Вверх
Главная 🞂 Стили музыки 🞂 Диско


Диско

2016-03-17 04:59:11

Дмитрий Семенидо

Фильмы эпохи диско

Disco movies

Диско-музыка оставила яркий след в мировом кинематографе – как в современном ей, так и в позднейшем. В этой статье мы познакомимся с наиболее знаковыми фильмами эпохи диско!

«Автомойка» (1976)

«Car Wash»

Car Wash

Первым заметным фильмом, в котором прозвучала диско-музыка, была «Автомойка», вышедшая в 1976-м году на студии Universal. Режиссёр фильма Майкл Шульц стал одним из первых афроамериканских режиссёров, получивших широкое международное признание. Действие фильма происходит на залитой южным солнцем калифорнийской автомойке «Dee-Luxe», где ежеминутно случается масса комичных и курьёзных ситуаций, ведь чернокожие рабочие отнюдь не лишены чувства юмора!

Характерные персонажи: проститутка, мальчишка на скейтборде, белый сынок хозяина Ирвин, зачитывающийся цитатником Мао и мечтающий стать частью рабочего класса, сексапильная кассирша, гей («я мужчина намного больше, чем ты когда-нибудь будешь и лучшая из женщин, которых ты когда-либо сможешь добиться») – превращают вполне заурядный фильм в яркое лоскутное одеяло, сотканное из десятков миниатюр, за которыми не смолкает диско-музыка, разбавляемая репликами ди-джея местной радиостанции KGYS. Отдельного внимания заслуживает речь чернокожего проповедника Папочки Рича («лучшее место для денег – вот тут, в моём кармане»), блестяще сыгранного комиком Ричардом Прайором, который приезжает на мойку в сопровождении роскошных красоток, роли которых исполнила группа The Pointer Sisters.

Композитор Норман Уитфилд, которого Майкл Шульц пригласил к сотрудничеству, использовал фильм для раскрутки своей группы Rose Royce. Хотя у группы уже имелось достаточно готового материала, Уитфилд настоял на записи для фильма абсолютно новых работ. В результате, синглы «I Wanna Get Next to You» и «I'm Going Down» попали в горячую десятку чарта R&B, а заглавный «Car Wash» даже возглавил Billboard Hot 100! Этой песне будет суждено стать одной из самых «сэмплируемых» в истории электронной музыки: смачные хлопки, звучащие во вступлении, будут активно использоваться хип-хоп музыкантами 80-х!

Саундтрек фильма, выпущенный в 1977-м году лейблом MCA, получил Грэмми как «лучший альбом, являющийся саундтреком к фильму, телевидению или другому визуальному представлению».

«Диско 9000» (1976)

«Disco 9000»

Disco 9000

Менее яркий, хотя по-своему интересный фильм «Disco 9000» Мартина Дюрвиля считается одним из лучших в жанре «блэксплотэйшн». Фэсс Блэк – хозяин клуба Disco 9000 и, по совместительству, владелец звукозаписывающего лейбла с тем же названием. Его конкуренты понимают, что не могут повысить продажи своих дисков, если они не зазвучат в клубе Блэка (клубный промоушн – ещё одна из примет эпохи диско), который по праву считается одним из самых популярных в Лос-Анджелесе. Но у Блэка строгий принцип – в клубе Disco 9000 ставят только артистов с его лейбла. Получив отказ, конкуренты нанимают бандитов, чтобы они сделали «грязную работу»: гангстеры разбивают машины на стоянке, врываются в офис Блэка и даже атакуют клуб. Фэссу предстоит нелёгкий выбор – гордость или жизнь…

Все песни в этой картине были исполнены чернокожим певцом Джонни Тейлором (известным своим платиновым хитом «Disco Lady»), в следующем году они вышли на пластинке как официальный саундтрек. Что характерно, далеко не все треки с этого альбома действительно были из фильма «Disco 9000», в то же время, некоторые песни, которые там действительно были (включая супер-хит «Disco Lady»), в альбом не вошли. Судя по всему, Тейлор просто воспользовался названием фильма для раскрутки своего нового альбома.

«Звёздные войны» (1977)

«Star Wars: Episode IV – A New Hope»

Мы говорим: «семидесятые» - подразумеваем: «Звёздные войны», поэтому любой обзор фильмов той поры может считаться неполным, если в нём хотя бы не упомянута эта картина!

Star Wars

Наверное, нет нужды ещё раз пересказывать сюжет этой эпической звёздной драмы – сложности взаимоотношений ситхов и джедаев и так все знают наизусть. Поговорим лучше о его роли в искусстве – ведь, несмотря на давность выхода в свет первого (на самом деле IV) эпизода, он оставил столь яркий след, что отсылки на него в поп-культуре происходят и по сию пору!

