Вверх

2016-01-11 14:54:22

Дмитрий Семенидо

1970-й год: США

Bridge over Troubled Water

Новый музыкальный год в Америке начинает красивейшая баллада «Bridge over Troubled Water» («Мост над бурными водами») от одного из самых успешных дуэтов 60-х: Пола Саймона и Артура Гарфанкела. Её ждал огромный успех: 6 недель на верхней строчке чарта Billboard Hot 100, а также первые места в Канаде, Франции, Великобритании и Новой Зеландии. По итогам 70-го года, журнал Billboard поместит сингл на 1-е место.

Но, по иронии судьбы эта нежная баллада о дружбе была создана на грани распада группы, когда отношения между музыкантами были хуже некуда, и они ссорились из-за каждой мелочи - даже из-за того, кто будет исполнять песню. В результате, её исполнял Гарфанкел, но уже очень скоро Саймон пожалеет о том, что отдал свою песню товарищу:

«Он чувствовал, что это должен был сделать я, и много раз, когда на концертах я сидел в стороне, в то время, как Ларри Нчтел играл на фортепиано, а Арти пел «Мост», и люди топали и скандировали, я думал: «это моя песня, чувак»».

Одноимённый альбом проведёт 10 недель на вершине Billboard 200 и в следующем 1971-м году выиграет целых 5 премий «Грэмми»! Перемахнув Атлантику, он возглавит альбомные чарты многих стран: в Великобритании на 33 недели, в Германии на 20 недель, в Австралии на 17. Эта песня станет одной из самых исполняемых в музыкальной истории ХХ века: каверы на неё запишут более 50 известных музыкантов, в числе которых Элвис Пресли и Арета Франклин.

Остальные синглы с альбома были не менее успешны. Песня «Полёт кондора» («El Condor Pasa (If I Could)») станет ещё одним нетленным хитом, который будет исполняться бесчисленное количество раз в том числе и как инструментальная композиция. Впрочем, Саймон и Гарфанкел не были её авторами – в начале XX века её написал перуанский композитор Даниэль Роблес на мотив народных мелодий жителей Анд. Пол Саймон услыхал песню в Париже, где её исполняла группа «Лос инкас», и написал для неё свои слова.

Raindrops Keep Fallin’ on My Head

В 2003 году журнал Rolling Stone поставит альбом «Bridge over Troubled Water» на 51-е место в своем списке 500 величайших альбомов всех времен, в соответствующем списке для песен одноимённая композиция займёт 48-е место. В 2004 году песня «Полёт кондора» будет признана национальным достоянием и культурным наследием Перу.

Ещё одна песня «на все времена» – «Raindrops Keep Fallin’ on My Head» («Дождевые капли падают на меня») в исполнении Би Джей Томаса. Кажется, она была всегда! Первоначально задуманная как саундтрек к картине «Бутч Кэссиди и Санденс Кид», она надолго пережила свой фильм, оставшись в мировой сокровищнице лучших мелодий.

Её действительно хочется напевать, достаточно вспомнить, как это делает героиня Людмилы Гурченко в фильме «Вокзал для двоих»! Впрочем, в СССР долгое время была известна только французская версия «Toute la pluie tombe sur moi» («Весь дождь падает на меня») в исполнении Саши Дистеля, которая, кстати даже обогнала оригинал по числу продаж. Версия Томаса четыре недели лидировала в чарте Billboard. В 1996-м году она пережила второе рождение в пародийной комедии «Неистребимый шпион» в эпизоде, отсылающему к сцене из фильма «Бутч Кэссиди и Санденс Кид». Также она была использована в фильмах «Свадебная вечеринка», «Форест Гамп», «Человек-паук 2» и др.

House Of The Rising Sun

Очередная успешная кавер-версия народной песни «House Of The Rising Sun» («Дом восходящего солнца») увидела свет в исполнении детройтской группы «Frijid Pink». Шестью годами ранее уже прогремела версия британской рок-группы Animals, за два года до этого её исполнял Боб Дилан, но и версия Frijid Pink была успешной: она получила золото на родине и заняла высокие строчки в чартах множества стран: 1-ю в Германии, 2-ю в Швейцарии, 3-ю в Канаде, Дании и Голландии, 4-ю в Великобритании, 7-ю в Billboard Hot 100. До сих пор музыкальные критики гадают об истоках этой песни и о том, что имел в виду автор под «Домом восходящего солнца». По одной из версий, так называлась женская тюрьма в Новом Орлеане, это косвенно подтверждает и то, что более ранние версии песни исполнялись от женского лица.

