Вверх
Главная 🞂 Артисты 🞂 Boney M.


Boney M.

09 марта 2017 г. 07:41:11

Дмитрий Семенидо

Boney M.

Boney M.

Ночной полёт на Венеру

Московские гастроли Boney М.

Boney M. Moscow 1978

В декабре 1978-го года группа Boney M. впервые посетила СССР! До сих пор советское руководство пристально следило, чтобы в умы советских граждан не проникало тлетворное влияние буржуазной музыки, которая, как считалось, несла пропаганду секса, насилия и религиозное мракобесие. Случай, когда группе из капиталистического лагеря позволили не только приехать, но и выступить за «железным занавесом» был поистине неслыханным!

На самом деле, запреты на «иностранщину» касались, в основном, простых советских тружеников, чьи «неокрепшие» умы Партия считала своим долгом защищать. В то время, как через Комсомол распространялись утверждённые списки кого можно и нельзя ставить на молодёжных дискотеках, члены Политбюро, выездные дипломаты и лица к ним приближённые регулярно привозили из-за рубежа пластинки «запрещённых» поп и рок-звёзд и с удовольствием их слушали.

Boney M. Moscow 1978

По неподтверждённым данным, исполнители из капстран неоднократно приезжали в СССР в неофициальном порядке, давая закрытые концерты для партийной элиты. И Boney M. не стала исключением! Но в отличие от многих других, ей разрешили выступить и для публики…

Сейчас уже сложно сказать, почему именно Boney M. была первой – возможно, не последнюю роль сыграло исполнение протестной песни «Belfast» - борцов за мир и права меньшинств в Союзе всячески привечали. А может быть, это был способ показать «открытость» СССР в преддверии московской Олимпиады. Вопрос о том, не было ли у группы «покровителя» на самом верху тоже остаётся открытым, ведь обычно график выступлений утверждался в Госконцерте на два года вперёд, а гастроли Boney M. были внеплановыми.

В любом случае, с точки зрения идеологии музыка группы была безупречной – в ней не было секса (Донну Саммер забанили именно за это), панка (Blondie) или насилия (Scorpions) – это было просто весёлое диско, музыка для ног! Почти за год до концерта две песни Boney M. («Спокойный отец» и «Солнечно») вошли в февральский выпуск журнала «Кругозор», что демонстрировало отсутствие всяческих барьеров!

Владимир Жириновский «У них не было ничего такого крамольного, антисоветского, антикоммунистического. Хорошие ребята, красиво пели, отличная музыка, и власти не боялись, что это перевернёт мозги наших граждан»

(Владимир Жириновский, депутат ГД РФ, очевидец)

Андрей Макаревич «К 78-му году скопился невероятный голод по той музыке, которая происходила в мире, и «занавес» уже трещал, и уже были какие-то щёлочки, что-то проникало, привозили пластинки, у всех были магнитофоны, все переписывали плёнки, но увидеть живьём – такой возможности не было».

(Андрей Макаревич, музыкант, очевидец)

Тем не менее, случай был не рядовой, и вопрос о приезде группы решался на самом верху – его обсуждало Политбюро ЦК КПСС и лично Леонид Ильич. В конце концов, выступления музыкантов оплачивались валютой, и выделение столь значительной суммы из нефтевалютных резервов страны требовало самой высокой санкции! Официально же приглашение исходило от Министерства Внутренних Дел.

За два месяца до концерта Фрэнк Фариан прилетел в Москву на переговоры, затем в ФРГ полетел представитель Госконцерта – прослушать и отобрать репертуар.

Билетомания

Весть о приезде Boney M. быстро разнеслась по Москве, однако многие восприняли её как шутку – слыханное ли дело, чтобы группе из капиталистической ФРГ разрешили выступать у нас?

