень долго, но его главным вкладом в звучание пост-диско были, безусловно, ремиксы: «You're The One For Me» и «Keep On» группы D-Train, в то время сотрудничавшей с Prelude и «Beat The Street» Шерон Редд. Во многом, ему помог опыт, приобретённый в клубе «Гараж» с ди-джеем Ларри Леваном.

В 1982-м году Кеворкян покинул Prelude и основал собственную студию Axis Studios, по иронии судьбы находившуюся в том же здании, что и Студия 54. На долгие годы он почти забросил ди-джеинг, вплотную занявшись ремиксами – к вертушкам он вернётся лишь в 1990-м. В 1992-м году будет сопровождать Ларри Левана в его последнем турне по Японии.

6. Шепп Петтибон

Madonna and Shep Pettibone

С Мадонной связно имя ещё одного известного продюсера той поры – Шеппа Петтибона, подарившего ей песню «Vogue». Как и многие другие продюсеры 80-х, Шепп начинал с ремиксов, получив известность за удачно обработанные песни Pet Shop Boys, New Order, Джанет Джексон, Джорджа Майкла, Уитни Хьюстон и др. В его интерпретации и без того яркие хиты превращались в настоящие танцевальные шедевры, которые охотно ставили на радио и даже использовали в качестве промоушн-версий на MTV!

Сотрудничество Мадонны с Шеппом началось в 1987-м году с ремикса на песню «Into The Groove», с которым певица отправилась в гастрольный тур «Who Is That Girl». В том же году версия Шеппа вошла в сборник «You Can Dance», позднее получивший платину.

Следом Шепп создал ремиксы ещё трёх песен: «Causing a Commotion», «Like a Prayer» и «Express Yourself». Активное сотрудничество Мадонны с Петтибоном побудило руководство Warner Bros. Records официально пригласить Шеппа в качестве продюсера певицы, чтобы создавать уже не ремиксы, а оригинальные версии!

Shep Pettibone - DJ, producer «Она всегда была певицией «первого дубля». В этом плане работать с ней было просто великолепно» [17].

(Шепп Петтибон).

Изначально новая песня «Vogue» была предназначена как би-сайд сингла «Keep It Together», но как только руководство лейбла услыхало её звучание, было принято единогласное решение выпустить песню отдельным синглом – и ставка оказалась верной! «Vogue» стал 8-м синглом Мадонны, возглавившим Billboard Hot 100!

Помимо Мадонны Шепп сотрудничал с такими поп-дивами как Мэрайя Кэри и Кэти Деннис, но ни одной из последующих работ не удалось повторить успех «Vogue».

5. Артур Бейкер и «Planet Rock»

Артур Бейкер был одним из тех пионеров 70-х, на глазах которых зарождалось диско. Именно диско принесло Артуру первый успех, обернувшийся первым разочарованием…

Заняв деньги у родственников, Бейкер записывал свой первый альбом, который случайно услышал брат легендарного Тома Мултона – Джерри. К тому времени Том Мултон уже считался известным ди-джеем, и великая студия Casablanca Records подписала с ним контракт, ожидая получить первоклассный ди-джейский сборник. Но Мултон не был ди-джеем в полном смысле этого слова, он был ремиксером, и ему нужен был некий готовый продукт, чтобы его обработать. Работа Бейкера для этого подходила как нельзя лучше, и Том и Джерри приобрели наработки Артура, взяв их за основу альбома «T.J.M».

Arthur Baker - DJ, producer «Понимаете, это я написал все эти песни. Он мне сказал: нам нужны эти записи, мы не будем их использовать, но нам они нужны, чтобы лучше их услышать. Ну я, конечно, отдал им мультитрек, а через год это было выпущено как «T.J.M.». Он использовал всё, что я создал, типа сделав на это ремикс или микс. Так что меня немного развели» [18].