Ошеломляющий успех «Звёздных войн» привёл к новому всплеску интереса к космосу, сравнимому по масштабам разве что со «звёздной лихорадкой» 60-х, разразившейся после полёта Юрия Гагарина и высадки американцев на луну. В считанные дни в моду вернулся космический стиль, а в музыке «ответный удар» нанесло спэйс-диско – футуристическое музыкальное направление, вдохновлённое темой межпланетных путешествий! Хиты Space и Cerrone, Ganymed и Boney M., Сары Брайтман и Dee D. Jackson, пронизанные космической романтикой, привнесли в диско новую, свежую струю!

«Используй силу, Люк»

Star Wars And Other Galactic Funk

«Звёздная лихорадка» охватила и рынок видеоигр. Практически все игры, созданные в 78-79-х годах, были на космическую тему. Именно тогда появились эпичные «Space Invaders», «Asteroids», «Galaxian», «Lunar Lander» и многие другие «шутеры», ставшие сегодня классикой жанра!

Собственный лейбл киностудии - 20th Century Records выпустил двойной альбом с саундтреком к кинофильму за авторством Джона Уильямса, в исполнении Лондонского симфонического оркестра. А в октябре в поп-чарте лидировала диско-версия темы из «Звёздных войн» от Мико Монардо, вслед за которой вышел альбом «Music Inspired By Star Wars And Other Galactic Funk», представлявший собой диско-версию саундтрека. Таким образом, если «Звёздные войны» и нельзя назвать диско-фильмом в полном смысле этого слова, его влияние на диско-культуру отрицать невозможно!

«Лихорадка субботнего вечера» (1977)

«Saturday Night Fever»

Лихорадка субботнего вечера

Этот фильм можно без преувеличения назвать самым знаковым в истории диско! Его успех вызвал в Америке настоящую «дискоманию», благодаря которой на ближайшие два года диско заняло прочное место в мейнстриме! Однако роль, которую «Лихорадка» сыграл в истории диско, спорная и далеко не однозначная.

По сюжету, бруклинец итальянского происхождения Тони Манеро (Джон Траволта) работает в магазине хозтоваров. Целыми днями он таскает вёдра с краской и обслуживает покупателей, но это лишь изнанка его жизни. Настоящая жизнь начинается ночью, когда он встречается с дружками и отправляется на местное диско – в клуб «2001 Odyssey». Здесь ему нет равных – отменный танцор он пользуется уважением парней и ловит обожающие взгляды девушек. Его любви добиваются многие и больше всех Аннетт (Донна Пескоу), но с ней Тони скучно – он влюблён в уверенную и независимую Стефани (Карен Линн Горни), которая не только обворожительно-красива, но и великолепно танцует. Предложив ей подготовить танцевальный номер к конкурсу, Тони надеется добиться и её любви. Но она работает на Манхэттене и вскоре туда переезжает. Её круг – успешные деловые люди, она часто видит знаменитостей, и парень из магазина хозтоваров для неё слишком примитивен. Всё, что она может предложить ему – это танцы…

Конечно, диско лишь фон в «Лихорадке», которая была отнюдь не глупеньким типовым мюзиклом. Её главная повествовательная канва посвящена «потерянному поколению» 70-х, которое бесцельно прожигало свои жизни алкоголем, наркотиками и случайными связами, а также социальным проблемам эмигрантских семей, тяжело приживавшихся на американской земле, неохотно расставаясь со своей культурой. Но блистательная игра актёров, великолепная музыка Bee Gees и безупречные танцевальные номера преподнесли зрителю диско в самой яркой и привлекательной упаковке!

Выход фильма вызвал бешеный спрос – любые пластинки с надписью «disco» моментально сметались с полок. Ещё недавно бесконечно далёкие от дискотек солидные мужчины наряжались в полиэстеровые костюмы! Десятки рок-радиостанций по всей стране меняли свой формат на диско. Буквально в каждом подвале открывались дискотеки и ночные клубы. Диско звучало из каждого утюга…

Однако…

Saturday Night Fever

Отношение мира диско к этому фильму было противоречивым. С одной стороны, он приносил музыкантам сумасшедшие прибыли. Но с другой создавал крайне неверное представление о диско у тех, кто о нём ничего не знал. Хотя белая публика на дискотеках обычно была в меньшинстве, в «Лихорадке» диско преподносится как развлечение белых парней из рабочего класса, которые к тому же постоянно отпускают расистские и гомофобные реплики (не считая страшного количества ненормативной лексики «If you put your dick in a spic, does it get bigger than a nigger?»).

Такое ложное представление напрочь убивало главную идею диско – музыки, которая объединяет людей разных цветов кожи и сексуальной ориентации. Всё, что создали романтики и энтузиасты начала 70-х, то, чем они жили, чем дорожили, «Лихорадка» перечёркивала одним махом, донося до публики только одну реальность – свою собственную, которая ничего общего с действительностью не имела. А за бешеным спросом, который она ангажировала, последовало столь же бешеное массовое отторжение, которое, фактически, уничтожило и диско...