Россия гостиница концертный зал Москва

Но когда билеты появились в театральных кассах, дело приняло серьёзный оборот! Продавались они почему-то как «южноамериканский ансамбль» и стоили 4 рубля (для сравнения билет в портер Большого Театра стоил 3-50), но так как количество мест было ограниченным (концертный зал гостиницы «Россия» это не спорткомплекс «Олимпийский»!), шансы их купить были практически равны нулю. Как обычно, в свободную продажу поступило лишь 10% мест, остальные распространялись через организации. Часть билетов ушла профкомам – ими поощряли передовиков и стахановцев производства. Немного досталось и участникам войны, героям и ветеранам труда. Но лучшие места получили сотрудники Министерства Культуры, депутаты и партийная номенклатура, из которых чуть менее, чем полностью и состояла зрительская аудитория!

Что означала для советского обывателя фраза «я был на концерте Boney М.»? Сейчас даже трудно вообразить каким чудом была возможность хоть на миг прикоснуться к культуре запретного капиталистического мира! В результате фанаты были готовы заплатить любые деньги, чтобы любой ценой проникнуть на концерт и взглянуть на кумиров своими глазами! С рук билеты в портер стоили по 100-150 рублей!

Дорогие гости

7 декабря 1978-м года самолёт ИЛ-62М с артистами совершил посадку в московском аэропорту Шереметьево. Вместе с группой прибыло около 40 ассистентов и ещё 200 западных журналистов, которые должны были освещать гастроли в прессе.

Несмотря на 30-градусный мороз, гостей встречала огромная толпа фанатов, но артистов они не увидели. У трапа самолёта музыкантов ждала чёрная «Чайка», на которой их в сопровождении милицейских патрулей доставили в гостиницу «Россия», поселив в 3-х комнатных люксах. Выбор отеля был не случаен. Во-первых, это была самая лучшая гостиница Москвы, во-вторых, именно в её концертном зале музыкантам предстояло выступать.

Начало гастролей было назначено на 9 декабря. Помимо открытых концертов в «России», было дано несколько закрытых - в Кремле. Избегая нездорового ажиотажа, Госконцерт не стал расклеивать афиши группы – о приезде Boney M. и так знала вся Москва. Лишь у входа в концертный зал висел скромный плакат «Выступает ансамбль островов Карибского моря».

Несмотря на чудовищный 30-градусный мороз все семь дней с утра до позднего вечера вокруг «России» дежурили сотни людей, съехавшиеся со всей страны, в надежде достать билет, хотя надежды не было практически никакой…

Андрей Макаревич «Когда я подошёл к залу… ну вот мы в 91-м году возле Белого дома это видели – примерно так же это выглядело. Стояла толпа, стоял грузин, который кричал: «две пары джинсов за билет!», то есть он самое святое отдавал, что у него было…»

(Андрей Макаревич)

Ирина Роднина «Зрелище было не для слабонервных. Во-первых, стояла очередь, которую концертный зал смог бы вместить только если бы он был раз в десять больше. И картинка такая была – два молодых человека буквально под руки вели…я так думаю своего дедушку, увешанного орденами, со звездой героя к администратору, чтобы пользуясь его заслугами получить билеты».

(Ирина Роднина, спортсменка, депутат ГД РФ, очевидица)

Татьяна Друбич «Бони М. в Москве это шок, это сенсация, Москву трясло, это был ажиотаж!.. В нашей институтской компании я тянула жребий и вытянула билет… В концертом зале «Россия» был парень, он специально приехал из Краснодара, чтобы увидеть Boney M. Он упал передо мной на колени, у него в одной руке был стольник, в другой полтинник. Умолял меня со слезами на глазах, чтобы я ему отдала этот билет. Искушение конечно было страшное – забрать 150 рублей и уйти греться в другое место, но я была делегирована от компании, и я пошла на концерт, о чём я нисколько не жалею».

(Татьяна Друбич, актриса, очевидица)

По «историческим соображениям» песня «Rasputin» была запрещена к исполнению. Фразу «Russian Babies’ Sex Machine» и «Lover Of The Russian Queen» посчитали оскорбительными. Также музыкантов снабдили подробными инструкциями о том, что можно и нельзя делать на советской сцене.

