Вверх

Виктор Дорохин

2014-02-14 02:10:33

Дмитрий Семенидо

Студия Виктора Дорохина

Виктор Дорохин и Любовь Воропаева

Творческий и семейный дуэт поэтессы Любви Воропаевой и композитора Виктора Дорохина подарил немало ярких хитов советской эстраде: это и Катя Семёнова, и Ксения Георгиади, и певица Барби и, конечно, же Женя Белоусов. Но как же создавались все эти шлягеры в эпоху, когда компьютеры были совсем ещё примитивными, а студийное оборудование стоило бешеных денег?

Сегодня нам представилась УНИКАЛЬНАЯ возможность заглянуть в домашнюю студию Виктора Дорохина 1989 года. Дело в том, что на обложке пластинки «Девочка моя синеглазая» — сборника лучших песен, созданных дуэтом, перечислено всё студийное оборудование, которым пользовался маэстро в те годы. Познакомившись с каждым из них поближе, мы узнаем чуть больше о том, как рождались хиты о синеглазых девочках!

Компьютеры

В 80-е «компьютером» называлось почти любое цифровое устройство — от карманного брелка до игровой приставки. Но Commodore 64 — это действительно компьютер, причём достаточно крутой по тем временам!

В 1986-м году я познакомился с представителями фирмы «Сатра», которые представляли в СССР компьютеры «Коммодор» и «Амига». На Западе музыканты уже во всю использовали их в своем творчестве. В Москве готовилась выставка компьютерного оборудования и мне предложили в ней участвовать. Мне было предоставлено самое новейшее оборудование и программное обеспечение. До этого момента я с компьютером знаком не был. Мне пришлось изучить огромное количество литературы на английском языке, чтобы постичь это направление. Очень много в этом деле мне помогала жена. Именно как переводчик. Каждый день я раньше 5 часов утра не ложился. Этим я, кстати, сильно посадил зрение. Но все-таки компьютер я освоил.

Выставка прошла успешно, и вскоре в очередном выпуске американского журнала «Keyboard» за 1986-й год появилась публикация: «В СССР появился талантливый музыкант-композитор В. Дорохин», в которой было фото композитора с высокой оценкой его творчества».

В начале 80-х годов в мировой музыкальной моде произошла смена формата. Инструментальное диско с его пышными оркестровками уступило место электронной музыке. Синтезаторы пришли даже в рок-музыку, подарив жизнь направлению «новая волна». В то же время электронные устройства открывали двери творчества для любителей, которым для записи музыки больше не нужно было создавать группы и арендовать профессиональные студии. Стало возможным записывать музыку дома и весьма в приемлемом качестве!

Однако если на Западе синтезаторы стоили вполне доступно, и приобрести клавиатуру мог даже студент, то в СССР, в виду его закрытости, и синтезаторы, и компьютеры попадали с большим опозданием. Они попадали в страну с оказией, в единичных экземплярах и потому стоили бешеных денег. В том, что у Виктора Дорохина компьютер появился раньше всех в Москве, была заслуга его жены.

Получилось так, что у меня в друзьях очень близких была американская семья - Джеф Барри и его жена Марина. Они жили в России, Джеф работал в американском посольстве, он был первым помощником военного атташе, как он сам шутил «шпионом №1». Познакомились мы абсолютно случайно накануне Олимпиады 80-го года... И буквально с первой встречи мы безумно подружились! Этот милый человек, узнав то, чем мы занимаемся, привозил нам постоянно музыкальное видео, записывал нам в Америке и привозил кучу кассет с программами MTV, этот человек подписался ради нас на... кучу музыкальных журналов...Ему всё это на посольство приходило, и он приносил всё это нам... Этот человек сыграл колоссальную роль, потому что к Виктору ходили учиться такие люди как, например Тухманов, у которых компьютеры появились несколько позже.

(Любовь Воропаева, из интервью радио «Надежда», 1 июня 2012 г.)

Commodore 64

Commodore 64

Выпущенный в августе 1982-го года американской компанией Commodore International, он был настолько удачным сочетанием цены и качества, что надолго стал лидером на компьютерном рынке и оставался востребованным вплоть до начала 90-х. За это время компьютер был продан в количестве 30 миллионов штук, что стало абсолютным рекордом по версии книги рекордов Гиннеса! Разработчики ПО не отставали: для Commodore 64 было выпущено более 10 тыс. всевозможных программ, включая игры, офисные средства и средства разработки. Так за что же его так любили?