Saturday Night Fever

Саундтрек, в котором центральное место занимали песни Bee Gees, получил 15-кратный платиновый статус и возглавлял альбомный чарт Billboard Hot 200 с января по июль 1978 года. Шесть треков с него достигли первой строчки поп-чарта. В следующем 79-м году диск получит Грэмми в номинации «альбом года». В общей же сложности, группа Bee Gees получила сразу четыре Грэмми. За роль Тони Манеро Джон Траволта был номинирован на Оскар и Золотой глобус.

В 1983-м году вышел сиквел «Остаться в живых», режиссёром и сценаристом которого был Сильвестр Сталлоне, однако успех «Лихорадки» ему даже близко повторить не удалось.

«Слава Богу, сегодня пятница!» (1978)

«Thank God It's Friday»

Thanks God It’s Friday

Эта комедия запомнилась зрителям по двум причинам: во-первых, одну из ролей в ней исполнила сама Донна Саммер, во-вторых, его саундтрек был настолько популярен, что продавался даже в СССР. Тройной(!) диск, в красивом чёрном конверте, оформленный в эстетике диско, был превосходным подарком!

Как такового сюжета в фильме нет – всё действие происходит вокруг вымышленного лос-анджелесского клуба «Zoo», в котором намечается грандиозный танцевальный конкурс под живое выступление группы The Commodores. Каждый герой фильма связывает с этой ночью какие-то свои надежды: школьницы Фрэнни и Джинни мечтают выиграть в конкурсе, чтобы заработать на концерт группы KISS. Кен и его очкастый товарищ Карл ищут девушек. Начинающая певичка Николь Симс (её-то и играет Донна Саммер) всеми правдами и неправдами стремится пробраться в рубку диск-жокея, чтобы тот разрешил ей выступить на сцене. Сью затаскивает в клуб своего мужа Дэйва - зануду и жадину, чтобы немножко его растормошить. Респектабельный хозяин дискотеки Тони Ди Марко (Джефф Голдблюм) пытается её соблазнить…

«Танцуем! Всё остальное – чушь!»

Продюсерами фильма выступили киностудии сразу двух крупнейших лейблов: Motown Productions и Casablanca Filmworks - желание девушек попасть на концерт именно KISS вовсе не случайно! Также в одном эпизоде в рубке ди-джея можно увидеть пластинку «Music Inspired By Star Wars And Other Galactic Funk», издававшуюся на лейбле Casablanca. В свою очередь, The Commodores была группой лейбла Motown.

Саундтрек «Пятницы» с ходу возглавил танцевальный чарт Hot Dance Club Play, также заняв 6-ю строчку в альбомном чарте R&B и 10-ю в хит-параде Billboard Hot 200. Его успех в немалой степени способствовал получению Донной Саммер премий Грэмми и Золотой Глобус за песню «Last Dance».

В фильме показаны такие характерные приметы диско-эпохи, как танцевальные конкурсы в клубах, прямое вещание радиостанций с дискотек, популярнейший танец хастл, модные туфли-платформы (в которых Фэнни постоянно спотыкается) и многое, многое другое! Быть может, как комедия, «Пятница» уже давно морально устарела, но, как никакой другой фильм, она помогает прочувствовать атмосферу эпохи диско!

«Диско-лихорадка» (1978)

«Disco Fever»

Disco Fever

Несмотря на яркое название – фильм далеко не самый удачный. По сюжету, забытый молодёжный кумир 50-х Ричи Десмонд (его играет певец Фабиан Форте, который действительно был в 50-х поп-иконой) и его менеджер Брайан (в его роли снялся комик Кэйси Касем) получают предложение от нечистой на руку Сибилл (Фиби Дорин) - менеджера нового клуба. Заставив Ричи поверить, что она его последний шанс вернуть былую славу, Сибилл лишь использует его имя: забытый кумир нужен ей в качестве «разогрева» для нового артиста – певца Томи Аспена (Майкл Блоджетт).

Дизайн клуба, стилизованный под салон авиалайнера, отсылает к реальной дискотеке «Club 747», которая была Рочестере, штат Нью-Йорк и имела аналогичный интерьер, благодаря которому часто становилась студией для различных музыкальных телешоу.

Из-за скромного успеха в прокате фильм практически не демонстрировался на американском телевидении и сейчас он довольно редкий гость в интернете. Наибольший интерес в нём представляет не сюжет, а великолепный саундтрек, чуть менее, чем полностью состоящий из забытых и малоизвестных диско-шлягеров!

«Грязная игра» (1978)

«Foul Play»

Детективная история с комедийным сюжетом. Очаровательная, но одинокая красотка Глория (Голди Хоун) подобрала на шоссе незнакомца, который, назначив ей свидание в кинотеатре, передал девушке секретную плёнку, причём незаметно для неё. За Глорией начинает охоту мафия, а полиция, да и окружающие не особенно ей верят, ведь последние слова незнакомца были: «остерегайся карлика». К счастью, в неё влюбляется молодой детектив Тони Карлсон (Чеви Чейз), который не даёт любимой попасть в беду!