(Артур Бейкер)

В 1981-м году Артур переехал в Нью-Йорк – на тот момент эпицентр мировой клубной культуры. Подобно Мултону, он создавал свои первые ремиксы на магнитной ленте для таких исполнителей как Latin Rascals, Джон Моралес (M&M) и Уолтер Гиббонс. Успех его ранних работ привёл Артура на лейбл Tommy Boy Records, специализировавшийся на хип-хоп музыке, где Бейкер стал продюсером легендарного Африки Бамбааты, чей сингл «Planet Rock» сыграл ключевую роль в истории пост-диско, электро и хип-хопа!

Мощный вокал Бамбааты был записан на партии немецкой синти-поп команды Kraftwerk, которые, впрочем, не были вырезаны в виде сэмплов, но сыграны заново студийными музыкантами [16]. Позднее неиспользованные наработки для песни «Planet Rock» были выпущены отдельным синглом «Play at Your Own Risk».

В следующем 83-м году Артур продюсирует не менее известную вещь «I.O.U.» (хотя мало кто знает, что это именно он) британской группы Freeez, своего рода «белый фристайл» [19]. Несмотря на то, что в Англии фристайл ещё не был популярен, песня стала хитом. Но на этом его вклад в британский синти-поп не исчерпывается! В соавторстве с группой New Order родились такие хиты как «Confusion» и «Thieves Like Us».

А его ремикс песни Pet Shop Boys «In The Night» стал самостоятельным музыкальным произведением и был использован телекомпанией BBC как заставка для передачи «The Clothes Show»!

4. Ларри Леван и NYC Peech Boys

Ларри Леван был одним из тех ди-джеев, которых взрастил легендарный клуб «Loft» Дэйвида Манкузо. Его площадка - клуб Paradise Garage, открытый Майклом Броди в 1977-м в помещениях бывшего гаража, была одним из знаковых заведений диско-эры и колыбелью стиля «гараж». Так же, как и в Loft, в Гараж люди допускались только по приглашениям.

Нет ничего, что хотя бы отдаленно напоминало «Гараж». Он прекрасно понимал, чем являлся Loft, но очень быстро перенес это на иной уровень, в свою сферу. То, что сделал Ларри, я считаю, совершенно поразительно» [7].

(Франсуа Кеворкян, DJ, ремиксер)

Как и у многих ди-джеев, основное место в творчестве Ларри Левана занимали ремиксы. Свои первые работы (Dee Dee Bridgewater – «Bad For Me», Cognac – «How High» и др.) Леван сделал ещё в эпоху диско, однако по-настоящему ярко его талант раскрылся уже в 80-х, когда появились синтезаторы и другие электронные устройства [16].

Larry Levan

В контексте нашего рассказа о пост-диско, хочется отметить работу «Weekend», выпущенную под именем Class Action – ремикс на шлягер группы Phreek Патрикса Адамса. Она стала популярным клубным хитом, занявшим 54-ю строчку в британском поп-чарте и 9-ю в Billboard Dance.

На рубеже десятилетий Ларри принял участие в создании проекта Peech Boys (также известного как New York Citi Peech Boys или NYC Peech Boys). Их прорывная работа 1982-го года «Don’t Make Me Wait», быть может, не имела большого коммерческого успеха, но вошла в историю, как один из наиболее ярких образцов пост-диско и одновременно ранний образец жанров хаус и гараж!

Larry Levan «Don ’t Make Me Wait» — песня о сексе, так что она всем может что-то сказать. Сначала она очень-очень страстная, затем грубая, затем нежная, затем холодная и, наконец, расслабленная. Она отметилась по всем пунктам» [16]. Arthur Baker - DJ, producer

(Ларри Леван журналисту NME Паоло Хьюитту).

«Пластинка Peech Boys повлияла на всех. Когда со всех сторон стали слышны эти хлопки… о, да!» [16].

(Артур Бейкер)

Позднее солист группы Барнард Фаулер участвовал в записи альбомов Хёрби Хенкока «Future Shock» (1983) и «Sound-System» (1984), а также песни «I Need You Now» женской группы Sinnamon в качестве сессионного вокалиста.

Ларри Леван умер 8 ноября 1992-го года от сердечной недостаточности вскоре после масштабного гастрольного тура по Японии.