Детройтская ритм-энд-блюз группа Rare Earth выпускает успешный кавер на песню Смоки Робинсона «Get Ready» («Готовься»). Первым песню исполнил коллектив The Temptations в 1966-м году, в его исполнении она достигла 29-й строчки американского чарта. В том же году свой кавер записала и группа The Supremes.

В 1970-м году первый сольный альбом подростковой группы Jackson 5 «I Want You Back» («Я хочу тебя вернуть») достигает пятого места в американском чарте и первого места в чарте R&B. Он выходит на знаменитом лейбле Motown – настоящей кузнице музыкальных кадров 60-х! Солист группы – будущий король поп-музыки 11-летний Майкл Джексон.

I Want You Back

На крупных концертах подростковую группу представляет публике другая звезда Мотаун – 26-летняя красавица Дайана Росс, солистка одной из самых успешных американских групп 60-х: «The Supremes». Согласно красивой легенде, сочинённой публицистами, Джэксоны были представлены Дайане мэром Индианы Ричардом Г. Хачером, на концерте в 1969-м году. Певица представила ребят шефу студии – Берри Горди, и тот, впечатлённый их звучанием, сразу же подписал с ними контракт, назначив Росс их наставницей. В какой-то степени так оно и было – когда Горди поселил Джексонов в Калифорнии, Майкла и Марлона приютила у себя Дайана.

«Дайана была не первой, кто нас откопал, но я думаю, мы никогда не сможем расплатиться с Дайаной за все то, что она тогда для нас сделала. Когда мы окончательно переехали в южную Калифорнию, то фактически жили у Дайаны и провели у нее наездами больше года. Некоторые из нас жили у Берри Горди, остальные у Дайаны, затем мы менялись местами. Она была просто чудо - заменяла нам мать и создавала домашний уют. Она по-настоящему заботилась о нас, по крайней мере полтора года, пока мои родители продавали домик в Гэри и занимались поисками дома, где мы могли бы жить все вместе в Калифорнии».
(Майкл Джексон из книги «Лунная походка»)

На самом деле, промоушн был взаимный: к тому времени Джэксоны уже были одной из самых узнаваемых групп Америки, а Росс только начинала сольную карьеру, покинув «The Supremes», так что ей раскрутка была нужна ничуть не меньше.

Diana Ross

В мае 1970-го года на Мотаун выходит дебютный альбом певицы «Diana Ross». Первый же сингл «Reach оut аnd Touch (Somebody’s Hand)» («Дотянись и коснись (чьей-то руки)») смог занять 20-ю строчку в хит-параде Billboard, второй сингл «Ain’t No Mountain High Enough» («Нет горы достаточно высокой») - (кавер на песню Гея и Террел 1967 года) становится мировым хитом, достигнув первого места во многих музыкальных чартах. За этот сингл Дайану Росс номинировали на Грэмми за Лучшее вокальное выступление поп-певицы. Успех Джэксонов, честно заслуженный многочасовыми репетициями и промоушном лейбла Мотаун ошеломляет: один из другим синглы «I Want You Back», «ABC», «The Love You Save» и «I'll Be There» занимают первые строчки в поп и R&B чартах Америки! В результате, в Штатах начинается настоящая мания на детские фанк-проекты вроде Sly & the Family Stone.

Тем временем, место Дайаны в группе «The Supremes» занимает новая вокалистка Джин Террелл - Берри Горди заметил её в одном клубе в Майами Бич. После прощального шоу 14 января 1970-го, на котором Дайана Росс прощалась с «The Supremes», Джин была представлена публике. В 1970-м году уже в новом составе группа выпускает целых три альбома. Первый же сингл «Up the Ladder to the Roof» («Вверх по лестнице на крышу») достигает 10-й строчки в Billboard Hot 100, а «Stoned Love» («Каменная любовь») - 7-й. Можно с уверенностью сказать, что уход Дайаны из «The Supremes» сказался благотворно как на успехе группы, так и на творчестве самой певицы!