В фильме можно услышать песни Барри Манилоу (включая его «грэмминосный» хит «Copacobana») и много другого диско. Особенно комичен эпизод, где немолодой плейбой-дирижёр выплясывает перед Глорией под новомодную тогда песню Bee Gees «Stayin’ Alive»!

«Подростковая лихорадка» (1979)

«Disco Fieber»

Disco Fieber

А тем временем в Европе…

Успех фильмов «Лихорадка субботнего вечера» и «Слава Богу, сегодня пятница!» вдохновил немецкого продюсера Ханса Яниша на создание аналогичного мюзикла с европейскими диско-звёздами вроде: Boney M, Gilla и La Bionda и др.

В картине снялись малоизвестные немецкие артисты: Ханна Себек (Ева), Тони Шнайдер (Томас) и Изабель Дюма (Брит). Из-за нескольких эротических сцен (вполне типичных для европейских комедий того времени, но недопустимых на советском экране) немецкая «Лихорадка» не шла в СССР и потому осталась в нашей стране неизвестной. Вспомнили о ней лишь спустя много лет, когда популярность ретро-музыки переживала второе рождение, и самоотверженные фанаты Boney M. выкапывали на свалках истории всё, что хоть минимально связано с творчеством любимой группы.

Чтобы не возникло путаницы с предыдущей работой, в англоязычных странах фильм демонстрировался под названием «Teenage Fever» («Подростковая лихорадка»).

«Крёстный отец диско» (1979)

«Disco Godfather»

Ещё одна картина жанра блэксплотэйшн. Бывший полицейский Кэрол Спид (его играет Руди Рэй Мур) уходит на пенсию и становится ди-джеем в клубе Blueberry Hill. Свою публику он заводит фразами: «Put your weight on it!» и «Put a little slide in yo' glide».

Однако преступления преследуют его и на пенсии. Родной племянник отставного стража порядка - Баки подсаживается на новый наркотик «ангельская пыль», и Кэрол клянётся, что «лично достанет тех ублюдков, которые делают это дерьмо»…

«Любовь с первого укуса» (1979)

«Love at First Bite»

Love at First Bite

Власти коммунистической Румынии выселяют графа Владимира (sic) Дракулу из его замка, чтобы создать в нём тренировочную базу для олимпийских спортсменов. Со своим близоруким слугой Ренфилдом (его играет комик Арт Джонсон) граф отправляется в Америку («без меня в Трансильвании будет так же весело, как в Бухаресте в понедельник вечером»), чтобы разыскать в ней свою давнюю возлюбленную Мину Харкер, которая, как ему кажется, нашла воплощение в модели Синди Сондхайм (её роль исполнила телезвезда Сьюзан Сент-Джеймс).

В поисках дамы своего сердца, Владимир разгуливает по Нью-Йорку, периодически покусывая его обитателей («что пил этот алкаш? Его кровь пахнет хуже, чем Волга во время отлива»), пока не оказывается на дискотеке, где, не ударив в грязь лицом, танцует с Синди хастл.

Но влюблённый в Синди психиатр («что говорил доктор Фрейд? Ты не поправишься, если не заплатишь за лечение») Джефри Розенфельд (актёр и режиссёр Ричард Бенджамин), который внезапно оказывается внуком давнего врага Дракулы - Фрица (sic!) Ван-Хельсинга, начинает за ним охоту…

Американский критик Леонард Молтин назвал эту картину «глупой, но привлекательной комедией», но, несмотря ни на что, фильм вошёл в число 100 самых успешных картин 70-х годов, а Джордж Гамильтон, исполнивший роль Дракулы, был номинирован на Золотой Глобус. Кассовые сборы превзошли все ожидания: 44 миллиона долларов при бюджете в 3!

«Ноктюрна» (1979)

«Nocturna: Granddaughter of Dracula»

Nocturna: Granddaughter of Dracula

И снова Трансильвания! Настали тяжёлые времена – не в силах справиться с налогами, престарелый граф Дракула (Джон Кэррадайн) перестраивает мрачноватый фамильный замок в гостиницу «Hotel Transylvania» - кстати, тоже мрачноватую. Очаровательная внучка графа - вампиресса Ноктюрна (певица и актриса с вьетнамскими корнями – Наи Боне) работает в ней менеджером. Чтобы развлечь скучающую публику, Ноктюрна приглашает в Трансильванию американскую фанк-группу Moment Of Truth, в солиста которой по имени Джимми (австралийский актёр Энтони Гамильтон) она без памяти влюбляется.

- Ноктюрна? Что это за имя?
- Ну, это старинное трансильванское имя. Оно означает…эммм… ночная.

