Вверх

2016-01-11 15:51:38

Дмитрий Семенидо

1971-й год: Рок-музыка

Badfinger

В 1971-м году в рок-музыке намечается сразу нескольких новых направлений. Одним из них становится стиль пауэр-поп (power-pop), яркий представитель которого - британская группа Badfinger. Термин «пауэр-поп» ввёл в употребление Пит Таунсенд, гитарист команды The Who, охарактеризовав так стиль своей группы. Отличительной особенность пауэр-поп была мощная ритм-секция, в то время как инструментальное солирование было сведено к минимуму. Одна из самых ярких и успешных работ в этом стиле – песня Badfinger «No Matter What» («Не важно что»), к январю достигшая 5-й строчки британского чарта. Позднее она войдёт в ряд кинофильмов, таких как «Мир Уэйна-2» (1993), «Время от времени» (1995) и «Первая любовь» (1999).

В декабре 1970-го года выходит очередной альбом-бестселлер группы Creedence Clearwater Revival - «Pendulum» («Маятник»), который сопровождает успешный сингл «Have You Ever Seen the Rain?». На оборотной стороне сингла помещается не менее известная песня «Hey Tonight».

В феврале 1971-го британская хард-рок группа Deep Purple выпускает сингл «Strange Kind of Woman» («Странная женщина»), который занимает 8-ю строчку в национальном чарте. Изначально она называлась «Prostitute», однако позднее название заменили менее вызывающим. Героиня песни — проститутка по имени Нэнси, в которую влюблён молодой человек. Юноша пытается спасти её, но она отвечает, что разрыв с наркотиками для неё уже невозможен. Постепенно женщина начинает отвечать ему взаимностью и даже выходит за него замуж, но вскоре умирает.

На живых концертах вокалист группы Иэн Гиллан поясняет публике, что песня написана по реальным событиям, происшедшим с одним общим другом. Много позже он признается, что эта история перешла с ним самим: «Собственно, песня не о женщине. Она — о наборе наслаждений и разочарований; наборе, которому другого имени, кроме Нэнси, и быть не может».

Sticky Fingers

3 февраля 1971-го года вокалист группы The Monkees Дэйви Джонс покидает группу, что прекращает её существование. После распада группы он продолжит свою актерскую карьеру, снимаясь, в основном, в эпизодических ролях.

1 марта бас-гитарист Джон Дикон присоединяется к группе Queen.

4 марта группа Rolling Stones начинает свой британский гастрольный тур, обозначив его как «прощальный» в связи с переездом группы во Францию из-за налоговых льгот. 6 апреля на вечеринке в Канах группа анонсирует свой контракт с лейблом Atlantic Records и открытие собственной студии Rolling Stones Records. 8 мая альбом группы «Sticky Fingers» («Липкие пальцы») возглавит хит-парад на 4 недели, а потом ещё на одну.

Первый сингл «Brown Sugar» («Коричневый сахар»), выпущенный в поддержку альбома, встречают очень хорошо: 1-я строчка в Billboard Hot 100, а также в чартах Нидерландов и Швейцарии. Во Франции, Великобритании и чарте американского журнала Cashbox: 2-е места. Считается, что эту песню Джаггер посвятил своей любовнице – чернокожей певице и актрисе Марше Хант, которая стала матерью его первого ребёнка Кэрис.

Непристойный текст песни становится одной из причин её бешеной популярности: в первом куплете рассказывается об рабовладельческом судне, перевозящим рабов из Африки в Новый Орлеан. Старый рабовладелец бьёт хлыстом и насилует рабынь. В последнем куплете рассказывается про женщину, у которой все любовники были несовершеннолетними. В 2004 году журнал Rolling Stone поместил песню на 490 место в списке «500 величайших песен всех времён» и на 5-е в списке «100 величайших гитарных песен всех времён». Все три трека с этого сингла: «Brown Sugar», «Bitch» и «Let’s Rock» сегодня считаются гитарной классикой.