Signed, Sealed, Delivered I’m Yours

Ещё одно молодое дарование, продюсируемое Мотаун – 20-летний чернокожий музыкант Стиви Уандер. Слепой от рождения, он с детства пел в церковном хоре и обладал идеальным слухом. Свой первый контракт с Мотаун гениальный ребёнок заключил в 11-летнем возрасте. По легенде, его псевдоним Уандер («Чудо») родился при первом прослушивании. Якобы, Горди воскликнул: «Ты, парень — настоящее Чудо, я советую тебе взять именно этот псевдоним». Так Стивленд Моррис стал Стиви Уандером. Сингл 1970-го года «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours» («Подписано, запечатано, доставлено я твой») достигает 3-й строчки в чарте Billboard. В сентябре того же года Уандер женится на Сайрите Райт, бывшем секретаре компании Мотаун и авторе песен. C разрешения Горди она помогала Стиви в продюсировании его следующего альбома Where I’m Coming From («Откуда Я»).

Необычайно успешен год и для группы из Сан-Франциско - Creedence Clearwater Revival (сокращённо CCR). Не имея дорогой аппаратуры, почти с нулевым бюджетом, за несколько лет группа достигла фантастических результатов! Одними из немногих CCR поднимали в своём творчестве полузапретную тему Вьетнамской войны, но делали это не напрямую, а иносказательно, в результате их песни были одновременно гимнами антивоенных движений и любимой музыкой американских солдат в окопах Вьетнама. Одним из таких антивоенных гимнов стала песня «Who’ll Stop the Rain» («Кто остановит дождь»), вышедшая в 1969-м году. Who`ll Stop the Rain Слушая эту песню, все были уверены, что речь идёт не о простом ливне, а о дожде напалма, которым американская авиация щедро поливала вьетнамские деревушки. И даже если в песню изначально и не был вложен антивоенный смысл, его хотели там видеть. Та же участь постигла и песню «Run Through the Jungle» («Бег сквозь джунгли»), и хотя, по словам Фогерти речь в ней шла о джунглях американского общества, публике было виднее что эта за джунгли и где! А за песню «Up Around the Bend» группу назвали коммунистами (страшное обвинение по тем временам!), хотя текст её был вполне безобиден.

В 1970-м году CCR ждало европейской турне, во время которого группа приняла участие в британском ТВ-шоу «Top of the Pops». В июле вышел альбом «Cosmo’s Factory», разошедшийся 3-миллионным тиражом, возглавив чарты по обе стороны океана и заняв 11-ю строчку в чарте «Billboard Soul Albums». В конце года CCR собрали множество международных наград и призов: «Best Album Artist of 1970» (Billboard), «Top International Pop Group» (New Musical Express); «Top Pop Group» (США, Англия, Канада, Германия, Франция, Швейцария, Израиль, Норвегия — согласно Billboard International Poll); Best Foreign Group (по опросу среди итальянских рок-критиков) и др.

Группа Chicago (как можно догадаться, из города Чикаго) резко выделялась из современников своим звучанием. Это была одна из первых рок-групп, использующая духовые инструменты. Помимо традиционных гитариста и ударника в неё состав входили: саксофонист, тромбонист и трубач. Выпущенный под псевдонимом «Chicago Transit Authority» первый альбом группы был двойным (что, вообще-то, крайне редко для дебюта) и разошёлся тиражом более миллиона копий, став в 1970-м году став платиновым.

Второй альбом Chicago II стал настоящим бестселлером 70-го года, заняв 4-ю позицию в чарте Billboard Pop Albums. Синглы «25 or 6 to 4» и «Make Me Smile» («Заставь меня улыбнуться») заняли 4-ю и 9-ю строчки чарта Billboard Pop Singles соответственно. Через год музыканты из группы Chicago станут первыми рок-исполнителями, которым будет дозволено выступить «в святая святых» американской музыки — Карнеги-холле. Пять лет спустя, в Советском Союзе песню перепоёт ВИА «Поющие сердца» под названием «Подари мне улыбку».

