Вверх

2016-01-11 15:00:47

Дмитрий Семенидо

1970-й год: Рок-музыка

Spirit In The Sky

Рубеж двух музыкальных эпох подарил миру немало рок-шедевров. Незатихающая Вьетнамская война, яростная борьба афроамериканцев за свои права и другие социальные язвы на теле западного общества давали музыкантам отличную пищу для творчества! Одной из самых значимых работ 1970-го года, надолго переживших своё время, становится композиция «Spirit In The Sky» («Дух в небе») Нормана Гринбаума, записанная и выпущенная в конце 1969-го года. По воспоминаниям Гринбаума, на написание песни его вдохновляет исполнение госпел-музыки Портером Вагонером:

«я подумал, что я мог бы сделать это не хуже, ничего не зная о госпел, и я сел и написал свою собственную госпел-песню. Она пришла просто, я написал слова за 15 минут».

В итоге получается прекрасный микс психоделического рока и госпела. По иронии судьбы, хотя в песне говорится о жизни после смерти и есть несколько отсылок к Христу, сам Гринбаум был евреем. Сингл расходится тиражом более 2 миллионов копий и к апрелю занимает третью строчку в чарте Billboard. В Великобритании, Канаде и Австралии трек возглавляет чарты. По итогам года журнал Billboard отметит композицию под номером 22. В 2004-м году журнал Rolling Stone поместит «Spirit In The Sky» под номером 333 в списке 500 самых величайших работ всех времён. Песня войдёт в саундтреки сразу нескольких кинофильмов, в том числе таких культовых картин как «Стражи галактики» и «Аполлон 13».

В июле 1970-го британская хэви-метал группа Black Sabbath выпускает свой знаменитый трек «Paranoid». Через месяц он поднимается до 4-го места в британском чарте синглов. В американском чарте Billboard Hot 100 он занимает 61-ю строчку. Как это часто бывает, культовая песня родилась из простой импровизации. В ходе напряжённой работы над первым альбомом «Black Sabbath» группе был необходим ещё один трек минуты на три. Когда музыканты ушли на обед, гитарист и композитор группы Тони Айоми стал наигрывать какой-то ритм. Услышав его, остальные музыканты вернулись и стали подыгрывать, быстро войдя в ритм. Продюсер группы Роджер Бэйн предложил им записать это, чем вызвал всеобщее удивление, ведь для музыкантов это было всего лишь разминкой. Позднее гитарное соло было пропущено через звуковой модулятор (применять которые Роджер очень любил), что придало ему характерное «плавающее» звучание.

Песня «Paranoid» прочно войдёт в концертный репертуар Black Sabbath; в частности, она будет исполнена на знаменитом благотворительном концерте «Live Aid» в 1985 году. После ухода из группы в 1979-м году, Оззи Осборн продолжит исполнять её на своих концертах. Песню «Paranoid» можно услышать в телесериалах «Сверхъестественное» (эпизод «Phantom Traveler») и «Отбросы», а также в фильме «Сид и Нэнси» (1986).

Ride a White Swan

24 октября 1970 года британская глэм-рок группа T-Rex выпускает успешный сингл «Ride a White Swan» («Парить на белом лебеде»). Эту песню гитарист группы Марк Болан написал у себя дома в Западном Лондоне, откуда позвонил продюсеру Тони Висконти, предложив устроить сессию на студии.

Композиция содержит 4 гитарных слоя, а также партию бас-гитары в исполнении Болана. В отличие от многих других работ в этом жанре, в ней нет ударных инструментов, ритм отсчитывается бубном и хлопками. 1970-й год приносит в творчество группы много перемен: Болан постепенно переходит от акустической гитары к электрической. Меняется и название, оно сокращается от Tyrannosaurus Rex до T. Rex. Поскольку группу T. Rex тогда ещё мало кто знал, её песня поначалу попадает в самый низ чартов, но вскоре набирает вес: в октябре она оказывается в ТОП 40, а к концу января следующего 1971-го года достигает второй строчки! Песня превращает Болана в звезду, раскрутив и саму группу.

Молодая британская рок-группа Rare Bird достигает 27-й позиции в национальном чарте с песней «Sympathy» («Симпатия»). Драматичный вокал солиста Стива Гоулда и особенная исполнительская манера музыкантов сразу обращают на неё внимание публики. Сингл расходится тиражом более миллиона экземпляров. В 1992-м году «Sympathy» обретёт второе рождение в исполнении группы Marillion.

Рок-группа из Сан-Франциско - Creedence Clearwater Revival (CCR) часто поднимала в своём творчестве тему, находившуюся под негласным запретом — Вьетнамская война. Но даже тогда, когда тексты их песен казались вполне безобидными, критики хотели видеть в них коммунизм и антивоенную риторику.

Run Through the Jungle

Одним из таких текстов становится «Run Through the Jungle» («Бег сквозь джунгли»), в котором все видят джунгли Вьетнама, хотя, по словам её автора и лидера группы Джона Фогерти, речь в ней идёт о джунглях американского общества. На обратной стороне сингла помещается песня «Up Around the Bend». В ней говорится о собрании машин у изгиба дороги и звучит приглашение присоединиться. Весной 1970-го года сингл поднимается до 4-й строчки в чарте «Billboard Hot 100» и продается более чем миллионным тиражом. В британском чарте синглов он достигает 3-й строчки. Позднее каверы на эту песню исполнят Элтон Джон и другие музыканты. Она войдёт в саундтреки таких фильмов как «Майкл» (1996), «Мистификация» (2006), «Неуловимые» (2012) и др.