Boney M Moscow 1978 concert

Зал в «России» был сидячим, и энергичные танцевальные хиты публика должна была слушать на своих местах. Когда Лиз Митчелл вышла на сцену, она очень удивилась - почему все сидят? Певица стала призывать публику вставать и танцевать, но встать никто не решался. В зале сидели солидные взрослые люди, привыкшие вести себя достойно. Тогда Лиз Митчелл сама вышла в зал, чем повергла публику в полное изумление! Из звёзд советской эстрады так ещё не делал никто!

Татьяна Друбич «Публика была солидная, напряжённая, в основном это был партийно-хозяйственный актив. И совершенно они не знали, как себя вести, потому что это был шок, это была почти откровенно эротическая музыка, впервые официально в концертном зале «Россия»! Рядом со мной сидела такая пышногрудая женщина в пушистой ангорской кофте, весь концерт её волновало, она вздыхала и повторяла: О хосподи, о хосподи!».

(Татьяна Друбич)

Ирина Роднина «На концерте присутствовали не те, кто хотел послушать эту группу, а те, кто смог достать билеты. И здесь был весь общественно-политический бомонд нашей страны… Рядом со мной сидел Иннокентий Смоктуновский, и он всё время повторял: неужели это может нравиться?

(Ирина Роднина)

Андрей Макаревич «В зале сидели если и не партийные работники, то их обслуживающий аппарат. Те, кому они носят билеты. Зубные врачи, директора гастрономов, продуктовых баз, автосервиса и прочего. То есть толстые тетеньки в бриллиантах и такие мешковатые мужчины в костюмах».

(Андрей Макаревич)

В свободное от концертов время, музыканты прогулялись по Москве (разумеется, под бдительным оком «людей в штатском») и даже сняли видео для будущего клипа «Rasputin» и нескольких других. Разрешение на съёмку в непосредственной близости от Кремля было получено заранее и прописано в контракте отдельным пунктом. Можно не сомневаться, что для европейских зрителей Красная площадь, расписные купола Храма Василия Блаженного и кремлёвские башни были настоящей экзотикой! Погода была очень снежной, стояли морозы, мела метель, что добавляло атмосферности съёмкам.

Кроме того, артисты посетили Мавзолей, Ленинские горы (там музыканты устроили битву в снежки) и прошлись по магазинам.

Дорогим гостям не отказывали ни в чём, но сказывалась разница менталитетов – после концерта ночная Москва поразила артистов закрытыми дверями – после 11 не работал ни один ресторан. Меню в гостиничном буфете было незнакомым, в нём не было привычных блюд. Питание в проживание включено не было, и расплачиваться в буфете артистам тоже приходилось самим.

Из Москвы они увозили огромное количество сувениров, а Фрэнку даже разрешили посетить антикварный магазин, оформив затем все необходимые бумаги на вывоз предметов старины.

Boney M Moscow 1978

С записью концерта для телевидения вышел конфуз. Валюты, выделенной Госконцерту, не хватило на то, чтобы оплатить телесъёмки, и потому пришлось искать компромисс. В итоге весь отснятый и смонтированный группой Евгения Гинзбурга материал перешёл в эксклюзивное пользование продюсера группы, который дал разрешение лишь на двукратный показ концерта по Центральному телевидению. Спустя всего 2 месяца Фариан заработал на этой записи более 1 миллиона долларов, продавая на неё права европейским студиям домашнего видео.

Ещё бы! Концерт в Москве - это не какой-то Musik Laden! Заглянуть в закрытую страну, увидеть «тех самых» советских людей в Европе мечтали ничуть не меньше, чем советские люди желали увидеть мир капитализма. Гастроли Boney M. в Москве вызвали сенсацию, и к Фариану приехал корреспондент американского издания Time, чтобы расспросить его о жизни в СССР. По материалам интервью вышла статья «SOVIET UNION: Rasputin Is In», занявшая целый разворот.