Who`ll Stop the Rain

В 1970-м году Лос-анджелесская группа Pacific Gas & Electric достигает своего наивысшего успеха с альбомом «Are You Ready?» («Вы готовы?»). Заглавный трек занимает 14-ю позицию в чарте Billboard Hot 100. В группе были как белые, так и чёрные музыканты, что, по тем временам, выглядело очень вызывающе. Однажды на концерте в Роли, Северная Каролина, это даже привело к шумным протестам и перестрелке. В следующем 1971-м году группе придется сменить название на аббревиатуру PG&E, так как брэнд Pacific Gas & Electric был уже занят одной промышленной фирмой.

Нельзя не сказать и о короле рок-н-ролла Элвисе Пресли. В начале 70-х он уже не просто поп-певец, это живая икона, культ личности, настоящий король! В феврале 70-го года Элвис впервые появляется на сцене в легендарном белоснежном комбинезоне, отделанным макраме и скреплённым пряжкой. Со временем дизайн костюма усложнится: будут добавлены драгоценные камни, стразы и металлические украшения. Каждый его концерт того времени завершал всеми любимый саундтрек из фильма «Голубые Гавайи» - «Can’t Help Falling in Love» («Не могу не влюбиться»), после чего Элвис покидал сцену под барабанную дробь, а спустя полминуты конферансье объявлял: «Элвис только что покинул здание».

В 1970-м году у Элвиса выходит сразу 9 альбомов, самыми успешными из которых можно назвать «On Stage» (13-я строчка в US 200) и «Elvis – That's The Way It Is» (21-я позиция).

Одной из ярких работ 70-го года стал кавер на песню Рэя Петерсона «The Wonder of You» («Ваше чудо») 1959-го года. По воспоминаниям Петерсона, когда Элвис спросил у него разрешения на исполнение этой песни, он ответил ему: «ты не должен спрашивать разрешения, ты Элвис Пресли», на что он ответил: «нет, должен. Ты Рэй Петерсон». В исполнении Элвиса песня достигла 9-й строчки чарта Billboard Hot 100, 37-й в чарте US Country Singles, а в Великобритании возглавила чарт синглов сразу на шесть недель!

Everything Is Beautiful

В конце мая – начале июня чарты возглавляет песня Рэя Стивенса «Everything Is Beautiful» («Всё прекрасно») - софт-рок с лёгким религиозным уклоном. Песня начинается со вступления в виде детского хора, который исполняет христианский гимн «Иисус любит маленьких детей». К записи был привлечён хор из школы Ок Хилл города Нэшвиля, Теннеси. В этом хоре звучали и голоса двух дочерей Стивенса. В тексте содержатся модные в то время антирасистские посылы: «Мы не должны обращать внимание на длину волос или цвет кожи». В 1971-м году за лучшее мужское вокальное поп-исполнение Стивенс получит премию Грэмми. Позиции в чартах были очень высоки: 1-е места в US Billboard Hot 100 и US Billboard Easy Listening, а также 1-е места в Канаде и Австралии, 6-е место в британском чарте синглов.

В июне 1970-го года был выпущен сингл лос-анджелесской группы Bread «Make It with You» («Делать это с тобой»). Песня, написанная вокалистом группы Дэвидом Гэйтсом – яркий пример начинающейся эры «мягкого рока» («софт-рока»). С этой песней связан достаточно забавный эпизод – когда местный журналист брал интервью у матери Гэйтса, миссис Гэйтс сказала, что её сын только что записал для своей группы песню «Голышом с тобой» («Naked With You»). Это была первая песня группы, которая попала в «горячую десятку» и единственный трек, который занял первую строчку. На первой позиции сингл продержался одну неделю в августе. За океаном, в британском чарте он занял 5-ю строчку. Проданный тиражом более миллиона экземпляров, сингл получил золото. Позднее кавер-версии на эту песню были записаны такими именитыми музыкантами как Арета Франклин, группами Earth, Wind & Fire, The Originals, The Whispers и др.

