Вверх

2016-01-11 15:42:29

Дмитрий Семенидо

1971-й год: Великобритания

T Rex

1971-й год в музыкальной истории Британии отмечен ростом интереса к рок-музыке. Впервые музыкальным лидером года становится не поп-музыкант, а рок-группа T.Rex, сразу две песни которой возглавляют британский чарт, в общей сложности, десять недель!

Столь привычная для британских хит-парадов группа The Beatles из них полностью исчезает, а вместо неё там появляются сольные работы всех четырёх экс-битлов.

В 71-м году проходят сразу два легендарных концерта: с 20 по 25 июня, в период летнего солнцестояния, I Фестиваль в Гластонбери. Среди выступавших были Дэвид Боуи, Traffic, Fairport Convention и др.


Notice: Undefined property: Newspaper::$site in /home/l/love80sru/disco80xyz/public_html/cms/lib/Site.php on line 467

1 августа в Нью-Йорке на Мэдисон-сквер-гарден состоялся благотворительный концерт, организованный Джорджем Харрисоном и Рави Шанкаром с целью сбора средств для помощи беженцам из Восточного Пакистана (сегодня Бангладеш), пострадавшим от разрушительного циклона «Бхола» и действий пакистанской армии в Войне за независимость. В концерте приняли участие многие известные музыканты: Боб Дилан, Эрик Клэптон, Джордж Харрисон, Ринго Старр и британская группа Badfinger. Его посетило около 40 тысяч человек. В декабре live-запись концерта вышла отдельной пластинкой «The Concert for Bangladesh», а в 1972 году была издана и видеозапись. Весь сбор: 243 418 долларов был передан в распоряжение Детского фонда ООН. Концерт для Бангладеш принято считать первым крупным благотворительным концертом в истории современной музыки.

Grandad

Первым в новом году чарт возглавил комедийный актёр Клайв Данн с песней «Grandad» («Дедушка»). Её история довольно любопытна: в период съёмок в ситкоме «Папашина армия» («Dad’s Army»), Клайв познакомился с басистом Херби Флауэрсом. Узнав, что тот сочиняет музыку, Клайв полушутя предложил ему написать песню и для него. Приняв вызов, Флауэр написал песню совместно с вокалистом британской рок-группы The Creation – Кенни Пикеттом. В ноябре 1970-го года был выпущен сингл, который, благодаря всевозможным детским передачам, в которых без конца крутили добрую песенку про дедушку, быстро взлетел на верхние строчки чартов.


Notice: Undefined property: Newspaper::$site in /home/l/love80sru/disco80xyz/public_html/cms/lib/Site.php on line 467

Вслед за выступлением на шоу «Top Of The Pops», Данн должен был возглавить чарт уже к Рождеству, но из-за забастовки рабочих на фабрике EMI возникли перебои с поставками, и чарт он возглавил только в январе. Вслед за успешным синглом, «дедушка» Данн выпустил альбом «Grandad Requests 'Permission To Sing Sir'» («Дедушка просит разрешения спеть, сэр»). Позднее, в период с 1979-го по 1984-й годы Данн принимал участие в детском телешоу «Grandad», правда, «дедушкина песенка» в нём так ни разу не прозвучала.

Middle Of The Road

В начале года британский композитор Лэлли Стотт написал песню «Chirpy Chirpy Cheep Cheep», которую сам же и спел. В его исполнении она имела некоторый успех во Франции и Италии, но звукозаписывающая фирма Philips, с которой он сотрудничал, не решилась на дальнейший промоушн сингла. В реузльтате, песню передали сразу двум исполнителям: шотландской фолк-группе Middle of the Road и дуэту Mac and Katie Kissoon. Вариант Middle of the Road получил большую популярность в Европе и в июне на пять недель возглавил британский чарт, в то время, как версия Kissoon больше понравилась американцам и заняла 20-ю строчку в Billboard Hot 100.


Notice: Undefined property: Newspaper::$site in /home/l/love80sru/disco80xyz/public_html/cms/lib/Site.php on line 467

1 мая британский чарт возглавила весёлая песенка в стиле регги – «Double Barrel» («Двойная бочка»). Для записи песни продюсер Ли «Scratch» Перри пригласил двух музыкантов, с которыми в то время сотрудничал – сессионного вокалиста Дэйва Баркера и пианиста Энсела Коллинза. «Двойная бочка» стала второй мелодией в стиле регги, когда либо возглавлявшей чарты Великобритании и одной из первых записей в этом стиле, которая имела успех в Америке: 22-е место в Billboard Hot 100.

Шестой строчки в чарте достигает песня бит-группы из Бирмингема - The Fortunes. В ней говорится о девушке по имени Свобода («Freedom Come, Freedom Go»): «Свобода приходит и уходит, говорит да, потом говорит нет, и никогда не остаётся надолго».