Любовь творит с ней чудеса, и девушка, которая, как все вампиры, давно умерла, снова начинает видеть в зеркале своё отражение. Вместе с любимым она бежит в Нью-Йорк, где останавливается у бывшей возлюбленной своего деда – Джугулии Вейн (игра слов: «Jugulia Vein» означает «яремная вена» - излюбленное место укуса вампиров), которая живёт в подземелье под Бруклинским мостом. В Нью-Йорке Ноктюрна с головой окунается в мир диско и клубной жизни…

- Когда я слышу музыку, я словно перерождаюсь, мне становится так весело! В такие минуты моё отражение даже появляется в зеркале!

…но недовольный её связью со смертным, дед отправляется по следам Ноктюрны, чтобы вернуть непокорную внучку домой…

В фильме можно увидеть малоизвестную группу Moment Of Truth, комика Бразера Теодора (он сыграл слугу Дракулы – тоже Теодора) и услышать великолепные песни Глории Гейнор «Love Is Just A Heartbeat Away» и Вики Сью Робинсон «Nighttime Fantasy».

«Роллер-буги» (1979)

«Roller Boogie»

Roller Boogie

Повальное увлечение роликами и диско нашли отражение в доброй и наивной молодёжной комедии «Roller Boogie». В солнечном калифорнийском городке на роликах гоняет вся молодёжь! Главная героиня – Терри Баркли (Линда Блэр из «Изгоняющего дьявола») – дочь богатых родителей, но вместо скучных балов и игры на флейте она мечтает о залитом солнцем променаде, где тусуется местная молодёжь и все гоняют на разноцветных роликовых коньках…

- Папа, можешь выполнить мою просьбу?
- Ну, если только это не связано с роликами или диско-музыкой.

Главный герой - Бобби (профессиональный роллер Джим Брэй) – великолепный танцор, да и на катке ему нет равных! Он заражает Терри своей страстью к катанию («ты сумасшедшая или как? Сначала ты не хочешь кататься, теперь ты хочешь кататься!») и предлагает вместе участвовать в танцевальном конкурсе. Но её мама приходит в ужас от этой идеи и делает всё, чтобы, удержать дочь подальше от этого порочного места…

Roller Boogie

В фильме звучит много (очень много) диско, в том числе песня «Boogie Wonderland» группы Earth Wind & Fire, перекликающаяся с названием фильма и отлично подходящая для роликовой дискотеки, которую можно назвать «Roller Wonderland». Саундтрек был выпущен на студии (конечно же!) Casablanca Records. Практически все песни были написаны специально для фильма творческим дуэтом Боба Эсти и Мишеля Аллера.

В прокате фильм появился с опозданием - в самом конце 1979-го года, когда мода на диско уже умерла (да и на ролики тоже), в результате съёмки запланированного на 1980-й год сиквела «Acapulco Roller Boogie» были отменены.

«Скейт-таун» (1979)

«Skatetown, U.S.A»

Skatetown, U.S.A

Главные герои – друзья Ричи и Стэн полны решимости выиграть главный приз. Стэн (белокурый красавец Грег Бредфорд) - прекрасный роллер, но он не уверен в себе. Остроты состязанию добавляет участие в конкурсе местной банды, лидер которой - мрачноватый Эйс Джонсон (молодой Патрик Суэйзи) не остановится ни перед чем, чтобы получить главный приз. Но пронырливый Ричи (Скотт Байо из сериала «Чарльз в ответе») не даст пропасть другу!

К слову, Патрик Суэйзи действительно профессионально катался на роликах и потому исполнял все номера сам!
Съёмки проходили в Западном Голливуде на реальной дискотеке «Flipper's Roller Boogie Palace» на бульваре Санта-Моника. Там же состоялась и мировая премьера.

Картина не имела успеха, собрав всего 2,35 миллиона, но если вы хотите почувствовать настоящий колорит эпохи диско, вам непременно нужно её посмотреть!

«Слава» (1980)

«Fame»

Fame

Фильм Алана Паркера «Слава» относится к тому добротному голливудскому кинчу, который оставляет в душе глубокий след, и который хочется пересматривать снова! Главные герои – одарённые нью-йоркские подростки из небогатых семей, которые приходят учиться в школу исполнительского искусства. День за днём мы наблюдаем за их успехами и неудачами на пути к славе.

Коко (её играет Айрин Кара) великолепно поёт и мечтает о карьере певицы, Бруно (Ли Каррери) – типичный представитель зарождающегося в начале 80-х течения мульти-инструменталистов: он презирает классический оркестр, считая, что все необходимые звуки можно извлечь из синтезатора.

- Нет! Нет! Нет! Так не держат смычок! Ты не член свой держишь, а смычок! Его надо держать с уважением, как…
- …Как ваш член?

