Вверх
Главная 🞂 Артисты 🞂 Зона активности


Зона активности

Дмитрий Семенидо

Зона активности

Группа Зона активности - Мираж

Группу «Зона активности» можно назвать своеобразным прологом к появлению легендарной группы «Мираж», и хотя сегодня музыку «Зоны» оценят разве что истинные ценители жанра, её история по-своему интересна и позволяет заглянуть в то время, когда мода на диско перестройки ещё только зарождалась!

Создателями «Зоны активности» были участники хард-рок коллектива «Тяжёлый характер» - гитарист Сергей Проклов и вокалист Михаил Кирсанов [1]. В качестве клавишника они пригласили студента Московского Авиационного Института Андрея Литягина, который периодически играл с группой «ДК» Сергея Жарикова в качестве сессионного пианиста [2][3]. Звучание «Зоны активности» отличалось от прежнего хард-рока и должно было воплощать новую волну – прогрессивный электронный рок, который тогда только начинал входить в моду в СССР. Солистом и автором текстов группы был Михаил Кирсанов, Литягин сочинял музыку и играл на клавишах [1].

В 1984 году был записан первый альбом «Информация из газет», представлявший собой довольно эклектичную комбинацию панка и новой волны с советским эстрадным звучанием. Опуская шумы домашней записи и металлическое звучание отечественных органол, в его музыке можно расслышать гармонии западного нью-вэйва. Если бы дело было в каком-нибудь Лондоне, где в 85-м году даже студент мог пойти и купить японский синтезатор в магазине, она, несомненно, имела бы успех (хотя там такое звучание было в моде лет на пять-десять раньше), но в таком виде музыка «Зоны активности» едва ли имела шансы на успех.

Выступала группа, в основном, в студенческих общежитиях [1][4], что по тогдашним меркам, было совершенно незаконно, однако отследить такие выступления (равно как и доказать факт получения прибыли) было крайне сложно.

В это самое время будущий поэт группы «Мираж» Валерий Соколов, на тот момент студент МФТИ, занимался тем, что организовывал у себя в институте выступления популярных рок-групп: «Воскресенье», «ДДТ», «Кино», «Браво» [1]. В начале 1985-го он познакомился с «Зоной активности»:

Валерий Соколов

«Я устроил в клубе физтеха пробный концерт «Зоны активности». Но успеха он не имел. «Понимаешь, все это интересно только узкому кругу ценителей, - поделился я с Литягиным. – А если мы хотим обратиться к широким массам, надо ориентироваться на вкусы посетителей дискотек». И предложил ему сделать что-то более попсовое, только чтобы это была музыка на уровне современной «фирмы», а не отстававшая на 10 лет советская эстрада» [1].

(Валерий Соколов)

Как человек, постоянно наблюдавший авангард советского рока, Валерий, безусловно, хорошо чувствовал конъюнктуру. Как когда-то в Америке, с окончанием Вьетнамской войны рок утратил свою протестную базу, с началом Перестройки в СССР рок выродился в китч и «протест ради протеста», перестав быть уделом избранных и «запретным плодом».

В этот переходный период мода на классическое диско (к слову, довольно слабо освоенное советскими ВИА), угасла даже в СССР. Панк-рок постепенно отступал перед новой волной (в авангарде этого течения шли «Кино» и «Nautilus Pompilius»). Следом до СССР должна была докатиться мода на синти-поп, италодиско и хай-энерджи. Но пока такую музыку освоил лишь ленинградский композитор Александр Морозов, основавший весной 83-го группу «Форум» с солистом Виктором Салтыковым. Весь остальной музыкальный авангард продолжал дрейф в фарватере рока. И хотя новая музыка уже звучала на дискотеках и расходилась по стране на катушках, нужен был какой-то сильный толчок, который встряхнул бы Союз и открыл глаза на новую музыку широким массам, создав на неё спрос.

Таким толчком стали песни западногерманской группы Modern Talking, чья популярность докатилась до Советского Союза задолго до издания фирмой Мелодия пластинки «Поговорим о любви». Аскетичный, синтетический, но такой сладкий и нежный саунд Дитера Болена, щедро разбавленный бас-гитарой, имел эффект разорвавшейся бомбы! Хотя группа распалась всего через два года, на следующую пятилетку звучание Модерн Токинг определило облик советской сцены!