Benny Hill

Под Рождество чарт неожиданно возглавил всеми любимый комик Бенни Хилл с песенкой про Эрни – «самого быстрого молочника на Западе». В песне обыгрывался жизненный опыт самого Хилла, который в молодости некоторое время работал на заводе Hann's Dairies в Истли. Герой песни – 52-летний молочник Эрни Прайс, который развозит молоко на своей телеге и сражается за сердце вдовы Сью с «двухтонным» развозчиком хлеба - Тедом из Теддингстона. Для большего комизма автор исполняет песню с ирландским акцентом и постоянно произносит имя своего героя как «Хёрни», а хор его каждый раз поправляет: «Эрни!».


Notice: Undefined property: Newspaper::$site in /home/l/love80sru/disco80xyz/public_html/cms/lib/Site.php on line 467

В видеоклипе, снятом в духе комедийного спектакля, автор играет роль Эрни, а роль Тедда – его постоянный партнёр по телешоу Генри Макги. В феврале следующего года песенка про Эрни возглавит чарты и в Австралии.

С момента распада культовой группы The Beatles прошёл только год, но кажется, что прошла целая вечность! За это время каждый из экс-участников легендарной «четвёрки» успел записать немало превосходного материала!

В конце января британский чарт на пять недель возглавляет сингл бывшего гитариста The Beatles – Джорджа Харрисона «My Sweet Lord» («Мой дорогой Господь»). Несмотря на своё христианское, на первый взгляд, название (и на явную эксплуатацию образа Христа на обложке), посвящалась песня не Иисусу, а… Кришне. Как известно, Джордж Харрисон был убеждённым последователем традиции гаудия-вайшнавизма и членом Международного общества сознания Кришны. В 1982 году, в своём интервью Джордж Харрисон так описал идею песни:

My Sweet Lord

«Аллилуйя» — это радостное восклицание у христиан, в отличие от него мантра Харе Кришна имеет ещё и скрытый смысл. Она — нечто большее, чем просто прославление Бога; это обращение к Богу с просьбой стать Его слугой. Мантра построена особым образом, а её звук обладает мистической духовной силой и этим она намного ближе к Богу, чем те слова, какими христиане сейчас описывают Его. … Я задумал взять их хитростью, поэтому «My Sweet Lord» звучит как обычная популярная песня. А идея была такая: слово «Аллилуйя» не вызывает у людей раздражения… этим мы и поймали их на удочку: к тому времени, когда должна зазвучать мантра Харе Кришна, они уже притоптывают ногой и поют: «Аллилуйя», — это как бы усыпляет их бдительность. Внезапно начинает звучать Харе Кришна, а они всё будут продолжать подпевать, пока не поймут, что произошло, и не подумают: «Э, да я, кажется, не особенно любил это Харе Кришна»! … Это была просто маленькая хитрость. И это не было оскорблением. У меня никогда не было такого впечатления, что христиане испытывают чувство обиды…».


Notice: Undefined property: Newspaper::$site in /home/l/love80sru/disco80xyz/public_html/cms/lib/Site.php on line 467

По мнению Нила Страусса из журнала Rolling Stone «My Sweet Lord» «стала единственной кришнаитской песней, достигшей вершины хит-парадов» потому, что «она была такой сладкой и убаюкивающей, что вы могли подпевать ей не задумываясь над её текстом». Как ни странно, это был первый сингл, выпущенный экс-участниками The Beatles после распада группы – пока что все остальные успели выпустить только альбомы. Сингл возглавляет чарт в Великобритании, США, ФРГ, Австралии, Ирландии, Норвегии и Швейцарии.

Впрочем, уже скоро успех обернулся судебной тяжбой – Харрисона обвиняют в плагиате из-за сходства мелодии «My Sweet Lord» с песней «He's So Fine» («Он такой чудесный») американского женского квартета The Chiffons. На время разбирательства, выплата Джорджу Харрисону прибыли от продаж пластинки была приостановлена по всему миру.

По версии журнала Rolling Stone песня «My Sweet Lord» занимает 454 место в списке 500 величайших песен всех времён. В 2002-м году, вскоре смерти Джорджа, будет выпущена новая версия песни «My Sweet Lord», которая повторно возглавит чарт Великобритании.