Чернокожий танцор Лерой (Джин Энтони Рэй) попадает в школу случайно – придя поддержать свою подругу, он получает приглашение вместо неё. Пуэрториканец Ральф Гарси (Берри Миллер, до этого исполнявший роль придурковатого Бобби Си в «Лихорадке субботнего вечера») всем врёт, что его отец работает на правительство. Он пришёл в школу только потому, что здесь учится его друг Фредди.

Фильм разбит на пять частей (Собеседование, Первый курс, На втором курсе, Подготовительный курс, Выпускной класс), каждая из которых соответствует очередному этапу обучения героев, давая нам возможность наблюдать, как практически из ничего их профессиональный уровень достигает больших высот…

- Где пот, Лиза?
- Я работаю над этим.

Этот фильм нельзя назвать диско-мюзиклом в полной мере – он был снят на рубеже двух эпох, и диско в его саундтреке занимает лишь часть. Но ради великолепной песни «Fame» в исполнении Айрин Кары, его стоит к таковым отнести! Продюсером фильма стал известный диско-лейбл RSO, который и выпустил его саундтрек.

Композитор Майкл Гоур получил премию Оскар за лучшую музыку к фильму. Отдельной премии Оскар (а также Золотого глобуса) была удостоена песня «Fame». В августе 1980-го она заняла 4-ю строчку в чарте Billboard Hot 100 и на одну неделю возглавила танцевальный чарт. В 1982-м году она возглавляла британский чарт синглов целых 3 недели!

«Ксанаду» (1980)

«Xanadu»

Xanadu

Талантливый и амбициозный художник Сонни Мэлоун (Майкл Бек) работает оформителем на лейбле AirFlo Records. Как-то раз, по дороге на работу, его обгоняет девушка на роликах (Оливия Ньютон-Джон), которая целует его и исчезает. Сонни решает разыскать красавицу во что бы то ни стало, и ему это удаётся. Незнакомка представляется Кирой, но ничего больше ему узнать не удаётся – Кира избегает говорить о себе. Она внезапно появляется и так же внезапно исчезает.

Волшебным образом, Кира знакомит Сонни с пожилым миллионером Денни Макгуайром, побуждая друзей открыть клуб («Мэлоун и Макгуайр – звучит как название водевилля!») в заброшенном здании на берегу моря.

- Тебе нравится Глен Миллер?
- А вам нравится рок-н-ролл?
- Я обожаю рок-н-ролл!
- А я обожаю Глена Миллера.

В день открытия клуба Кира признаётся Сонни, что она не девушка, а муза, и что ей пора возвращаться домой, на Олимп, но влюблённый романтик не хочет её отпускать …

Xanadu

В фильме поднимается важная тема о том, как важны любовь и вдохновение для успеха любого дела. Как и в прошлогодних фильмах «Роллер-буги» и «Скейт-таун» через него красной нитью проходит тема роликов, но 1980-й год даёт о себе знать – подавляющее большинство звучащей в фильме музыки вовсе не диско, а более нейтральные рок и поп-треки. Инструментальные композиции исполнялись знаменитым Electric Light Orchestra.

Отменный саундтрек получил британскую премию The Ivors, а Оливия Ньютон-Джон была номинирована на Грэмми за лучшее женское вокальное исполнение! А вот сам фильм не был так успешен – как и любой другой диско-мюзикл, снятый в 80-м году, его ждали лишь низкие кассовые сборы (бюджет удалось покрыть лишь на 2 миллиона) и целых 6 премий «Золотая малина».

«Яблоко» (1980)

«The Apple»

Apple

А этот фильм достоин названия «диско-опера», так много в нём песен, музыки, света и сияющих футуристических костюмов!

Действие происходит в далёком-далёком космосе 1994-м году. Мир находится под властью хищной корпорации BIM, принадлежащей демоническому мистеру Бугалоу (польско-британский актёр Владек Шейбал, известный нам по фильму «007: Из России с любовью»).

На всемирном музыкальном конкурсе «WorldVision» (явная аллюзия с Евровидением) лидирует песня «BIM» - целиком коммерческий продукт, созданный лучшими продюсерами с учётом последних рейтингов. Но внезапно его обходят в финале двое юных музыкантов – Альфи и Биби, выступивших со старомодной песенкой о любви, от которой дрогнули сердца даже у закованных в кожу панков...

Успех молодых дарований приводит в ярость мистера Бугалоу, и он стремится заполучить их обоих на свой лейбл. Но под власть его чар попадает только Биби (канадская актриса Кэтрин Мэри Стюарт, известная по фильмам «Шалопай» и «Ночь кометы»), которую он, используя ресурс масс-медиа, быстро раскручивает до уровня мировой звезды. Её снимает телевидение, её песни звучат на радио, но к оборотной стороне шоу-бизнеса – бесконечным вечеринкам, наркотикам и беспорядочному сексу Биби готова не была.

