Вверх
Главная 🞂 Артисты 🞂 Раймонд Паулс


Раймонд Паулс

🞀 Другие статьи

1 января 1989 г.

Раймонд Паулс

Песни тревоги моей

Песни тревоги моей

В «послужном списке» Раймонда Паулса — популярные мюзиклы «Сестра Керри», «Слуга дьявола», «Шерлок Холмс», около 400 песен, музыка к 60 театральным и телевизионным спектаклям и 20 фильмам среди которых широко известные «Долгая дорога в дюнах», «Театр», «Двойной капкан». Вот когда только он успевал писать музыку, если постоянно требовали его внимания новые программы в редакции Латвийского радио и телевидения, где он был главным редактором, участвовал в студийных записях, работал в жюри различных фестивалей, переписывался со слушателями? А недавно он назначен Председателем Госкомитета Латвийской ССР по культуре.

— Наивно представлять, что если у композитора вдоволь свободного времени, то он больше создаст хороших произведений. Процесс творчества — это таинство, невидимые постороннему глазу переживания. мучения, внутренняя борьба сомнений и радостей. И это происходит в душе постоянно, она трудится безурочно. день и ночь, как и у поэтов, о чем когда-то хорошо рассказал Владимир Маяковский в статье-исповеди «Как делаются стихи». Словом, это постоянный изнурительный труд.

Я бы сравнил творчество с цепной реакцией. Она начинается с удачной строки поэта или музыкальной фразы композитора, перебрасывается к аранжировщикам, захватывает музыкантов, певца и уже потом, в концертном зале, взрывается аплодисментами зрителей. Или, наоборот, встреченная ими холодно, гаснет как не занявшийся костер.

К сожалению, ныне часто приходится слышать: «Ну какая у нас эстрада какие песни, какие исполнители...». Давайте поговорим спокойно, без ахов и охов. А реальность такова. Песен много, но сколько среди них однодневок?

Певцов — легион, но многие ли обладают хорошими вокальными данными, неповторимой исполнительской манерой? Ансамблей и групп развелось, как грибов после дождя, но редки среди них коллективы, которые имеют свое лицо, оригинальный музыкальный характер. Пока нет причин приходить в эйфорическое состояние.

Отчего же так много серых, унылых песен, так редки яркие шлягеры (кстати, мы почему-то сторонимся этого слова, как черт ладана)? Так и будет продолжаться, пока мы не перестанем требовать от каждой песни, подчеркиваю — каждой, чтобы она куда-то звала, непременно мобилизовала, а то и организовывала. Оговоримся сразу, такие песни нужны, но искренние, взволнованные, без ложного пафоса и прописных истин. Однако не будем забывать, что одно из главных призваний эстрады — развлекать, радовать слушателей, хотя она может заставить и печалиться, и горевать.

Не лишая песню права развлекать, дарить минуты радости отдохновения, давайте помнить, что мелодичная песня, одухотворенная высокой мыслью, может стать первым шагом человека, к умению воспринимать и глубоко чувствовать настоящую музыку. Я глубоко убежден (и порукой тому мой тридцатилетний опыт), что постоянное соприкосновение с глубокой лирической песней в конце концов формирует в человеке, особенно молодом, широкий спектр музыкальных пристрастий, интерес к камерной и симфонической музыке, ораториям и опере. Процесс этот непрост — от песни к серьезным произведениям. Ему, думаю, будут способствовать появляющиеся на эстраде рок-оперы, такие, как, например, быстро снискавший популярность музыкальный спектакль Лоры Квинт «Джордано» с участием Валерия Леонтьева. Берущая за душу песня, как и все сокровенное в человеке, как, скажем, любовь, по природе своей скромна, если хотите, застенчива, стыдлива. Когда я вижу на улице ребят, врубающих «на всю катушку» магнитофоны, мне хочется им крикнуть: «Остановите музыку». Ее нельзя настырно навязывать другим, у каждого из нас свой духовный мир, определенное настроение в тот или иной момент, свои пристрастия. Я не против, когда кто-то из звезд эстрады выступает в огромных, чаще всего спортивных, залах или на стадионах, когда звуки усиливаются мощной аппаратурой, хотя, думаю, и певец, и его исполнение сильно проигрывают, теряют тепло, непосредственность общения с аудиторией. Мы почему-то разучились слушать песню дома, в семье, с друзьями, у нас нет желания побыть с нею наедине. Виноваты в этом и мы, композиторы, редко пишем песни, которые вызывали бы такую потребность.