Another Day

Вслед за Харрисоном, 19 февраля свой сингл выпустил и Пола МакКартни. Он назывался «Another Day» («Ещё один день»). Текст песни родился у автора ещё в 1969-м году во время работы над альбомом «Let It Be». Запись песни проходила в Нью-Йорке, одновременно с записью первого альбома Пола – «Ram». Женские вокальные партии исполнила жена Пола – Линда. В то время сотрудничеству с женой Пол уделял очень большое значение – она указана как соавтор половины песен альбома, в видеоклипе супруги тоже сняты вместе. «Я хотел создать НАШ звук» - скажет Пол. Возможно, поиск нового звучания отчасти был продиктован желанием во что бы то ни стало уйти от звучания The Beatles и утвердиться в качестве самостоятельного музыканта. Песня «Another Day» заняла 2-е место в британском чарте, 5-е в американском чарте Billboard Hot 100, 4-е в Billboard Easy Listening, а в Австралии, Ирландии и Испании она возглавила чарты.


Notice: Undefined property: Newspaper::$site in /home/l/love80sru/disco80xyz/public_html/cms/lib/Site.php on line 467

Ещё через месяц, 12 марта выходит сингл Джона Леннона и группы The Plastic Ono Band - «Power to the People» («Власть народу»). По словам Леннона, песня была написана в ответ на интервью, которое он давал Тарику Али и Робину Блэкбёрну для издания «Red Mole»: «Я просто был вдохновлён тем, что они сказали… я написал «Власть народу» так же как «Дайте миру шанс», как что-то, что люди будут петь. Я создаю синглы как плакаты». Десять лет спустя Джон назовёт песню «скорее постыдной» и «написанной в состоянии сна и желания понравиться таким как Тарик Али им подобным».

It Don't Come Easy

В апреле выходит сингл и Ринго Старра «It Don't Come Easy» («Это не даётся легко»), его первый сольный сингл в Великобритании и второй в США. Он добирается до 4-й строчки чартов на родине и в Штатах, а также возглавляет канадский хит-парад. В записи песни участвовал Джордж Харрисон, который также руководил остальными музыкантами. Песня «It Don’t Come Easy» стала своеобразной «визитной карточкой» Ринго Старра — с неё он начинал и начинает многие концертные программы, и поэтому она часто входит в его live-альбомы. С этой песней Ринго выступал на знаменитом концерте в пользу Бангладеш на Мэдисон-сквер-гарден, причём, во время исполнения он забыл часть слов, и именно в таком виде песня вошла в концертный альбом и видео! 2 часть

В начале 70-х британский певец и продюсер Джонатан Кинг выпускает несколько песен под именем шуточной студийной женской группы The Piglets («Поросята»). Самой известной из них была «Johnny Reggae» («Джонни Регги»), занявшая третью позицию в британском чарте. Основной вокал принадлежал Барбаре Кей, а вот кто были остальные девушки так и осталось загадкой. На конверте пластинки лишь сказано, что она «задумана, создана, подготовлена и выпущена под управлением Джонатана Кинга».


Notice: Undefined property: Newspaper::$site in /home/l/love80sru/disco80xyz/public_html/cms/lib/Site.php on line 467

Ещё одна шуточная песенка, которая в январе заняла вторую строчку в чарте, называлась «The Pushbike Song» (словом «pushbike» в Австралии и Новой Зеландии называют обыкновенный двухколёсный велосипед) от группы The Mixtures. В родной Австралии песня возглавила чарт и две недели держалась на первой строчке. На песню был снят забавный чёрно-белый клип, изображавший группу и её друзей на велосипедах, колесящими по улицам Мельбурна. За долгие годы на этот гимн велосипедистов было создано множество каверов, он неоднократно включался в телешоу Австралии.

Успешная группа Blue Mink выпускает сингл «» («Знаменосец»), который достигает 3-го места в чарте. Большинство участников группы до этого работали студийными музыкантами на лейбле Morgan Studios и даже после первых успехов группы – синглов «Melting Pot» и «Good Morning Freedom», продолжали сессионную работу, в том числе, принимали участие в записи первого альбома молодого британского музыканта Элтона Джона. В свою очередь Элтон анонимно записал кавер на песню группы «Good Morning Freedom» («Доброе утро, Свобода»), который вошёл в бюджетный сборник «Pick Of The Pops». За пять лет существования, шесть синглов группы Blue Mink попадали в TOP 20 британского чарта.

Lady Rose

Группа Mungo Jerry записывает свой третий сингл «Lady Rose» («Леди Роуз»), который к июню достигает 5-й позиции в британском чарте. Как и в прошлых работах, лидирующие партии в музыке группы были отданы гармонике и фортепиано.

Очаровательная австралийка Оливия-Ньютон Джон попадает в британские чарты с кавером на песню Боба Дилана «If Not For You» («Если не для тебя»). Дилан записал эту песню год назад для альбома «New Morning» («Новое утро») при участии Джорджа Харрисона. Сингл увидел свет в августе, а в ноябре Джордж Харрисон выпустил свой кавер к этой песне в составе тройного альбома «All Things Must Pass» («Всё должно пройти»). Кавер Оливии Ньютон Джон был по звучанию ближе к версии Харрисона. Он стал заглавным треком её будущего альбома и провёл три недели на вершине американского чарта Easy Listening, а также попал в TOP-40 нескольких европейских стран. В Британии он занял 7-е место.