3. Хёрби Хэнкок и «Джазовый рэп»

Herbie Hancock

Прекрасный классический музыкант, в начале 80-х Хёрби Хэнкок стал первым джазменом, применившим синтезаторы. Издание AllMusic определяет его стиль джаз-рэп как «попытку слияния афроамериканской музыки прошлого со значительной доминантой настоящего, отдавая дань уважения старому, расширяя горизонты нового» [21].

Смелые эксперименты Хэнкока начались в 1978-м году с песни «Sunlight», в которой можно услышать отзвуки классического джаза, ритмичность фанка, эмоциональность диско, но при этом вокодированный вокал. Впрочем, ни эта, ни следующая экспериментальная песня «I Thought It Was You», записанная год спустя, не вызвали особого восторга у критиков. Но с закатом эпохи диско, когда фанк получил второе рождение, стиль Хэнкока стал обретать всё более привлекательную форму: песня 79-го года «You Bet Your Love» стала первой ступенькой к славе. Три следующих альбома (Хэнконк был необычайно плодовит!): «Monster» (1980), «Magic Windows» (1981) и «Lite Me Up» (1982), где продолжались метания и эксперименты, можно назвать трамплином к успеху, который наконец пришёл!

В 83-м на весь мир прогремел альбом «Future Shock», успех которого был просто ошеломляющим во многом благодаря взрывному хиту «Rockit!» [22]! Его сила и крутизна были столь масштабны, что он прорвался даже в закрытый СССР, где как раз набирал популярность танцевальный стиль брейк-данс. В финальной сцене фильма «Курьер» режиссёра Шахназарова под песню «Rockit» танцует молодёжь московского спальника. Можно не сомневаться, что в это же время под неё танцевали подростки по всему земному шару!

Большое видится на расстоянии, и спустя годы критики назовут эту песней «всемирным гимном брэйк-дансеров». Её значение велико даже не столько для джазового рэпа, сколько для хип-хопа, в фундаменте которого она навсегда останется краеугольным камнем. Ещё бы, ведь это был первый поп-сингл, в котором был применён скрэтчинг, считавшийся до этого фишкой исключительно клубных ди-джеев! Этой сумасшедшей взрывной энергией песню наделил ди-джей Дерек Шовард (также известный как GrandMixer D.St и DXT), применивший в ней помимо скрэтчинга множество других фишек, которые позднее назовут «тёрнтейблизм» [16]!

Herbie Hancock - Future Shock

Отдельной оценки заслуживает футуристический видеоклип с безумными роботами, режиссированный дуэтом Годли & Крим, ставший жемчужиной золотой коллекции MTV, победив сразу в пяти номинациях MTV Video Music Awards [23]!

Эксперименты продолжились и в следующих альбомах: «Sound System» (1984) - за него Хёрби выиграл Грэмми и «Perfect Machine» (1988). В 1986 году за джазовый саундтрек к фильму «Около полуночи» («Round Midnight») Хэнкок получил Оскар.

Частые номинации на Грэмми принесли Хэнконку широкую известность и поставили в один ряд с мультиинструменталистами первой величины: Стиви Уандером, Хорвардом Джонсом и Томасом Долби.

2. Рик Джеймс и «панк-фанк»

Rick James

Не менее известным пионером синтезаторной музыки был Рик Джеймс, также известный как «король панк-фанка» [24].

Звезда Джеймса начала восхождение ещё в эпоху диско, когда дебютный альбом 78-го года «Come Get It!» разошёлся тиражом 2 миллиона, а сингл «You And I» возглавил R&B-чарт, угодив в «горячую двадцатку». Но самым успешным был пятый альбом

«Street Songs» (1981), состоявший из довольно эклектичного набора треков самых различных жанров – от фанка до рока и новой волны, что побудило Рика анонсировать свой собственный стиль «панк-фанк» - как слияние R&B и рок-музыки. Возможно, это заявление было и слишком пафосным, но уж точно не лишённым смысла - в начале 80-х именно фанк и панк-рок стали ведущими музыкальными направлениями до того, как сформировался новый мейнстрим. В чистом виде «панк-фанк» это ничто иное, как синти-поп, объединяющий традиции панка и новой волны с танцевальностью диско и фанка!