С высоты дня сегодняшнего параметры этого компьютера могут показаться достаточно скромными:

  • 8-разрядный процессор MOS 6510 с частотой 0,9 или 1,02 МГц
  • Оперативная память 64 КБ (имелась возможность расширить ОЗУ до 16 МБ за счёт специальных карт)
  • Графический процессор VIC II: отображал палитру из 16 оттенков цветов на экране с разрешением 320X200 точек в двухцветном режиме или 160х200 в четырёхцветном.  За счёт наличия композитного выхода компьютер мог быть подключён к обычному телевизору.

Однако было в этом компьютере было нечто такое, что отличало его от популярных уже тогда ZX-Spectrum и Amiga 800 - качественный звук! Наличие звукового спецпроцессора SID (Sound Interface Device) превращало компьютер практически в полноценный синтезатор!

Синтезатор и компьютер «в одном флаконе»!

В Sound Interface Device входило сразу три независимых генератора, каждый со своим голосом (диапазон в 8 октав, приблизительно 16 — 4000 Гц). Каждый генератор позволял задавать 4 формы сигнала (пилообразная, треугольная, квадратная, и белый шум).

SID

Кроме того, в наличии был фильтр с несколькими режимами, три раздельных огибающих, по одной на каждый генератор,три кольцевых модулятора, синхронизатор генераторов и многое другое. Именно благодаря своему звуку Commodore 64 стал выбором тогдашних композиторов и ди-джеев!

А почему не IBM? - спросит продвинутый читатель. А потому, что в начале 80-х платформа PC совсем ещё не была такой крутой. Более того, мало что предвещало того, что она таковой станет! Видеокарты тогдашнего IBM были способны выводить только текст и только на монохромные мониторы, а единственный звук, воспроизводимый таким компьютером, был писк системного динамика!

Commodore 64 позволял подключать довольно большой спектр периферийных устройств: магнитофон или дисковод, принтер, а также столь нужные любому композитору MIDI-устройства. Больше

«Синеглазая девочка» Amiga 1000

Amiga 1000

Вторым компьютером Виктора Дорохина был не менее популярный Amiga1000 (или просто А1000). Он тоже выпускался фирмой Commodore, но был ещё круче — более навороченный и современный. Выражаясь сегодняшним языком, это был «мультимедийный» компьютер, подходящий одновременно для работы со звуком, изображениями и видео!

Выпущенный в 1985-м году Amiga 1000 значительно опережал своих современников: это был первый компьютер, выводивший изображение более чем в 16-ти (максимально 4096) цветах и обладавший многозадачной операционной системой! Правда, оценить эти преимущества поначалу было трудно, ведь всё ПО, написанное до этого, не было рассчитанным на эти навороты, а программы специально для Amiga 1000 желающих писать было мало.

Технические характеристики

  • Процессор Motorola MC68000 7,09 МГц
  • Память 256-512 Кб (первые модели - 128 кб, впоследствии расширялись до 8,5 Мб)
  • Операционная система: AmigaOS 1.0
  • Графика: цвет был 12-битным, то есть графический адаптер поддерживал до 4096 цветов. Хотя с большинством компьютеров поставлялся аналоговый монитор, он имел в наличии композитный видеовыход, позволявший подключать его к телевизору.
    В отличие от предшественника, звуковая система была уже полноценной: 4 X 8-битных канала PCM, максимальная частота сэмплирования 28 кГц в стерео.

Как мы можем увидеть, для своего времени A1000 давал просто беспрецедентные возможности для работы с цифровым звуком! Аудио-чип Paula имел прямой доступ к памяти, что позволяло обрабатывать звук, без загрузки Центрального Процессора. Несмотря на то, что изначально звуковых каналов было только 2 (для стерео-звука), музыкальные программы того времени (например, OctaMED), осущестлявшие микширование звука, позволяли расширить число каналов до 8 и более - программным способом. Качество звука Amiga и обилие программного обеспечения сделали его настоящим лидером по работе со звуком! Ничего подобного его конкуренты (включая компьютеры IBM PC, поставлявшиеся со звуковыми картами сторонних производителей), не могли предложить ещё очень долго!

Любовь Воропаева

«У нас дома «синеглазой девочкой» назывался компьютер с его голубым экраном, за которым мой муж коротал дни и ночи, и из-за которого я мужа видела только за обедом, да и то не всегда».