Советские телезрители увидели концерт только весной - в апреле 1979-го года была показана программа «Вечер Бони М в концертной студии Останкино».

Прогулки по Москве

Boney M. в советской прессе

Артемий Троицкий

«Технология изготовления песен по рецепту Фариана и «Бони М» сложна технически, но проста музыкально. Годится любой исходный материал - сентиментальные баллады, негритянские спиричуэлс, рок-н-роллы, даже песни протеста. Мелодии подгоняются под диско-ритм и сдабриваются «вкусной» дурманящей электроникой.

Собственно ямайская народная музыка - реггей, к исполнителям которой иногда причисляют «Бони М», не играет значительной роли в их репертуаре. Но все-таки именно оригинальные ритмика и мелодика национальной ямайской музыки оказались той свежей кровью, которая оживила схемы Франка Фариана. Хотя, конечно, группе очень далеко до неподдельного темперамента, душевности и выразительности подлинных исполнителей народных песен, будь то ямайский реггей или американский соул. Этим объясняется и такой факт, что "Бони М" не очень популярен в Америке и на своей родной Ямайке. Строго говоря, возрождение интереса к народной музыке Вест-Индии и не является целью Фариана. Его задачи более прагматичны.

Boney M Moscow 1978 liz mitchell

Концертные выступления - сильная сторона «Бони М», и ансамбль доказал это на гастролях в Москве. Подвижность и неисчерпаемая энергия артистов просто удивительны. Без передышки нанизывая одну песню на другую, они ни на секунду не снимали напряжение зала. В профессионализме, сценическом мастерстве им не откажешь.

Песни «Бони М» привлекают слушателей, прежде всего темпераментом, отточенностью исполнения, необычайным колоритом звучания. Нередки в их репертуаре яркие мелодические вещи. По сравнению с «АББА», ансамблем, во многом близким по своей концепции к «Бони М», последний более экзотичен и эмоционален. Еще одно несомненное качество музыки «Бони М» - это ее легкая «усвояемость». Реакция на такую музыку однозначна - беззаботное настроение, отдых».

(А.Троицкий, журнал «Музыкальная жизнь»)

Статья Юрий Филинова Бони М.

«Модно – и мы будто бы забыли, что есть в современной музыке немало такого, что лучше и глубже «Бони М»!.. Понимаешь внезапно и то, что при всех их достоинствах и положительных качествах талантливых исполнителей, это, в сущности, чистой воды коммерческая музыка, ширпотреб с формой, явно довлеющей над содержанием: тексты большинства песен весьма незамысловаты, хотя и встречаются попытки привнести в них некоторую социальную, даже политическую окраску (как например в «Belfast»), музыка умело состроенная, слепленная, написанная для того, чтобы быть МОДНОЙ, а не созданная…».

(Юрий Бугельский, «Студенческий меридиан»).

Пластинки и кассеты

Единственная зарубежная группа, которая смогла бы тогда посоперничать с Бони М. была ABBA. О ней в СССР узнали на год раньше, и иногда Boney M. в шутку называли «чёрной Аббой»!

Boney M советская пластинка soviet vinyl record

Песни обеих групп вошли в сборник «Песня – 78», выпущенный «Мелодией» на компакт-кассетах, где вместе с советскими звёздами вроде Аллы Пугачёвой и Льва Лещенко были Baccara («Извините Я Лэди», «Да Сэр, Я Танцую»), Мирей Матьё («Запретная любовь») и эстонцы Як Йола, Хейди Тамме и «Апельсин».

В том же году фирма Мелодия выпустила пиратский виниловый диск Boney M. – он никак не назывался и содержал 9 песен с первых трёх альбомов, названия которых были переведены на русский с ошибками. Так, например, «Take The Heat Off Me» перевели как «Отведи Удар От Меня», а «Sunny» так и оставили - «Санни».