«Сначал ты продаёшь это, потом делаешь. Это и есть маркетинг»

Альфи (его играет солист шотландской рок-группы «The Bo Weavles» Джордж Гилмор) остаётся один и тоскует по своей возлюбленной, пытаясь её вернуть...

За легкомысленным фасадом из музыки и комических персонажей скрыты довольно серьёзные темы: манипуляции массовым сознанием, нечестной игры в шоу-бизнесе и всевластия мировых корпораций.

Выпущенный в последние дни диско, этот фильм весь пронизан его эстетикой - футуристическими автомобилями и зданиями, сияющими костюмами из металлика и космическим дизайном. Пожалуй, таким бы и был наш мир в 1994-м году, если бы диско не ушло из мейнстрима!

«Аэроплан!» (1980)

«Airplane!»

Airplane!

Эта эксцентричная чёрная комедия безусловно хорошо знакома российскому зрителю – она была крайне популярна в пунктах видеопроката начала 90-х, а позднее неоднократно демонстрировалась на ТВ. В общих чертах «Аэроплан!» повторяет сюжет драматичного фильма-катастрофы «Взлётно-посадочная полоса ноль-восемь» («Zero Hour!») 1957-го года, но при этом полон отсылок к другим фильмам (типовым голливудским детективам, комедиям и военным драмам), киноштампы из которых он постоянно высмеивает («Джим никогда не пьёт две чашки кофе дома…»).

Бывший пилот Тед Страйкер (Роберт Хейс), страдающий «вьетнамским синдромом», никак не может адаптироваться к мирной жизни. Его преследуют кошмары войны, на которой по его вине погибла эскадрилья. Устав от неопределённости, его девушка Илэйн (Джули Хэгерти, известная нам также по фильму «А как же Боб?») от него уходит. Стремясь вернуть её любой ценой, Тед садится на тот же рейс, где Илэйн работает стюардессой...

«Airplane!

- Нервничаете?
- Да.
- Это у вас в первый раз?
- Нет, я и раньше нервничал.

Но что-то пошло не так, и половина пассажиров, а заодно весь экипаж отравились рыбой, в результате самолёт фактически остаётся без управления. Сумев включить автопилот (весёлый надувной пилот, в титрах представвленный как Отто), Илэйн понимает – это лишь отсрочка скорого конца. Среди пассажиров случайно оказывается врач (Лесли Нильсен), который начинает помогать Илэйн.

- Передайте капитану, мы должны немедленно приземлиться. Это очень тяжёлый случай. Этой женщине срочно нужно в больницу.
- В больницу? Что же это такое?!
- Это большое здание с пациентами, но сейчас это не важно.

«Airplane!

Из оставшихся в сознании пассажиров только Тед (он ел мясо, а не рыбу и потому не пострадал) имеет представление об управлении самолётом, но он уже 6 лет не сидел за штурвалом и никогда не управлял таким большим лайнером. А после той неудачи на войне и вовсе боится летать. Но выхода нет…

- Я управлял самолётом с одним двигателем, а здесь их четыре. Это совсем другая авиация!
- Это совсем другая авиация...

Самая известная цитата из фильма, ставшая мемом в англоязычных странах: «Don't call me Shirley», из-за сложности перевода осталась неведомой для русского зрителя. В сюжете, где дотор Рамек спрашивает Теда, сможет ли он посадить самолёт, тот отвечает: «Вы конечно шутите» («Surely you can't be serious»), на что тот отвечает: «I am serious... and don't call me Shirley» («Я серьёзно...И не называйте меня Ширли»).

В сюжете есть сразу несколько отсылок к диско. Так, например, в воспоминаниях Теда мы переносимся в клуб, где он познакомился с Илэйн. Под мундиром у него оказывается чёрная рубашка с белой жилеткой – совсем как у Тони Манеро в «Лихорадке субботнего вечера». В комичной манере он пародирует танцевальный стиль Джона Траволты под песню Bee Gees – «Stayin’ Alive».

В заключении фильма, когда самолёт Теда пролетает над Чикаго, из одной высотки звучит голос ди-джея: «Это радио WZAZ из Чикаго, где диско живёт вечно», но самолёт сбивает антенну, музыка смолкает и надпись «WZAZ» гаснет. Что ж, в 1980-м диско не пинал только ленивый.

- Mayday! Mayday!
- Что, чёрт возьми, это значит?
- О, это русский Новый год, когда все солдаты устраивают парад и маршируют.

«Аэроплан!» окупил свой 3,5 миллионный бюджет всего лишь за один уик-энд! В общей же сложности он заработал 83 миллиона долларов, заняв 4-е место по кассовым сборам 1980-го года!

