Вверх

2016-01-11 15:55:08

Дмитрий Семенидо

1971-й год: СССР

Песня года

С 1971-го года в СССР начинает проводиться ежегодный фестиваль «Песня года», который на долгие годы станет самым ярким и интересным концертом страны, своего рода «высшей лигой»! В отличие от капиталистических стран, в СССР отсутствовал шоу-бизнес (да и бизнес как таковой).

Не было частных лейблов – подавляющее большинство пластинок выпускала государственная фирма «Мелодия», с 1964-го года вобравшая в себя большинство заводов грампластинок страны. И поэтому само понятие чартов, рейтингов и хит-парадов долгое время считалось буржуазным и чуждым советской действительности.

Золотой диск Мелодия

«Золотые диски» фирмы «Мелодия» получали не исполнители-миллионщики, как на Западе, а артисты, чьё творчество было оценено за «идейные и художественные достоинства». Показательно присуждение первой премии «Золотой диск» Центральному музею имени Ленина.

Отбор артистов на фестиваль проходил только по письмам трудящихся, которые считались самым справедливым рейтингом. Во многом благодаря этому, в концерт попадали не столько новые работы, выпущенные за последний год, сколько уже всем известные песни последних десяти лет. Эта тенденция будет продолжаться и дальше.

«Идейными и художественными» считались, прежде всего, патриотические песни – гимны партии и комсомолу, песни о Ленине, комсомольских стройках, поднятой целине - так сказать, «политический эпос». Распространённым обращением к героям таких песен было «товарищ»: «Спасибо, товарищ, за твой великий подвиг!», была даже «Товарищ - песня». Во время гастролей в Барнауле, певица Аида Ведищева познакомилась с начинающим композитором Олегом Ивановым – студентом медицинского института, который предложил ей свою песню на стихи Александра Прокофьева. Ведищевой песня понравилась, и после записи в мае 70-го она победила на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов, прогремев на всю страну. На фестивале эту песню исполнял Лев Лещенко.

На втором месте были песни о Великой Отечественной Войне. Без них не обходился ни один концерт «Песни года», да и концерты масштабом поменьше. В начале 70-х воспоминания об этой страшной трагедии были ещё очень свежи, война затронула каждую советскую семью, ещё молоды были фронтовики, которые слушали военные песни со слезами на глазах.

Иосиф Кобзон

Но военная тема была и важной составляющей идеологии – советский народ, в который входили представители многочисленных этносов, каждый из которых имел свой язык, культуру и историю, должен был оставаться единым. Любой очаг национализма или межнациональный конфликт угрожал всему Советскому зданию, а Великая Отечественная Война была тем, через что прошли все – то, что сплачивало и объединяло представителей абсолютно всех этносов. В концерт «Песня 71» вошла одна из проникновенных военных песен - «Журавли», созданная Яном Френкелем и Расулом Гамзатовым, ставшая популярной в исполнении Марка Бернеса. На концерте её исполнял Иосиф Кобзон, так как Марка Бернеса уже два года как не было в живых.

К началу 70-х выросло уже новое мирное поколение, которое войны не видело, и поэтому появился отдельный цикл военных песен - о службе в Советской армии. Песня «Не плачь, девчонка» на стихи Владимира Харитонова и музыку Владимира Шаинского до сих пор остаётся одной из популярных строевых песен. На концерте «Песня 71» её исполнял Лев Лещенко. Позднее она вошла в репертуар и Эдуарда Хиля.

Отдельным направлением советской эстрады были народные песни, причём не столько фольклорные, сколько новые, написанные советскими композиторами (положа руку на сердце, не всегда русскими).

