Вверх

2016-01-11 15:46:05

Дмитрий Семенидо

1971-й год: США

Knock Three Times

Новый 1971-й год в американской поп-музыке начался с легкомысленной песенки Тони Орландо и группы Dawn - «Knock Three Times» («Постучи три раза»), которая в паре с другим хитом группы «Candida» разошлась тиражом более 6 миллионов. В одном только Нью-Йорке пластинка продавалась по 100 000 копий в день в течении десяти дней! В англоязычных странах: Канаде, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии она тоже возглавила чарты.

По сюжету, герой песни влюбляется в девушку, которая живёт ниже этажом и просит её постучать три раза в потолок если она не против поразвлечься или два раза по трубе, если ответ «нет». В 1995-м году песня войдёт в саундтрек фильма «Время от времени» («Now and Then») режиссёра Лесли Линки Глаттера.

Яркий дебют и быстрый взлёт семейной группы The Osmonds из штата Юта, в чём-то похожей на The Jacksons 5, только белой. Первый же сингл Осмондов «One Bad Apple» («Одно плохое яблоко»), написанный новым продюсером Риком Холлом, достигает верхней строчки Billboard и держится на его вершине пять недель! Так же, как и у Jacksons 5, солистом был самый маленький участник – Донни. 1971-й год стал началом сольной карьеры 14-летнего Донни Осмонда, выпустившего успешный сингл «Go Away Little Girl» («Уходи маленькая девочка»), который тоже возглавил чарт.

Одна из ведущих групп лейбла Motown – The Temptations записывает свой третий сингл «№1» - «Just My Imagination» («Только моё воображение»). Сегодня эта песня считается одной из визитных карточек группы. Авторы песни Норман Уитфилд и Баррет Стронг написали эту песню ещё в 1969-м году, однако в то время в моде был психоделический соул, и авторы решили придержать её до лучших времён. Когда же очередной психоделический сингл группы «Ungena Za Ulimwengu (Unite the World)» провалился, Уитфилд решает выпустить свою балладу.

The Temptation

Расчёт оказался верным! Всего за пару недель «Just My Imagination» попадает в чарт Billboard, и через два месяца возглавляет его. Эта песня стала последней работой The Temptations, записанной в прежнем составе. В период её записи Эдди Кендрикс покидает группу ради сольной карьеры, а Пол Уиллиамс из-за проблем со здоровьем. В 2004-м году журнал Rolling Stone отметит «Just My Imagination» в списке 500 величайших песен всех времен под номером 389.

Экстравагантная Шер выпускает седьмой студийный альбом «Gypsys, Tramps & Thieves» («Цыгане, бродяги и воры»), оригинальным названием которого было «Cher». Однако успех первого сингла, который в ноябре на две недели возглавил Billboard, побудил продюсеров переиздать альбом с новым именем.

Изначально песня, написанная Бобом Стоуном, называлась «Gypsys, Tramps and White Trash» («Цыгане, бродяги и белый мусор»), однако продюсер Снафф Гаретт настоял на том, чтобы название было изменено на более нейтральное. Любопытно, что в названии песни употреблено альтернативное написание слова «цыгане»: «gypsys» вместо «gypsies».

В 1971-м году Шер резко меняет имидж. Избавившись от уже не модного образа хиппи, она начинает одеваться у дизайнера Боба Мэки (что никоим образом не делает её менее экстравагантной). В видеоклипе на песню «Gypsys, Tramps & Thieves» (кстати, это был первый видеоклип певицы), Шер одета как цыганка и поёт перед фургоном и костром – традиционными атрибутами кочевой жизни.

«Never Can Say Goodbye»

Сегодня песня «Never Can Say Goodbye» («Не могу сказать прощай») считается золотой классикой диско и прочно ассоциируется с певицей Глорией Гэйнор. Мало кто помнит, что изначально её исполнял… Майкл Джексон! Вернее, совсем ещё юный 11-летний Майкл, в составе группы The Jackson Five. Написанная Клифтоном Дэвисом для группы The Supremes, по решению руководства Motown песня была передана Джэксонам. «Never Can Say Goodbye» становится самой успешной работой The Jacksons 5, принеся им 2-ю строчку в Billboard Hot 100 и 1-ю в US Cashbox Top 100. В британском чарте песня заняла 33-ю позицию.