Прошу понять меня правильно — я не против острых современных ритмов. Моя дочь первой назвала бы меня старым дураком, если бы я начал отвергать их. У каждого времени своя музыка. Теперь вот молодежь повально охвачена роком. Меня беспокоит другое. Мы почему-то редко стали говорить о влиянии ширпотреба массовой культуры. Иные наши певцы, ансамбли кажутся более «западными», чем лучшие эстрадные группы на Западе. А проявляется это тогда, когда молодые музыканты и исполнители песен не в ладах со вкусом, когда им не хватает требовательности, их поступками правит желание потрафить той части публики, у которой извращенное представление о моде на мировой эстраде. Чего греха таить, мы сегодня пожинаем плоды ханжеского неприятия, агрессивного запретительства вновь возникающих стилей и течении в музыке. Проживем, дескать, без них. Оказывается, все не так просто.

Во-первых, молодежь требует современных ритмов и мелодий. Во-вторых, давайте уточним, многое, что доходит до нашего просвещенного уха оттуда, «из-за бугра», как нынче говорится, все-таки отдает пошлостью, низкопробным суррогатом. Если уж что-то принимать, так только вершинные образцы западной эстрады.

А они есть. Мы видим, ка к на наших глазах меняется характер, содержание рок-музыки, как она получает социальную окраску. Лучшие песни сегодня становятся духовной энергией движения сторонников мира.

Мне хотелось бы обратиться к молодым композиторам и исполнителям. Сегодня все стремятся стать отчаянно современными. Но если слепо, без оглядки следовать модным веяниям — в стиле или жанре музыки, в одежде или поведении на сцене, — ничего хорошего из этого не выйдет. Мы так и будем только подражать, носить одежду с чужого плеча. Эпигоны, имитаторы никогда не были новаторами и первооткрывателями. Законодателем моды можно стать, если ты переносишь на нотный лист сугубо свое, глубоко пережитое и выстраданное. Если выходишь на эстраду со своей песней, отвечающей твоему внутреннему миру, характеру артистическому образу, отвечающей ожиданиям слушателей.

Мы переживаем пору песенного бума, но, слушая иные песни — в концертах ли, по телевидению или радио, у костра или во дворе,— меня не покидает чувство тревоги. Их, к сожалению много, этих песен тревоги моей — тревоги за молодые души, тревоги за нашу песенную культуру.

Записал Борис Михайлов
«Кругозор» 1/89

Больше статей...

Вам это может быть интересно!

Michael Jackson Visits Sega

08/12/2020

The following is a translation of a short article in Sega’s staff newsletter, published in February 1993, about Michael Jackson’s visit to Sega’s headquarters in Tokyo in December 1992. The article featured several photos that have never before been seen publicly of Michael meeting with Sega’s leadership. Enjoy!

У Юры плохое настроение

01/05/1990

Интервью Юрия Шатунова рубрике «Фан-подвал» ленинградской газеты «Ленинские искры» от мая 1990-го года.

30 фактов о Сергее Кузнецове

12/11/2022 18:58

30 фактов о Сергее Кузнецове, основателе групп Ласковый май, Мама, Чернила для 5-го класса и Стекловата.

Когда музыка переполняет...

01/01/1992

Статья в январском журнале «Кругозор» за 1992-й год о набирающем популярность российском певце Олеге Газманове.

Группа Анонс

29/06/2017 03:36

Биография ижевской группы Анонс, прославившейся своими песнями про проститутку-Олю и продавщицу-Зину!

Владимир Мигуля об Ирине Уваровой

01/09/1984

Статья об Ирине Уваровой из журнала «Кругозор» за авторством Владимира Мигули.

Больше статей...
фото Раймонд Паулс
Основная информация
Полное имяОяр-Раймонд Волдемарович Па́улс - Ojārs Raimonds Pauls
Дата рождения12 января 1936 г.
Место рожденияРига, Латвия
Жанры
Советская Эстрада

Русский Поп

Творческая деятельность
Композитор

Музыкант

Дирижёр

Пианист

Страна
СССР


Латвия


Сайт -