«Музыку не остановить» (1980)

«Can’t Stop The Music»

«Can’t Stop The Music»

Этот весёлый мюзикл представляет собой вымышленную автобиографию колоритной диско-группы Village People, известной своими запоминающимися костюмами и красочными шоу. Главный герой Джек Морелл (отсылка к реальному продюсеру Village People - Жаку Морали) оставляет работу в магазине пластинок, чтобы посвятить всё своё время созданию музыки. Его музыка нравится публике, но подруга Джека – бывшая супермодель Саманта (Валери Перрин, звезда «Плейбоя» и фильмов о Супермене) намекает Джеку (которого играет Стив Гуттенберг из «Полицейской академии»), что его голос недостаточно хорош и предлагает нанять профессиональных танцоров и вокалистов.

- Ты действительно хочешь петь?
- Я схожу с ума от этой мысли! Слава, успех, платиновые записи… каждый об этом мечтает.

В этом она берётся помочь ему сама и приглашает в группу своих друзей: официанта Фелипе (индеец), манекенщика Дэвида «Шрама» Ходо (крепкого парня в каске) и штатного танцора клуба – Рэнди Джонса (ковбой). Подруга Саманты – Алиша приводит Рэя в костюме полицейского.

- Скажите, а вы действительно полицейский?
- Не узнаёшь чёрного ирландца?

Продюсером группы становится экс-бойфренд Саманты – никогда не расстающийся с телефоном Стив Уэйтс (Пол Сэнд). По сюжету, он глава лейбла Maracesh, что, конечно же, явная отсылка к Casablanca Records, с которой тогда сотрудничала Village People. Словно подтверждая это, в одной из сцен Стив произносит: «55 тысяч долларов? Вы что думаете, я Нил Богарт?».

Мать адвоката Рона, ухаживающего за Самантой (его играет Брюс/Кейтлин Дженнер), случайно произносит «люди из Гринвич Виллидж», и Саманта ухватывается за эту фразу как за отличное название для группы. Остальные музыканты соглашаются: «Да, люди из Виллидж – это то, кто все мы!». В этом новом составе Village People выступает на большом фестивале в Сан-Франциско с песней «Музыку не остановить», название которой должно было стать ответом грандиозной анти-пиар кампании «Диско-отстой», развёрнутой рок-станциями годом раньше.

- Семидесятые закончились и умерли. Восьмидесятые годы должны стать чем-то восхитительным, новым и интересным. Как я.

Но если для киношных Village People всё ещё только начиналось, дни славы реальной группы были уже сочтены. В фильме несколько раз говорится о диско, как о «музыке нового десятилетия», но это только мечты... Летом 80-го года, когда картина вышла в прокат, диско уже не было, поэтому в принципе неплохой мюзикл, провалился, собрав лишь десятую часть своего 20-миллионного бюджета и прославившись лишь тем, что стал самым первым обладателем антинаграды «Золотая малина» в 1981 году.

И это всё?

Indian disco

Ну конечно же нет! Помимо нашего кино-парада, диско повлияло на множество других фильмов 70-х, пусть и не столь явно. В американской ленте 78-го года «FM», показывающей изнутри жизнь небольшой радиостанции QSKY, за кадром постоянно звучит музыка, представляющая собой неплохой срез эстрады 70-х.

В британской дилогии «Жеребец» (1978) – «Сука» (1979) есть удивительно много хорошей диско-музыки, причём как американское диско вроде «That's the Way (I Like It)» от KC & The Sunshine Band, так и евродиско, например, «Sorry I'm a Lady» испанской группы Baccara.

Также диско можно услышать в комедиях 79-го года «Рыба, которая спасла Питтсбург» и «В поисках мистер Гудбара». Да что там, даже в порно-фильмах той поры (которые в 70-х были ещё сюжетными и потому намного более зрелищными), звучало диско! Пример тому – некогда популярные в советских видеосалонах «Синдерелла 2000» (1979) и «Галаксина» (1980).

Огромное влияние диско-эра оказала и на Болливуд: экзотичное и страстное индийское диско в фильмах «Танцор диско» и «Танцуй, танцуй» в сопровождении превосходных танцевальных номеров! Впрочем, индийское кино, как и индийское диско, заслуживают отдельного подробного разбора!

Не остался равнодушным к диско и советский кинематограф. В картинах, снятых на рубеже 70-80-х: «31-е июня» (1978), «Карнавал» (1981), «Чародеи» (1982) и др. можно услышать песни, созданные под сильным влиянием западной диско-моды!

Можно поговорить и о кино 80-х, где звучали уже электронное пост-диско, хай-энерджи, синти-поп и прекрасные электронные шедевры Джорджа Мородера, но и это отдельная интересная тема, которую мы обсудим позже.

В конце 90-х, когда случился первый диско-ренессанс, вышло сразу несколько фильмов, действие в которых происходит в эпоху диско: «Ночи в стиле буги» (1997), «Студия 54» (1998), «Последние дни диско» (1998) и др.

На этом мы завершаем наш обзор, но мы будем продолжать знакомить наших читателей с фильмами диско-эры и, конечно же, публиковать их в нашем паблике!

фото Диско