Ольга Воронец

Впрочем, кто сегодня отважился бы сказать, что песни «Зачем вы девушки красивых любите?» и «А где мне взять такую песню» - не фольклор? Долгие десятилетия они были неизменными спутницами обильного советского застолья. Обе их исполнила певица Ольга Воронец, получившая известность в начале 60-х с песней Григория Пономаренко «Белый снег». Ещё одна замечательная песня подобного жанра – «Ненаглядный мой» на стихи Риммы Казаковой, исполнявшаяся Марией Пархоменко и Майей Кристалинской.

Конечно, свой собственный фольклор был в каждой советской республике, но к республиканским народным ансамблям, в разные годы, отношение советской власти было разным. Периодически им оказывалась поддержка, и тогда исполнение песен на родном языке даже поощрялось.

Однако от национальной самобытности недалеко и до национализма, и чтобы избежать его всплесков, все ансамбли старательно «русифицировались». К началу 70-х выработалось взвешенное отношение – часть песен ансамбля должна была быть на русском языке, остальные могли быть на родном. Для того, чтобы продемонстрировать лояльность к малым народам, в каждый большой концерт старались приглашать артистов республиканского значения с песнями на их родном языке. Таким ансамблем на фестивале «Песня 71» стала украинская «Смерiчка» (Василь Зинкевич, Назарий Яремчук и Владимир Ивасюк) с песней «Червона рута», написанной Владимиром Ивасюком.

Смеричка

Смерiчка (в переводе с украинского это слово переводится как «Ёлочка») стала популярной год назад, получив в апреле 70-го Диплом первой степени и Большую Золотую медаль на Республиканском фестивале-конкурсе самодеятельного искусства. Вслед за победой, фирма «Мелодия» выпустила первый мини-альбом «Смерiчки» с конкурсными песнями. В 1971-м году участников ансамбля пригласили сниматься в музыкальном фильме «Червона рута», в котором место солистки ансамбля Марии Исак заняла лауреатка IX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов София Ротару. После фильма уже никто не представлял «Червону руту» в чьём-нибудь другом исполнении! Уже достаточно известная к тому времени, Ротару приобрела всесоюзную популярность, её собственный ансамбль берёт название «Червона рута», и очень скоро все позабудут, кому принадлежала песня изначально…

Отношение к эстраде в СССР было сложным. С одной стороны, эстрадные песни пользовались наибольшим спросом у народа. С другой – где популярность, там и «звёздная болезнь», высокие гонорары, а значит, социальное неравенство - всё то, что так осуждалось советской пропагандой в западном шоу-бизнесе! Большинство эстрадных артистов в СССР работали от городских, областных и районных филармоний и получали за свои выступления не процент от прибыли, а оклад с условием обязательного исполнения определённого числа концертов в месяц. Однако «звёзды» всё-таки были! Одной из таких «звёзд» советской эстрады в начале 70-х был артист азербайджанского происхождения Муслим Магомаев, исполнивший немало хитов, в числе которых песня «Свадьба» на стихи Роберта Рождественского и музыку А.Бабаджанян, вошедшая в концерт «Песня ‘71».

Эдуард Хиль

Не менее яркой была звезда и Эдуарда Хиля, исполнившего на фестивале спортивный гимн «Трус не играет в хоккей», не стареющий до сих пор. Без Эдуарда Хиля не обходился ни один новогодний концерт «Голубой огонёк», он был постоянным участником «Песен года» и других крупных концертов.

Совсем недавно оборвалась жизни героя-космонавта Юрия Гагарина, кумира миллионов мальчишек с белоснежной улыбкой, облетевшего всю землю на корабле «Восток», а потом объездивший её с визитами дружбы. Отважный офицер, лётчик-испытатель… Его жизнь оборвалась в 1968-м году, и песня «Знаете, каким он парнем был» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова навсегда увековечила память о нём. На фестивале «Песня года» её исполнял Юрий Гуляев. Народный фольклор быстро превратил фразу из песни в мем: «Он сказал поехали и запил водой». Позднее эту песню всегда исполнял Иосиф Кобзон.

Реклама на Диско Энциклопедии