На пластинке «Street Songs» были такие хиты-на-все-времена как «Give It To Me Baby» и «Superfreak» - последний вдохновил австрийского музыканта Фалько на создание мирового хита «Der Komissar» [25], а MC Hammer’а на его знаменитую тему «U Can't Touch This».

Помимо сольного творчества, Рик был и вполне успешным продюсером. С 1979-го года он сотрудничал с юной певицей Тиной Мари (поговаривают у них был роман). Он создал проекты Process & the Doo-Rags и Mary Jane Girls, солисткой которого стала бэк-вокалистка Рика – JoJo (Джоанна Мак-Даффи).

В 1982-м году Рик написал хит «Standing on the Top» для мотауновского «долгожителя» The Temptations, а в 1985-м году – великолепный танцевальный хит «Party All The Time» [26] для комика Эдди Мёрфи, решившего попробовать себя в роли певца. В песне обыгрывалась история «хорошего» парня, который встречается с «плохой» девчонкой, которая, несмотря на все его подарки, проводит ночи в клубах. Всемирная известность Мёрфи помогла песне взлететь до 2-й строчки Billboard Hot 100 [27].

Рик Джеймс ушёл из жизни 6 августа 2004 года. Согласно изданию Billboard, он входит в число самых значимых музыкантов 80-х.

1. Куинси Джонс и Майкл Джексон

Michael Jackson - Quincy Jones

Они познакомились в 1978-м году во время работы над мюзиклом «Виз» [28]. Майкл Джексон играл в нём мудрого Страшилу, а Куинси был композитором. К тому времени Майкл выпустил уже четыре сольных пластинки, однако всё ещё был известен лишь как хорошенький солист семейной фанк-группы The Jacksons. Чтобы заявить о себе как о самостоятельном артисте, ему нужен был прорыв!

Майкл попросил Куинси порекомендовать ему каких-нибудь продюсеров, и не долго думая, Куинси предложил свою кандидатуру. Начиная работу, Майкл не был уверен в том, чего он хочет, но одно он знал наверняка – альбом ничем не должен был напоминать The Jacksons. На практике это означало уход от мейнстримного диско в сторону чего-то нового…

Сотрудничество оказалось крайне успешным – альбом «Off The Wall» разошёлся огромным тиражом 20 миллионов копий! Выдержанный в новаторском минималистичном звучании, он был свободен от пышных оркестровок 70-х [29].

В дальнейшем Майкл продолжит работать на опережение, донося до публики звук не сегодняшнего, а завтрашнего дня! Сейчас уже трудно сказать, насколько сильно повлияли песни вроде «Don't Stop 'Til You Get Enough» на R&B-музыку 80-х, но, очевидно, премия Грэмми и 4 сингла в десятке Billboard Hot 100 отлично мотивировали других музыкантов на расставание с привычным диско-саундом! Возможно, именно успех «Off The Wall» побудил руководство лейбла Geffen расторгнуть сотрудничество с Джорджо Мородером и нанять Куинси в качестве нового продюсера Донны Саммер!

Следующая работа побила все рекорды – знаменитый «Thriller» стал самым продаваемым альбомом всех времён (110 миллионов копий)! В то время, как большинство пост-диско исполнителей довольствовались местами в чартах R&B, соул и клубной музыки, «Триллер» не только возглавил хит-парад Hot Dance Club Play, но и занял 4-ю строчку в Billboard Hot 100, получив платину! На 26-й церемонии Грэмми он получил сразу 8 наград [30]!

Примечательно, что предыдущий рекорд (30 миллионов проданных пластинок) принадлежал саундтреку к «Лихорадке субботней ночи». Таким образом, можно сказать, что «Триллер» стал первым и самым крупным успехом танцевальной музыки 80-х!