Тем временем, летом 85-го Андрей Литягин защитил диплом и закончил МАИ, что давало ему большую творческую и личную свободу. Он написал песню «Снежный человек», взяв за основу аккорды песенки «Zoo Zoo» бельгийского проекта Bisquitte, крайне популярной на советских дискотеках [3].

Но прежнее оборудование не годилось – его звуки были архаичны даже по советским меркам. На помощь были призваны Андрей Лукинов (позднее основатель студии «Звук» и директор продюсерского центра Игоря Матвиенко) и Игорь Васильев, в то время занимавшиеся тиражированием пиратских магнитоальбомов [1][4]. Хотя материал «Зоны активности» их не впечатлил, в песне «Снежный человек» они почувствовали большой потенциал. У них были связи с фарцовщиками аппаратурой, которые помогли достать многоканальный магнитофон и другие необходимые инструменты [1]. За это «Зона активности» должна была «подарить» студии готовый альбом вместе с прибылью от его тиражирования. Звукорежиссёром был Валерий Иванов - будущий продюсер Натали. Партии гитары исполнял Сергей Проклов [4].

Но кто будет петь? Мрачноватый вокал Михаила Кирсанова мало годился для синти-поп группы. Васильев предложил Виталия Дубинина (будущего бас-гитариста группы «Ария»), но и его голос не дал желаемого эффекта [4]. Тогда Валерий Соколов предложил формат группы «Браво», где тогда пела Жанна Агузарова. Но тогда искать предстояло не солиста, а солистку [1].

В интернет-статьях можно встретить информацию о том, что первыми солистками будущей группы были сёстры Ира и Лена Базыкины, приехавшие покорять Гнесинку из Нальчика, в то время работавшие на эстраде в Измайловском парке [4]. Якобы уже готовый альбом пришлось записывать заново, из-за отъезда сестёр за океан. Серьёзных источников, подтверждающих это, пока нет.

По студенческим тусовкам Андрей Литягин был знаком с Маргаритой Суханкиной – студенткой Московской государственной консерватории. К концу 85-го года с её вокалом было записано шесть песен. Однако и этот материал слишком напоминал прежнюю «Зону активности». Его было решено не выпускать, а написать нечто совершенно новое [1].

Окончательно «Миражу» так и не суждено было избавиться от наследия «Зоны активности» и новой волны, и если звук всего остального диско перестройки (прежде всего, «Ласкового мая») был целиком синтезаторным, то Мираж (равно как и Modern Talking), всегда отличали сильные партии бас-гитары. Хотя дуэт Томаса и Дитера выглядел крайне слащаво (даже в то невинное время их часто принимали за пару), другие проекты Болена – C.C.Catch и его сольная группа Blue System активно эксплуатировали кожано-заклёпочную моду пост-панка. А когда в России популярность диско перестройки (профессиональные музыканты его пренебрежительно называли «морзянкой») заметно подутихла, именно с возврата к живым инструментам (прежде всего, конечно, гитаре) началась российская поп-музыка 90-х.

Записывать новый материал была вновь приглашена Маргарита Суханкина. Однако записав всего три песни («Звезды нас ждут», «Видео» и «Эта ночь»), она неожиданно отказалась от сотрудничества. Участие в эстрадном коллективе грозило отчислением из консерватории, и рисковать своей будущей карьерой она не захотела [1]. Поиски новой солистки привели к появлению в группе Светланы Разиной – как в хорошей голливудской истории, знакомство с ней произошло в нотном магазине…

Светлана Разина

«Однажды в нотном магазине у стенда «Классические партитуры» разговорилась с незнакомцем. Это был Виктор, музыкант из «Миража». Я разоткровенничалась о том, как люблю петь, он рассказал, что его группа ищет солистку, и пригласил на прослушивание... Бывают в жизни такие неслучайные встречи! Я чувствовала, что это знакомство многое изменит в моей жизни... Студия «Миража» была очень далеко от моего дома. Но я регулярно ездила из Бирюлево па «Юго-Западную». Стала выступать с группой, успевая совмещать музыку и должность инженера в почтовом ящике. Днем ходила на службу, вечерами шила для коллег-инженеров юбки, блузки и халатики — подрабатывала, а по выходным выступала с «Миражом». Сама не знаю, как успевала!» [5].