12 августа 1970 года выходит сингл канадской рок-группы The Guess Who - «American Woman» («Американская женщина»). Из-за своего текста песня воспринимается в контексте непростой политической ситуации как антивоенный гимн и вызывает дебаты.

По словам автора песни Рэнди Бахмана, главная героиня песни никто иная как Статуя Свободы, и текст действительно направлен против войны, однако басист группы и его соавтор Джим Кейл отрицает политический подтекст, объясняя его происхождение радостью музыкантов от возвращения домой после долгого скитания по американским городам в гастрольном туре. Трек имеет беспрецедентный для канадской группы успех в американском чарте: 3 недели на первой строчке Billboard HOT 100, и это несмотря на то, что ему приходится конкурировать с культовой песней «Let It Be» от The Beatles! В Великобритании трек не поднимается выше 19-й строчки. Одноимённый альбом становится первым золотым диском группы в США. «American Woman» дважды (в 2000 и 2005 годах) будет признана журналом Chart Magazine Лучшим канадским синглом всех времён.

Black Night

В 1970-м году своего наивысшего успеха достигает легендарная британская рок-группа Deep Purple, которую считают одной из основательниц хард-рока. В июне 1970-го года сингл «Black Night» («Чёрная ночь») достигает второй строчки британского чарта синглов. Как и многие великие работы, песня была создана почти случайно. После окончания записи альбома «In Rock» («В роке») студия EMI попросила у группы сингл для его раскрутки. Согласно легенде, промучившись шесть часов в бесплотных поисках, музыканты отправились в ближайший паб, по возвращении из которого гитарист группы Ричи Блэкмор взял гитару и сыграл рифф, который всем очень понравился. Вот как об этом вспоминает басист группы Роджер Гловер:

«Первыми вернулись в студию мы с Ричи. Он взял гитару и сыграл рифф, который показался мне потрясающим. «Ты сделал это! Вот он, наш сингл!..» — я был вне себя. Но Ричи ответил: «Ни в коем случае. Это же «Summertime» Рика Нельсона». С пьяным упорством я стал настаивать на своём и в конце концов победил. Фон, куда мы сбросили всё, что пришло нам в тот момент в голову, был записан менее чем за час, после чего мы с Гилланом набросали слова — глупейшие из всех, что можно было придумать. Название «Black Night» было украдено из песни Episode Six, а потом мы придумали смешные рифмы: night, right, bright — что бы ни приходило в голову, всё шло в дело. На следующий день парни из записывающей компании пришли в восторг от прекрасного сингла, нами для них записанного. «Не смешите нас», — только и сказали им мы на это».

В 1970-м году большинство рок-текстов буквально пронизаны антивоенной тематикой. Страх и неприятие войны, царящие в обществе, выплёскиваются в творчестве в самых разных формах. Одной из самых успешных протестных тем становится песня «War» («Война»), написанная в 1969-м году Норманом Уитфилдом и Барретом Стронгом для лейбла Motown. Первоначально песню должна была исполнить группа The Temptations, но острый политический текст не слишком подходил по формату для этой поп-группы и мог разрушить её имидж. Несмотря на многочисленные просьбы выпустить песню «War» в виде сингла, лейбл не рискнул выпускать её с The Temptations и отдал её молодому музыканту Эдвину Старру, который сам вызвался её исполнить. В его исполнении сингл «Война» занимает первую строчку в хит-параде «Billboard Hot 100», подарив Старру самый успешный хит в его карьере. На первой строчке песня держится три недели с августа по сентябрь.

Whole Lotta Love

В 1970-м году создаётся одна из самых известных работ Led Zeppelin – «Whole Lotta Love» («Большая-большая любовь»), тот случай, когда музыка в песне стоит намного больше слов. По мнению музыкального продюсера Стива Левайна, рифф «Whole Lotta Love» является одним из самых важных гитарных риффов XX века, а слушатели британского Радио 2 признали его лучшим риффом XX века. В альбомной записи его играют в унисон Джимми Пэйдж и Джон Пол Джонс, также игру сопровождает соло на терменвоксе. А вот со словами всё совсем не так гладко (они позаимствованы Робертом Плантом из песни Вилли Диксона, чьим большим поклонником он является). Результат довольно высокий: 1-е место в чартах ФРГ и Австралии, 2-е в Канаде, 4-я строчка в Billboard Hot 100.

Led Zeppelin будут играть эту песню на протяжении всей своей карьеры, вплоть до 1980 года. Всё это время она будет разрастаться, в неё будут добавляться различные вставки из других песен, в том числе «Good Times, Bad Times», «Your Time Is Gonna Come» и др.

Как уже говорилось выше, песня «War» была сочтена слишком острой для коллектива The Temptations. В результате, авторы записывают для них другой, менее провокативный текст, хотя и тоже на политическую тематику - «Ball Of Confusion» («Бал путаницы»). В отличие от «Войны», текст этой песни не называет виновных и не вступает в конфронтацию, он просто констатирует явления, не раскрывая позиции авторов. В песне перечисляются многочисленные проблемы, которые разрывают США на части: война во Вьетнаме, расовая сегрегация, наркомания, коррупция, насилие и многие другие. В конце каждого перечня вокалист Мелвин Франклин повторяет басом: «а группа продолжает играть». Песня достигает 3-й строчки в американском поп-чарте и 2-й в чарте R&B. По итогам 1970-го года журнал Billboard поместит её на 24-ю строчку.

Реклама на Диско Энциклопедии