В 1971-м году Дайна Росс выпускает свой третий сольный альбом «Surrender» («Сдавайся»), который имел неплохой коммерческий успех и был благосклонно встречен критиками. Заглавный трек был написан авторским дуэтом Эшфорд и Симпсон и становится пятым сольным синглом певицы, который попадает в TOP40. Песня занимает 38-ю строчку в Billboard Hot 100, 16-ю в чарте R&B и 10-ю в британском чарте. В 1983-м году группа The Fifth Dimension запишет на неё кавер в стиле диско.

В 1970-м году выходит знаменитый фильм Артура Хиллера «История любви» («Love Story»), саундтрек из которого, написанный французским композитором Франсисом Лэю, издаётся отдельным диском. За свою замечательную музыку фильм получает Оскар. Успех фильма становится успехом американского певца Энди Уильямса, исполнившего песню на тему к фильму «Love Story» («Where Do I Begin»). В США сингл достигает 3-й строчки, а в Великобритании даже возглавляет чарт. В следующем году Уильямс запишет не менее знаковую вещь – любовную тему к культовому фильму «Крёстный отец» - «Speak Softly Love».

«It’s Impossible»

Американский певец Комо Перри (полное имя Пьерино Рональд «Перри» Комо) записывает кавер на болеро мексиканского композитора Армандо Мансанеро «Somos Novios» («Мы друзья»), ставшее одним из самых популярных болеро всех времён. В исполнении Перри песня под английским названием «It’s Impossible» («Это невозможно») занимает 10-ю строчку в чарте Billboard, став его первой работой за последние 10 лет, увидевшей TOP 10. В британском чарте синглов она заняла 4-ю строчку. Позднее свои каверы этой песни запишут также Элвис Пресли, Хулио Иглесиас, The Three Degrees и многие другие.

В 1971-м году бывший моряк и рабочий Билл Уизерс выпускает свой дебютный альбом «Just As I Am» («Просто как я»), песня с которого «Ain't No Sunshine» («Нет солнечного света») становится настоящим прорывом. Она занимает 6-ю строчку в чарте R&B и 3-ю в Billboard Hot 100. По словам самого Уизерса, на написание песни его вдохновил фильм 1962-го года «Дни вина и роз» («Days of Wine and Roses»).

В песне всего два куплета. По воспоминаниям Билла, он хотел записать и третий (вместо того, чтобы 26 раз повторять фразу «I know»), но по совету других музыкантов оставил её как есть. Возражать профессионалам 31-летний музыкант-любитель, зарабатывавший сборкой унитазных сидений, тогда не решился. Не особо надеясь на успех песни, Уиттерс выпускает её на обратной стороне песни «Harlem», но именно этот би-сайд становится популярным среди ди-джеев, которые ставили его как сингл, обеспечив, тем самым, Уиттерсу огромную популярность. Год спустя кавер на эту песню запишет группа The Jacksons 5, в чьём исполнении она тоже будет иметь успех. В 2004-м году песня «Ain't No Sunshine» будет помещена журналом Rolling Stone на 285-ю позицию в списке 500 величайших хитов всех времён.

Nathan Jones

В апреле 1971-го группа The Supremes выпускает свой первый в новом году сингл «Nathan Jones» («Нэйтан Джон»), которому суждено занять 16-е место в Billboard Hot 100, 8-е в чарте R&B и 5-е в британском хит-параде. Песня посвящена парню по имени Нэйтан, покинувшему главную героиню около года назад, чтобы «облегчить свой разум». Героиня сообщает Нэйтану, что больше его не любит: «Nathan Jones you've been gone too long». Интересна эта песня тем, что она исполняется сразу всеми участницами группы в унисон, что, в общем, не свойственно для The Supremes. Продюсер Фрэнк Уилсон хотел таким образом придать группе более «роковое» звучание. В поп-музыке такое исполнение было новаторским, лишь несколько лет спустя его популяризует шведская группа ABBA, исполнявшая подобным образом большинство песен.

Семейный дуэт The Carpenters выпускает проникновенный кавер на песню Delaney & Bonnie – «Groupie», посвящённую фанатке, которая влюблена в рок-музыканта (вполне обычное дело для начала 70-х, когда рок-кумиры считались небожителями и имели, часто физически, толпы поклонниц). Концерт закончен, её кумир уезжает в следующий город, оставив поклонницу одну в вечном ожидании его возвращения. Он обещал вернуться, но уехал навсегда, и лишь его песни на радио – вот всё, что от него осталось.