Quincy Jones «Высшие силы свели нас вместе на «Виз» и позволили нам сделать всё, что мы смогли на протяжении 80-х годов. До сегодняшнего дня музыка, которую мы создавали вместе для Off The Wall, Thriller, Bad играет во всех уголках мира, и причиной тому то, что у него было всё… талант, изящество, профессионализм и преданность делу. Он был непревзойдённым артистом, и его вклад и наследие будут ощущаться всегда» [31].

(Куинси Джонс в интервью 25 июня 2009)

Из всех работ Майкла, созданных в то десятилетие, именно альбом «Thriller» наиболее соответствовал духу 80-х, подарив миру великолепные хиты: «Billy Jean», «Thriller», «Wanna Be Startin' Somethin'» и «Beat It!»!

Последним альбомом, над которым Майкл и Куинси работали вместе был «Bad» 1987-го года, звучание которого было уже бесконечно далеко от диско. Как и предыдущие работы, он значительно опережал своё время, словно предвещая звук R&B 90-х!

В интервью 2002-го года на вопрос не хотел бы Майкл вновь поработать с Куинси Джонсом, тот ответил, что мог бы, но пять лет спустя, когда аналогичный вопрос задали Куинси, тот ответил: «Да перестаньте! Мы уже это делали. Я обсуждал с ним возможность новой совместной работы, но у меня слишком много дел. Я выпустил 900 продуктов, мне 74 года» [32].

Продолжение следует...

Источники

1. Биография Жака Петрюса

2. История группы PJB

3. «Jacques Fred Petrus & Mauro Malavasi: The Perfect Italian Disco Chemistry»

4. Aerna, James – «First Ladies of Disco: 32 Stars Discuss the Era and Their Singing Careers». Penguin. pp. 186–87 (2013).

5. Список танцевальных хитов №1 1980-го года (Billboard)

6. Биография Леона Силверса III

7. Rico Washington – «Leroy Burgess is the crowned king of boogie»

8. Биография Кашифа Салима на сайте Soul Funk Music

9. Журнал Billboard #114: 22. Feb 16, 2002

10. Саундтрек к фильму «Лихорадка Субботнего Вечера»

11. «Kool & the Gang talks about their partnership with Eumir Deodato» с официального сайта Эумира Деодато

12. Fintan Walsh - Eumir Deodato and the exploration of Post-Disco

13. Тедди Джеймсон – «Not Fade Away 1983: Let the Music Play, Shannon», The Herald, 2013

14. Dance-music pioneer Jellybean Benitez talks about Madonna, EDM, Studio 54 before event at PAMM

15. Jellybean на сайте MTV

16. «История диджеев» - Билл Брюстер, Фрэнк Броутон

17. Издание Billboard: Кэйт Колфилд - «'Vogue' Producer Shep Pettibone's First Interview in 20 Years: On Making a Madonna Classic & Why He Left Music Behind», от 22 мая 2015

18. Интервью Артура Бейкера изданию Red Bull Music Academy, 2012 год

19. Релиз «I.O.U.» группы Freeez

20. François K Reflects on the Everlasting Legacy of Larry Levan and Paradise Garage

21. Джаз-рэп на AllMusic

22. S.H. Fernando Jr. – «How Herbie Hancock Crafted a Hip-Hop Classic»

23. MTV Music Awards 1984 на сайте MTV

24. «The King Of Punk-Funk, Rick James» на uDiscover

25. Биография Falco – Диско Энциклопедия

26. «Party All the Time»: A 30-Year Retrospective

27. «Party All The Time» на SongFacts

28. Стив Кноппер - «Behind the Scenes of The Wiz With Michael Jackson», издание «Time», 2015

29. Альбом «Off The Wall» на сайте AllMusic

30. XXVI премия Грэмми на официальном сайте Академии Звукозаписи

31. Фрэнк Джеймс – «Michael Jackson Dead At 50», The Two-Way, 2009

32. Adam Buchawski – «Quincy Jones snubs chance to team up with Michael Jackson»

фото Пост-диско