В марте 79-го песни Boney M. «Ночной Полёт к Венере», «Реки Вавилона» и «Не изменяйте любимым» были выпущены на пластинке журнала «Кругозор» в компании с ирландским певцом Джо Доланом.

Через год альбом «Nightflight To Venus» был выпущен фирмой «Мелодия» уже официально, по лицензии фирмы Ariola-Eurodisc GmbH. На оборотной стороне конверта была статья с рецензией Артемия Троицкого из журнала «Музыкальная жизнь».

Nightflight to Venus - soviet vinyl record

Официальная стоимость обеих пластинок Boney M. была 2 рубля 15 копеек, но стоило им появиться в свободной продаже, как за ними выстраивались километровые очереди. Разумеется, в числе первых пластинки получали милиционеры, следившие во время очереди за порядком и перекупщики, продававшие потом уже далеко не новые пластинки по 30 и более рублей. По розничной цене пластинку удалось купить только жителям Ленинграда и Москвы - тем, кто выдержал многочасовые очереди в Гостином дворе или ГУМе. По всей остальной стране Boney M. разошлась на бобинах, и вплоть до середины 80-х «карибское диско» звучало из каждого окна - от Москвы до самых до окраин!

Цивилизованный рынок звукозаписи в СССР действовал только для советских музыкантов и дружественного «соцлагеря». Несмотря на большую популярность группы и её довольно невинные тексты, фирма «Мелодия» отнюдь не стремилась выпускать каждый новый альбом Boney M. Очевидно стремясь оправдать валюту, затраченную на лицензию, Мелодия просто перевыпускала «Ночной полёт на Венеру» год за годом вплоть до 1988-го! Не избалованные качественными импортными записями, советские люди были рады и этому.

Прорыв

Владимир Матецкий композитор

«Очень мало приезжало артистов, а те, которые приезжали - они, в общем-то, были «сбитыми лётчиками». А Boney M. приехали в пике своей популярности. Вот эта ситуация, когда артист приезжает в пике своей популярности, да ещё в годы такого махрового застоя, это было уникальное событие».

(В. Матецкий, композитор)

Справедливости ради, стоит сказать, что Boney M. не была совсем уже первой «капиталистической» группой, которой удалось к нам прорваться. Помимо японского балета и итальянской оперы, гастролировавших в СССР ежегодно, всего за два года до Boney M. с концертами по стране проехал британский рок-н-ролл исполнитель Клифф Ричард. Но звезда его славы к тому времени уже давно закатилась, а Boney M. была популярная как никогда!

Elton John in Moscow 1979

Выступление артистов модных сегодня, а не в 50-е стало важным прецедентом. Уже в мае следующего года по приглашению Госконцерта в Ленинграде и Москве выступал Элтон Джон, а в июле на открытии гостиницы «Космос» пел французский шансонье Джо Дассен.

А Boney M. совершила ещё немало прорывов: группе предстояло стать первой в Израиле, Иордании, Сирии - перед её музыкой открывались все двери и поднимались все железные занавесы!

Не обходилось и без курьёзов. Так, в Иордании члены группы отравились рыбными блюдами во время ужина, и король Хусейн прислал им своего личного врача, для того чтобы привести музыкантов в форму для предстоящего концерта. В Сингапуре концерт был прерван на десять минут, так как у музыкантов не было оформлено разрешение на работу. Оформление бумаг проходило наспех, прямо во время шоу...