T Rex

12 мая Мик Джаггер вступает в брак с никарагуанкой Бианкой де Масиас. Среди гостей церемонии Пол МакКартни и Ринго Старр со своими жёнами.

Необычайно успешен 1971-й год и для британской рок-группы T.Rex. В общей сложности, за год она проводит на первой строчке целых десять недель! С конца марта в британском чарте шесть недель лидирует сингл «Hot Love» («Горячая любовь») – первый №1 в истории группы. В США пластинка не настолько популярна – она лишь на 72-й строчке в Billboard Hot 100.

С песней «Hot Love» солист группы Марк Болан появляется на престижном телешоу Top Of The Pops: длинноволосый, одетый в сияющую атласную одежду и с блеском на лице…. Столь необычный облик вызвал фурор и был немедленно подхвачен и другими глэм-рок музыкантами!

Глэм-рок – вот ещё одно музыкальное течение, необычайно популярное в начале 70-х. Своё название он оправдывает страстью к ярким образам, экзотическим костюмам, театральности и обильному использованию макияжа. В музыкальном плане глэм-рок не однороден, он совмещает самые разные направления рок-музыки: от хард-рока и рок-н-ролла до эстрадной попсы. Наибольшую популярность глэм-рок будет иметь в Великобритании, где он вытеснит, со временем, пауэр-поп.

С 24 июля чарты возглавляет уже следующий сингл T.Rex - «Get It On». На первой строчке он продержится четыре недели, а в последние три недели уходящего года в альбомном чарте лидирует альбом группы «Electric Warrior» («Электрический воин»). В чарте Billboard Hot 200 он занимает 32-ю строчку.

Love Her Madly

Очередной всплеск популярности переживает калифорнийская группа The Doors. Сингл «Love Her Madly» («Люби её безумно»), выпущенный в марте в поддержку альбома «L.A. Woman», поднимается до 11 строчки чарта Billboard, тем самым став первой за два года работой группы, которая смогла добраться до TOP-20. Спустя два десятка лет, песня войдёт в культовый фильм «Форрест Гамп».

14 августа британская группа The Who выпускает свой пятый студийный альбом «Who’s Next» («Кто следующий»), возглавивший чарты как в США, так и в Великобритании. Его выход предваряет сингл «Won't Get Fooled Again» («Снова не одурачить»), увидевший свет в июне. Эта работа была очень успешной (9-е место в Великобритании и 15-е в Billboard) и с тех пор неоднократно появлялась на различных пластинках группы. В 1979-м году она войдёт в саундтрек документального (или, правильнее сказать, «рок-ументального») фильма о группе «The Kids Are Alright» («Детки в порядке»). Запись песни для этого фильма в Shepperton Studios стала последней работой The Who в полном составе, так как ударник группы Кит Мун умер спустя 4 месяца.

Песня «Won’t Get Fooled Again» нередко исполнялась Роджером Долтри, Джоном Энтвистлом и Питом Таунсендом на их сольных концертах. Таунсенд несколько раз вносил в песню радикальные изменения, используя всевозможные инструментальные вариации от акустики до техно.

30 октября британская глэм-рок группа Slade выпускает сингл «Coz I Love You» («Потому что я люблю тебя»), который становится их первым №1. На первой строчке он продержится четыре недели. Девять лет спустя, в интервью журналу «Sounds», бас-гитарист и клавишник группы Джим Ли так отзовётся об этой работе:

Coz I Luv You

«Мне они даже не нравились – те старые песни. Мы все терпеть не могли «Gudbye T' Jane», он был зачат за полчаса в конце одной студийной сессии. Та же история со вторым синглом «Coz I Luv You». Это был дешёвка, проходной сингл для альбома. Он занял первую строчку за две недели, а мы подумали: «Что за куча дерьма!». Он же такой сырой».