(Светлана Разина)

Выпускница МАТИ имени Циолковского, дипломированный инженер-технолог, участница фольклорной группы «Родник», помимо привлекательной внешности, она обладала сильным вокалом. Но её голос заметно отличался от вокала Суханкиной, и хотя он прекрасно подходил для концертов, закончить альбом она не могла. В новом 87-м году Светлана порекомендовала Андрею свою знакомую по джазовой студии - Наташу Гулькину.

Светлана Разина

«Это я пригласила Наталью Гулькину в коллектив. Тогда было предложение от одного композитора, который хотел писать мне песни, сделать меня солисткой Москонцерта. А это было гораздо перспективнее, чем «Мираж», который делался на домашней студии. Я и перевела стрелки на Наталью» [6].

(Светлана Разина)

Наталья Гулькина «В Центре досуга я познакомилась со Светой Разиной. Мы с ней никогда не были подругами, просто встречались на репетициях… Как-то раз Светлана на репетиции сказала мне, что один ее знакомый композитор ищет вокалистку для записи песен. «И если ты в принципе не против, я могу тебя рекомендовать». Я была не против. Прошло время, и я уже успела подзабыть об этом разговоре, но на одной из репетиций вдруг увидела, что в пустом зале сидит молодой человек и внимательно слушает. В перерыве он подошел ко мне и сказал, что его зовут Андрей, он друг Светы Разиной и что я ему подхожу. Я тогда испугалась: «Что ему нужно и что значит «подхожу»? Я ведь замужем, у меня ребенок. Чур меня, чур» [7].

(Наталья Гулькина)

В то время Наталья Гулькина работала на телефонной станции электромонтёром станционного оборудования, она была замужем за Николаем Гулькиным и только что у неё родился сын Алёша. Меньше всего она думала о карьере певицы [7]. Но убедившись, что Литягину не нужно ничего кроме музыки, она приехала к нему в квартиру, где в домашних условиях записала пять остальных песен: «Безумный мир», «Я не хочу», «Солнечное лето», «Волшебный мир» и «Электричество». Голос Натальи удивительно хорошо подошёл. Непосвящённый слушатель и не заметил бы, что песни исполняют разные люди.

Альбом был готов. Но вместо возрождения «Зоны активности», Андрей Литягин и Валерий Соколов решили придумать совершенно новое имя - так на советской эстраде зажглась звезда «Миража»!

Источники

1. «30 лет в «Мираже»: как создавалась музыкальная сенсация времён перестройки», Столица, 19.01.2017

2. Группа ДК, Википедия

3. «Зона активности», сайт Группы СССР.

4. «Мираж – 20 лет на сцене», официальный сайт группы

5. «Светлана Разина: я не готова впустить мужчину в свою жизнь». Журнал «ТЕЛЕНЕДЕЛЯ» 2008 г.

6. Светлана Разина: «Мираж» погубила жажда наживы», AIF.RU, 26.08.2009 г.

7. Н. Гулькина, «A мoжет этo тoлькo Мирaж», ACT, 2019 г.

Больше статей...

Вам это может быть интересно!

Биография ВИА "Орфей"

13/03/2023 03:48

Биография казанского ВИА "Орфей"

Сталкер пополам?

10/01/1989

Статья о конфликте между двумя группами Сталкер (Андрея Державина и Гоги Азадяна) из-за названия.

Группа Ласковый Май. Часть 5. Золотой век

05/10/2017 23:00

Золотой век в истории Ласкового мая - начало 1989-го года. Первые успехи, гастроли, сверхприбыли

Группа Анонс

29/06/2017 03:36

Биография ижевской группы Анонс, прославившейся своими песнями про проститутку-Олю и продавщицу-Зину!

У Юры плохое настроение

01/05/1990

Интервью Юрия Шатунова рубрике «Фан-подвал» ленинградской газеты «Ленинские искры» от мая 1990-го года.

Sandra в Москве

04/09/2021 05:06

История выступлений Сандры в Москве 3-6 сентября 1989 г.

Больше статей...
фото Зона активности
Основная информация
Полное имяМихаил Кирсанов, Сергей Проклов, Андрей Литягин
Место основанияМосква, РСФСР, СССР
Годы активности1984-1985
Жанры
Советский рок

Творческая деятельность
Группа

Страна
СССР


Сайт -