А вот хитом продаж, в отличие от Commodore 64, А1000 так и не стал. Два года спустя, в 87-м году его производство было свёрнуто.

Синтезатор Yamaha DX-7

Yamaha DX-7

Этот синтезатор можно смело назвать культовым, и это не будет преувеличением! В те годы это был абсолютный бестселлер среди синтезаторов! Выпущенный в 1983-м году, он пришёлся в аккурат к началу европейского бума на синти-поп, и звучанием очень многих известных хитов мы обязаны именно ему!

Это был первый коммерчески успешный цифровой синтезатор, потому что его создателям удалось добиться настолько живого и чистого цифрового звучания, которое не имели даже его аналоговые предшественники!

16-голосная полифония DX-7 содержит 32 алгоритмов, что позволяет достигать большей гибкости программирования. Хотя, конечно, перестроиться после аналоговых синтезаторов на цифровой было не так-то просто, из-за чего DX-7 приобрёл репутацию «сложного» синтезатора. Тем не менее, те, кто находил время разобраться во всех этих кнопках, вознаграждались потрясающей звуковой окраской. Да, программировать звук в реальном времени не так-то просто, но сегодня есть всевозможный софт, имитирующий DX-7, настраивать который и проще и быстрее.

В то время как другие цифровые синтезаторы использовали «волновой синтез», который требовал много памяти (по тем временам очень дорогой), создатели DX-7 попробовали обойти эту проблему, построив его на другой технологии. Это позволило сделать синтезатор более доступным по цене, что тоже способствовало его популярности.

В DX-7 уже был MIDI-выход, но так как спецификация этого интерфейса была завершена незадолго до выпуска синтезатора, он поддерживался не полностью, позволяя получить информацию только с одного MIDI-канала. Не хватало функции OMNI, чтобы получать звук одновременно со всех MIDI каналов. В первых же и самых ранних версиях DX-7 1983-го года MIDI интерфейса и вовсе не было. Только в 1987-м году, с выпуском модификации DX7 II, проблема с MIDI была решена.

Синтезатор Yamaha DX-7 занимает почётное второе место по количеству продаж (160000), на первом месте был и остаётся Korg M1 (250000).

Для того, чтобы лучше представить себе звучание этого культового синтезатора, вот небольшой перечень хитов, созданных на нём. Показать...

Roland Alpha Juno-1

В отличие от Yamaha DX-7 синтезатор Roland Alpha Juno-1 был аналоговый, однако его генератор был с цифровым управлением, что позволяло сочетать цифровую стабильность с более приятным аналоговым звучанием, лишённых металлических ноток, присущих цифровым синтезаторам.

Синтезаторы серии «Alpha Juno» отличались компактностью (размер почти MIDI-клавиатуры) и упрощённым пользовательским интерфейсом: вместо многочисленных ручек и регуляторов лишь минимальное число мягких кнопочек в сочетании с довольно дружественным дисплейчиком.

Roland Alpha Juno-1

Полифония у него была 6-голосная, в наличии 64 пресета и 64 пользовательских патча, поддерживался эффект «Chorus».

Был популярен и в 90-е за характерные басы и звук «пылесос» («Hoover»), который пришёлся по нраву рейв-исполнителям вроде Prodigy. Также среди любителей этого синтезатора засветились: Pet Shop Boys, Massive Attack и Винс Кларк.

Тон-генераторы

Тон-генератор это тоже синтезатор, но без клавиатуры. В наши дни электронные композиторы могут скачивать сотнями VSTi плагины, подгружая всё новые и новые банки звуковых эффектов и инструментов для своих мелодий. В те же годы возможности компьютеров были ещё весьма ограничены, и потому для того, чтобы следовать моде и уйти от приевшихся типовых звуков, приходилось приобретать новые синтезаторы. Стоили они просто бешеных денег — причём, не только в СССР (где всё импортное было в дефиците и покупалось с переплатой в несколько раз). И производители нашли выход: тон-генераторы!

Имея в распоряжении MIDI-клавиатуру — простое и недорогое устройство, у композитора отпадала необходимость платить за целый синтезатор снова и снова. Вместо этого электронная часть синтезатора упаковывалась производителями как отдельное устройство с минимумом управляющих кнопочек и небольшим ЖК-дисплеем. Стоило это существенно ниже!