«Помнишь, как ты говорил, что любишь меня, малыш
Ты говорил, что вернёшься ко мне, малыш…
Я люблю тебя, я правда тебя люблю».

Superstar

В исполнении Карен она зазвучала с такой пронзительной и неподдельной печалью, что редкий слушатель остался бы к ней равнодушным! На вопросы о том, как ей удалось передать своей героине чувства, которых она сама не испытывала, Карен отвечала: «Я видела достаточно поклонниц, чтобы ощутить их одиночество, хотя они его и не показывали. Я не могла их понять до конца, но я старалась им сопереживать, и я думаю, мне удалось это выразить в песне».

Выпущенный в августе сингл «Superstar» занимает 2-ю строчку в чарте Billboard Hot 100 и проводит две недели на первой строчке чарта лёгкой музыки, получив золото. За океаном, в Великобритании он занимает 18-е место. За эту песню Ричард Карпентер был номинирован на Грэмми «за лучшую аранжировку, сопровождающую вокалиста».

7 августа австралийская группа Bee Gees впервые возглавляет хит-парад Billboard с песней «How Can You Mend a Broken Heart» («Как ты сможешь починить разбитое сердце»). Сингл также занимает 1-е места в чартах журналов Cashbox и Record World. Слова песни родились год назад, после того, как братья Гибб вновь сошлись после разрыва. Барри вспоминает: «Робин пришёл ко мне и в тот же день мы написали «How Can You Mend a Broken Heart» и это, очевидно, была отсылка на наше воссоединение». Песня была номинирована на Грэмми «за лучшее вокальное исполнение дуэтом, группой или хором». В 2013-м году она войдет в саундтрек кинофильма «Афера по-американски» («American Hustle»).

There Goes My Everything

Одной из значимых работ короля рок-н-ролла Элвиса Пресли в 1971-м году становится кавер на песню Далласа Фрейзера «There Goes My Everything» («Вот идет мой мир»). В песне раскрываются чувства человека, который не может любовь своей жизни, которая оставила его:

Я слышу легкие шаги --
Она осторожно ступает по паркету
И мягко шепчет:
"Милый, сейчас мы попрощаемся навсегда".

С этой песней Элвис попадает в первую десятку чарта кантри музыки. Она войдет в его альбом кантри-музыки «Elvis Country (I'm 10,000 Years Old)».

В 1971-м году Стиви Уандер выпускает свой пятнадцатый альбом «Where I’m Coming From» («Откуда я»), работу над которым он вёл совместно со своей женой Сайритой Райт. Название альбом отражает знаменитую фразу певца, произнесённую в споре с руководством лейбла Motown: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел». Одним из синглов, выпущенных в поддержку альбома, был «If You Really Love Me» («Если ты правда любишь меня»), который занимает 8-ю строчку в Billboard Hot 100, 4-ю в чарте R&B и 10-ю в чарте лёгкой музыки. Партии большинства инструментов записаны самим Уандером. Бэк-вокал принадлежит Сайрите Райт.

Amazing Grace

Певица Джуди Коллинз исполняет великолепный христианский гимн «Amazing Grace» (в русском переводе «О благодать») на слова английского поэта XVIII века Джона Ньютона. Повествование ведётся от лица человека, потерявшегося во тьме, но увидавшего свет божественной истины. К настоящему моменту известно более 5000 версий этого гимна. В Америке он особенно полюбился афроамериканским госпел и блюзовым музыкантам. Исполненная Джуди Коллинз, песня становится воззванием к миру, протестом против несмолкающей Вьетнамской войны: Я не знала, как ещё выразить своё негативное отношение к войне во Вьетнаме. Я маршировала, голосовала, посещала тюрьмы во время политических выступлений и работала на кандидатов, в которых верила. Но война по-прежнему бушевала. Не было ничего, что можно было бы сделать, и тогда я решила… спеть «Amazing Grace».