(They Long to Be) Close to You

С конца июля до середины августа в чартах лидирует дуэт Carpenters с песней «(They Long to Be) Close to You» («(Они скучают по тому, чтобы быть) рядом с тобой») - кавер на песню 1963-го года Ричарда Чемберлена. Поначалу авторы предложили её исполнителю Гербу Алперту, который уже исполнял их песню «This Guy's in Love with You», но Гербу песня не понравилась, и он отдал её Роберту Карпентеру. Итог: первые места в Billboard Hot 100 и Easy Listening, а также в чартах Record World, Cash Box и 6-е в британском чарте синглов. По итогам 1970-го года, журнал Billboard поместил песню на вторую строчку. В следующем 1971-м году Карпентеры получат за эту песню Грэмми за «лучшее религиозное исполнение дуэтом или хором».

10-го октября чарты на неделю возглавляет трек «Cracklin' Rosie» («Искристая Рози») актёра и певца Нила Даймонда (мало кто помнит, но это он был первым исполнителем знаменитой песни из «Криминального чтива» - «Girl, You'll Be a Woman Soon»). Из текста песни может сложиться впечатление, что речь идет о женщине Рози, но, на самом деле «Искристое розовое» это сорт вина. На написание песни Даймонда вдохновила история одного канадского индейского племени. В этом племени женщин было меньше, чем мужчин, и одинокие мужчины садились в круг вокруг костра и пили вино. Это был его первый хит Даймонда, который занял столь высокую позицию и третий сингл, получивший золото. В декабре того же года он займёт 3-ю позицию и в британских чартах. По итогам года журнал Billboard поместит эту песню на 17-ю позицию.

I Think I Love You

В ноябре в чарте три недели лидирует The Partridge Family с песней «I Think I Love You» («Я думаю, что люблю тебя»). «Семейка Партридж» был модным музыкальным ситкомом на американском телевидении, выходившим с сентября 1970-го года по март 1974-го. Роль Кэйта Партриджа сыграл Дэвид Кассиди, который и исполнил песню вместе с актрисой Ширли Джонс. Выход песни практически совпал с началом показа сериала, в результате, сингл лидировал в США, Канаде, Австралии и, в следующем году, в Новой Зеландии. За свою долгую историю песня увидела множество кавер-версий и даже в 1997-м году вошла в комедийный фильм ужасов «Крик-2» в исполнении группы Less Than Jake.

В августе 1970-го выходит альбом «Come Saturday Morning» («Приходи в субботу утром») группы The Sandpipers, заглавный трек с которого занимает 17-ю строчку в чарте Billboard и 8-ю в чарте лёгкой музыки (Billboard's Easy Listening). Песня вошла в фильм «Бесплодная кукушка» с Лайзой Минелли и была номинирована на Оскар за лучшую песню к фильму. А совсем недавно песня прозвучала в 12-й серии 25-го эпизода мультсериала «Симпсоны»: «Diggs».

С конца 60-х в американской музыкальной культуре всё отчётливей проступает новое течение – фанк, особенно популярное в афроамериканской среде.

funk

По сути, ранний фанк это тот же ритм-энд-блюз, но более ритмичный и танцевальный – синкопированные басы, особый ритм «funky beat», часто одна и та же фраза или музыкальный фрагмент повторяются бесконечно – всё это делает фанк идеальной музыкой для танцев. Характерной особенностью вокального исполнения является не пение, а выкрикивание слов песни, свойственное афроамериканской музыке ещё со времён рэгтайма. Впоследствии, все эти особенности фанка (включая и моду на пышные причёски!), перешли в ещё более танцевальное диско, заложив основу современной танцевальной музыки. Ритмичные и минималистичные фанк-композиции обрели вторую жизнь в 80-е в качестве основы для ранних хип-хоп композиций пока хип-хоп не приобрёл собственное звучание.

Главным популяризатором фанк-звучания был чернокожий певец и музыкант Джэймс Браун – «мистер Динамит», как он сам себя называл. Считается, что именно он записал первую песню в стиле фанк – «Cold Sweat» («Холодный пот»), 1967-го года. В 1970-м году году у Брауна выходит сразу четыре альбома и одна из самых известных песен «Get Up (I Feel Like Being a) Sex Machine». Песня построена как диалог исполнителя с его группой, второй вокал принадлежит Бобби Берду. Сингл занимает 2-ю строчку в чарте R&B и 15-ю в Billboard Hot 100. В 2004 году журнал Rolling Stone поместил песню под номером 326 в списке из 500 величайших песен всех времён.

Реклама на Диско Энциклопедии