В период с 1971 по 1976 годы Slade выдали подряд 17 синглов, вошедших в «двадцатку» британского хит-парада, став первыми, кому удалось хоть как-то приблизиться к рекорду The Beatles, у которых в Top-20 попадало 22 хит-сингла подряд.

8 ноября Led Zeppelin выпускает свой четвёртый студийный альбом «Led Zeppelin IV». Он продаётся в количестве 37 миллионов копий, что делает его не только самым успешным в истории группы, но и в истории музыки! Пожалуй, самой яркой и запоминающейся песней на нём была знаменитая «Лестница в небо» («Stairway to Heaven»), которая по версии журнала Rolling Stone занимает 31-е место в списке 500 лучших песен всех времён!

Песня родилась в прошлом 70-м году, когда Джимми Пэйдж и Роберт Плант проводили время в валлийском коттедже Bron-Yr-Aur, отдыхая после завершения американского тура. Плант говорит об этом так:

Мы сидели c Пэйджи в Хэдли Грэйндж перед камином. Пэйджи только что записал аккорды [песни] и сыграл их мне. В руках у меня были бумага и карандаш. Почему-то, без всякой на то причины, я находился в отвратительном настроении. А потом внезапно моя рука вывела на бумаге слова: «Живёт такая леди: она уверена: что блестит — всё золото, и вот она покупает лестницу в небеса…» Некоторое время я сидел и глядел на эти слова, а потом ну едва не подпрыгнул…

Led Zeppelin IV

Эта песня станет одной из самых знаменитых композиций Led Zeppelin (да и рок-музыки вообще), а также наиболее часто проигрываемой композицией на FM-радиостанциях США. Между тем, она даже не была выпущена отдельным синглом, а рекламное EP-издание для радиостанций выйдет только в следующем 72-м году. Как сингл песня выйдет лишь в 2007 году и займёт в хит-параде Великобритании 37-е место.

В 2003 году журнал Rolling Stone поместит альбом на 66-ю строчку в списке 500 величайших альбомов всех времён. Несколько песен с этого альбома («Black Dog», «When The Levee Breaks», «Rock and Roll», «Stairway to Heaven») в 1988-м году будут изданы в Советском Союзе на пластинке «Лестница на небеса» в серии «Архив популярной музыки».

В ноябре выходит дебютный альбом британской рок-группы The Sweet «Funny How Sweet Co-Co Can Be». Впрочем, технически он не был первой долгоиграющей пластинкой «Sweet». В декабре прошлого года был создан знаменитый сборник «Gimme Dat Ding», первую сторону которого занимали ранние синглы «Sweet», а вторую — композиции группы «The Pipkins». Стиль этих двух альбомов разительно отличается от хард-рока, на который перешли «Sweet» в последующие годы. Сингл «Co-Co» необычайно популярен в Германии – он лидирует в чарте на протяжении 7 недель! Также он возглавляет чарты Дании, Швейцарии и Южной Африки. В национальном чарте он занимает второе место, в Америке: 99-е. Мини-альбом группы выходит даже в СССР - фирма «Мелодия» выпускает миньон с четырьмя песнями из альбома: «Chop Chop», «Daydream», «Funny Funny» и «Jeanie».

Pearl

В 1971-м году выходит посмертный альбом культовой американской рок-певицы Дженис Джоплин, выпущенный совместно с группой Full Tilt Boogie Band. Дженис ушла из жизни 4 октября 1970-го года, в процессе работы над альбомом, и продюсер группы Пол Ротшильд заканчивает альбом уже без неё, посвятив эту работу памяти певицы. Как обычно, публика любит больше мёртвых артистов, чем живых, и вскоре после своего выхода в феврале 71-го года, альбом на 9 недель возглавляет чарт Billboard Hot 200. Он станет четырежды платиновым.

Единственный сингл певицы, возглавивший чарт, тоже посмертный – композиция Криса Кристофферсона «Me and Bobby McGee» («Я и Бобби Макги»).

Реклама на Диско Энциклопедии