Интересное

  • Из-за большого количества сценической аппаратуры (ни звуковая, ни осветительная техника в ЦКЗ «Россия» не подходила для создания современного шоу) был задействован транспортный самолёт ВВС СССР, на котором было доставлено несколько тонн оборудования и декорации для шоу.
  • Все семь дней музыканты беспрерывно находились в объективах теле и фотокамер. По пятам шли люди в штатском. На сон оставалось не более 3-4 часов. К концу гастролей Лиз Митчелл была на грани нервного срыва. На один из последних концертов, который проходил в 12 часов дня, Бобби Фаррелл отказался встать с постели. Трудно себе вообразить, какой скандал ждал группу, если бы солистки показались на сцене без своего мужчины! Однако Фариан, который повсюду сопровождал свою группу в гастрольном туре, буквально насильно выволок Бобби из постели, затащил в его в душ и сам одел. Через десять минут Бобби крайне недовольный сидел на заднем сидении чёрной «Чайки», отвернувшись от своего продюсера... Начало выступления задержали всего на 20 минут.
  • Как оказалось, на концерте Boney M. той зимой побывало немало знаменитостей: актёр Иннокентий Смоктуновский, актриса Татьяна Друбич, музыкант Андрей Макаревич, фигуристка Ирина Роднина и будущий политик - Владимир Жириновский (в то время руководитель юридического отдела издательства «Мир»). На записи 10-го концерта в телестудии Останкино присутствовали: поэт Роберт Рождественский, актриса Людмила Гурченко, политобозреватель Игорь Фесуненко и многие другие.
  • В год посещения группой СССР журнал «Наш современник» выпустил очередной роман Валентина Пикуля «У последней черты», где тоже говорилось о том, что Распутин был любовником императрицы. В одной из глав приводится высказывание самой императрицы о русских: «у них очень много под штанами и очень мало под шляпами».
  • Помимо Boney M. СССР в 1978-м году посетила ещё одна западная знаменитость, правда спортивная – боксёр Мухаммед Али.
  • Официальное признание Boney M. и массовое распространение её творчества в СССР даже после распада группы иронично обыграл Сергей Минаев в песне «Диск-Жокей»:

    «На дискотеке нужно чтоб был КВН, Чайковский, Глюк, на крайний случай Boney M. Коль память мне сейчас не будет изменять, пластинку их мы выпустим лет через пять…».
  • Если мы откроем комсомольскую методичку, то обнаружим в ней, что под запретом были даже самые невинные группы и исполнители. К примеру, Хулио Иглесиас обвинялся в неофашизме, Village People – в пропаганде насилия, а KISS и в том и другом сразу. Весь синти-поп был запрещён за пропаганду панка. Также в бан-лист немедленно попадали музыканты (не будем показывать пальцем но это Pink Floyd), осмеливавшиеся высказаться против советского вторжения в Афганистан. На этом фоне Boney M. несказанно повезло!

Больше статей...

Вам это может быть интересно!

Джимми Самервилл: битва за сексуальное равенство

13/11/2017 10:50

Биография Джимми Самервилла - участника проектов Communards и Bronski Beat

История Boney M: Океаны Фантазии

12/03/2017 07:48

История альбома «Oceans Of Fantasy», а также синглов «Hooray! Hooray! It`s a Holi-Holiday», «EL Lute / Gotta Go Home» и «I`m Born Again»

Звучание 80-х

19/06/2016 11:09

История танцевальной музыки начала 80-х

Boney M. в Москве

25/01/2017 23:51

История гастролей группы в Москве в декабре 1978-го года. Это был настоящий прорыв группы из капиталистического мира за железный занавес!

June La Vonne Polichio

02/04/2018 06:51

Биография певицы Джун ЛаВонн Поличио - известной, как солиcтка группы Sweet Connection, а также художница, дизайнер, автор текстов.

Марина Хлебникова - запомните!

01/02/1992

Статья о начинающей эстрадной певице Марине Хлебниковой из журнала «Кругозор» за 1992-й год.

Больше статей...
фото Boney M.
Основная информация
Годы активности1975 - 1986
Жанры
Евродиско

Творческая деятельность
Группа

Страна
ФРГ


УчастникиБобби Фаррелл

Фрэнк Фариан

Liz Mitchell

Мэйзи Уильямс

Марсия Баррeтт

Реджи Цибо

Сайт -