Notice: Undefined property: Newspaper::$site in /home/l/love80sru/disco80xyz/public_html/cms/lib/Site.php on line 467

В июне 1971-го года австро-английская группа «The New Seekers» выпускает одну из своих самых успешных работ «Never Ending Song Of Love» («Бесконечная песня любви»). В Англии песня становится большим хитом, оставаясь на второй строчке чарта 5 недель. В Америке она станет известной в исполнении дуэта Delaney & Bonnie. Творчество группы было высоко оценено и в СССР: в 1976-м году фирма грамзаписи «Мелодия» издаст пластинку «Нью Сикерс – В прекрасной гармонии». Также пластинки группы издавались в нашей стране в 1981-м и 1982-м годах.

70-е годы – время социально-проблемных тем в текстах даже поп-музыки. Британский продюсер Норман «Ураган» Смит (Norman «Hurricane» Smith) записывает демо-трек для Джона Леннона под названием «Don’t Let It Die» («Не дайте ей умереть»), который показывает сразу нескольким коллегам. Друзья убеждают Смита, что песня хороша такой какая она есть, и он исполняет её сам. Итог: 2-е место в британском чарте.

Don’t Let It Die

За эту работу Норман Смит получает премию Айвора Новелло (музыкальная награда Британской академии композиторов и авторов, названная в честь одного из популярнейших британских авторов и композиторов первой половины ХХ века) за «лучшую песню, слова и музыку». Как и во многих других песнях того времени, в ней заключён протест – автор обращает внимание на красоту и хрупкость природы, возлагая ответственность за неё на человечество: «не дайте ей умереть!».

Тони Кристи (не путать с автором «Yellow River» Джефом Кристи) записывает успешный сингл «I Did What I Did For Maria» («Я сделал то, что сделал для Марии»). В песне говорится о вдовце, который накануне своей казни, вспоминает, как он отомстил за свою жену. Песня занимает 2-е строчки в британском и ирландском чартах.


Notice: Undefined property: Newspaper::$site in /home/l/love80sru/disco80xyz/public_html/cms/lib/Site.php on line 467

Сразу несколько британских песен 1971-го года практически не были замечены дома, зато получили большое признание в Америке. Яркий тому пример: «Here Comes That Rainy Day Feeling Again» («И опять в душе идёт дождь») от группы The Fortunes, которая заняла 15-ю строчку в американском чарте Billboard, не отметившись в британском чарте.

Прохладно встреченная на родине, песня Тома Джонса «She’s A Lady» («Она леди») занимает 2-ю строчку в заокеанском чарте Billboard и 1-ю в чарте журнала Cash Box и Канаде. До сих пор он остаётся самой успешной записью Тома Джонса, выпущенной в США. Как и многие другие работы Джонса, она вошла во многие кинофильмы, в числе которых: «Мисс Конгениальность», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Играй, как Бекхэм» и др.

Wild World

Любовь к актрисе и модели Патти Д'Арбанвиль вдохновила Кэта Стивенса на множество великолепных песен, в числе которых «гитарный хит на все времена»: «Wild World» («Дикий мир»). Как и всё, что вдохновлено сильными чувствами, песня навсегда вошла в мировую сокровищницу романтической музыки! Как скажет сам Стивенс:

«Это были аккорды, которые очень распространены в испанской музыке. Я наигрывал их и у меня родилась эта тема –уже не в первый раз повторяющаяся в моей работе – как пережить расставание, грусть разлуки и ожидание того, что будет дальше».


Notice: Undefined property: Newspaper::$site in /home/l/love80sru/disco80xyz/public_html/cms/lib/Site.php on line 467

Сингл «Wild World», выпущенный в конце 1970-го года, занимает 11-ю строчку в американском чарте Billboard Pop Singles. За четыре десятилетия песня увидела массу каверов в исполнении таких кумиров как: Nirvana, Джеймс Блант, Mr.Big и др.

В ноябре 1971-го года выходит очередной альбом Элтона Джона «Madman Across the Water», последний альбом, записанный на лондонской студии Trident. Как и в предыдущих случаях, он был почти проигнорирован дома, зато имел большой успех в Америке: 8-я строчка в чарте Billboard Top Pop Albums и 10-е место в топ-листе самых успешных альбомов 1972-го года. В феврале 1972-го года он получит золото, а его продажи только в одних Соединённых Штатах превысят миллион. В 1998-м году альбом получил мульти-платиновый статус. Заглавная песня альбома входила и в предыдущий альбом певца, но, тем не менее, была перезаписана и повторно выпущена и в новом альбоме.