Довольный композитор получал полный банк новых звуков с возможностью их программировать в самом же устройстве. Как правило, параллельно с выпуском каждого нового клавиатурного синтезатора, выпускался один или несколько соответствующих тон-генераторов. К примеру, для Yamaha DX-7 это были Yamaha TX7 и TF1, а для Roland Alpha Juno: МКС-50.

Использование тон-генераторов экономило не только деньги, но и место. Пространство звуковой студии не безгранично, и потому отсутствие у тон-генератора клавиатуры было плюсом ещё и с точки зрения эргономики. Обычно их ставили один на другой или вставляли в специальную стойку. Судя по фотографии на конверте пластинки, такая стойка у Виктора Дорохина тоже была.

Yamaha FB-01

Yamaha FB-01

Простой и недорогой цифровой FM-модуль. По своему звучанию уступал DX-7 и имел существенно меньший набор звуков, программировать которые можно было только через внешнее устройство. Но из-за своей низкой цены был вполне приемлемым решением для домашней студии, так как банк типовых звуков у него было неплохим. Похоже, что басы для «Девочки моей синеглазой» писались именно на нём.

Yamaha TX-81Z

Выпущенный в 1987-м году тон-генератор Yamaha TX-81Z являлся, по сути, бесклавиатурной версией популярного (чуть менее, чем DX-7) синтезатора Yamaha DX-11. От родственного ему FB-01 его отличало наличие более профессиональных функций: 8-голосной полифонии, 128 звуков с возможностью настраивать до 32 пользовательских режима и псевдоэффекты — задержка, реверберация и др.

Первый среди FM-устройств того времени TX-81Z позволял менять форму сигнала, что позволяло придавать звуку уникальную окраску.

Yamaha TX-81Z

В отличие от DX-11 имел более продвинутые цифро-аналоговые преобразователи, что сделало его очень популярным для создания насыщенных басов.

В своём банке он имел большее число звуков, чем DX-7, хотя, конечно, без уже полюбившегося всем «тёплого» классического звучания.

Вслушиваясь в его звучание, узнаёшь некоторые клавишные партии Дорохина.

Ритм-композер Roland TR-707

«Ритм-композиторы» (также в ходу названия «ритм-машины» и «драм-машины») использовались для создания электронных ударных. Популярнейшим устройством того времени была ритм-машина Yamaha RX-5. Roland был главным конкурентом Yamaha. Наличие банков памяти и большой выбор звуков всевозможных тарелок и барабанов позволяло создавать довольно сложные партии.

Выпущенная в 1984-м году драм-машина Roland TR-707 была поначалу очень популярна среди музыкантов 80-х, в особенности среди пионеров хаус-музыки и acid house.

Roland TR-707

Однако позднее, с появлением более продвинутых устройств, его 12-битный звук стал казаться устаревшим. Тем не менее, кое-где используется до сих пор, так как идеально синхронизируется с другими устройствами 80-х через интерфейсы MIDI и DIN.

Звуков в TR-707 всего 15, также имеется функция «акцент», позволяющую менять громкость инструмента. Устройство имеет 64 паттерна, которые можно редактировать и сохранять в в специальном устройстве памяти.

Имеет отдельные регуляторы громкости и выходные разъемы для каждой группы инструментов, что являлось довольно необычным для цифровых драм-машин.

Эпилог

Сегодняшние компьютеры ушли далеко вперёд, позволяя сочетать в себе возможности множества электронно-музыкальных устройств, и потому современные начинающие музыканты избавлены от тех многочисленных сложностей, затрат и прочих неудобств, которые падали на плечи поколения 80-х. Имея помещение с приличной акустикой да компьютер с довольно средними характеристиками, можно уже писать музыку, причём возможности современных программных средств поистине безграничны! Уже не надо докупать память и банки инструментов - установка нужного плагина займёт несколько секунд. А ещё есть Интернет, где при наличии таланта можно очень быстро стать популярным! Так что вы, сегодняшние музыканты, просто обязаны создавать хорошую музыку. Дерзайте!

Ссылки

фото Виктор Дорохин
Основная информация
Полное имяВиктор Васильевич Дорохин
Дата рождения02 ноября 1944 г.
Место рожденияРаменское, Московская область, РСФСР
Дата смерти01 июля 2009 г.
Жанры
Советская Эстрада

Диско Перестройки

Русский Поп

Русский Хип-хоп

Творческая деятельность
Композитор

Продюсер

Аранжировщик

Страна
Россия


СССР


Сайт -