Запись песни проходит в церкви святого Павла при Колумбийском университете, где была очень хорошая акустика. Хор состоял только из певцов-любителей, большинство из которых являются близкими друзьями певицы. Коллинз, известная своей привязанностью к алкоголю, позднее скажет, что исполнение религиозного гимна «исцелило» её. Песня входит в альбом «Whales & Nightingales» («Киты и соловьи»). В чарте Billboard Hot 100 песня достигает позиции 15 и не покидает его в течение 15 недель. В хит-параде Великобритании она поднимается до 5-й позиции, оставаясь в чарте около 75 недель! В том же году во многих странах появились свои кавер-версии «Благодати», например, молодая итальянская группа Ricchi E Poveri выпустила сингл «Amici Miei» («Мои друзья»), который полностью повторял её мелодику, но по тексту был обычной попсой, весьма далёкой от христианского благоговения Джуди Коллинз.

В марте 1971-го выходит сингл Нила Даймонда «I am.. I said» («Это я…Я сказал») - песня, герой которой потерялся между двух миров:

Я родился и вырос в Нью-Йорке
Но сегодня я потерялся между двух побережий
Лос-Анджелес хорош, но там я не дома,
Нью-Йорк это дом, но он больше не мой

Brand New Key

Песня входит в альбом «Stones» («Камни») и занимает 4-ю строчку как в США, так и в Великобритании. За эту песню Нил впервые номинируется на Грэмми за «лучшее мужское вокальное поп-исполнение».

Фолк-исполнительница Melanie (полное имя Мелани Энн Сафка-Шекерик) возглавляет американский и канадский поп-чарты с песней «Brand New Key» («Новый ключ»), во многом благодаря которой её альбом «Gather Me» («Собери меня») становится настоящим бестселлером в Америке и Европе! Песенка поётся от лица девочки на роликах:

У меня есть новые ролики,
У тебя есть новый ключик.
Думаю, нам нужно встретиться
И попробовать их вместе…

Слова о ключике у молодого поколения могут вызвать недоумение. Дело в том, что в те времена, ролики выпускались без специальных ботинок и крепились к обычной обуви шнурками. Размер роликов устанавливался простым гаечным ключом, о котором поёт девочка. Тем не менее, нашлось немало знатоков, услыхавших в песне более глубокий подтекст, особенно их воображение будоражил ключик, вставленный в замок, или такие фразы как «я уезжаю довольно далеко» и «я увидела весь мир». Сама Мелани не подтверждала и не опровергала эти слухи:

«Я написала «Новый ключик» как-то ночью всего лишь за 15-минут. Я подумала это будет мило: мелодия в стиле 30-х. Кажется, ключик и замок всегда были фрейдистскими символами, и это довольно очевидно. В песне не было глубокого смысла, но людям нравилось его там видеть. Они придумывали самые невероятные истории про то, о чём на самом деле поётся в песне. В некоторых местах она даже была запрещена на радио».

В следующем 1972 году журнал «Billboard» назовёт Мелани лучшей вокалисткой США. Годы спустя, песня войдёт в фильмы «Ночи в стиле буги» («Boogie Nights»), «Чудаки 3D» («Jackass 3D»), а также эпизод сериала «Спираль» («Helix»).

Shaft

Одной из ярких премьер 1971-го года становится фильм Гордона Паркса «Шафт», выпущенный киностудией Мэтро-Голвдин-Маер. Тема из кинофильма в исполнении Айзека Хейза становится музыкальным хитом! Слова песни описывают мужественность и сексуальность главного героя – детектива Шафта. За музыку Айзек получает одновременно Оскар и Грэмми «за лучшую оригинальную песню». Трек участвует сразу в трёх рейтингах Billboard, в итоге его ждёт: 1-е место в Billboard Hot 100, 2-е в Billboard Soul Singles, 6-е в Billboard Easy Listening. В британском чарте синглов он занимает 4-ю строчку. Для своего времени композиция очень новаторская – она записана в ультрамодном стиле фанк с элементами диско. На звук электрогитары наложен фильтр «вау-вау». Также в записи песни использован синтезатор, партию которого исполнил сам Хейз.

Тема надолго пережила свой фильм и неоднократно использовалась в различных телешоу. Она звучала в «Симпсонах» и в «Секретных материалах», в ситкоме «Принц из Беверли-Хиллз», а в «Улицу Сезам» вошла пародийная версия «Cookie Disco», в которой печенное чудовище (cookie monster) одето как Хейз.

Один из хитмейкеров начала 70-х софт-рок группа The Grass Roots занимает 15-ю строчку в Billboard с песней «Temptation Eyes» («Глаза искушения»). Песня входит в альбом «More Golden Grass» («Больше золотой травы») и становится одной из лучших работ группы!