Вверх

2014-05-29 10:45:22

Дмитрий Семенидо

Дмитрий Семенидо

Хонки-Тонк - американская мечта!

Хонки-Тонк

Причудливым словом «хонки-тонк» в Америке назывались дешёвые бары. Однако от обычных пивных «barrel-house» хонки-тонк отличала игравшая в них музыка. Исполнительская манера хонки-тонк оказала большое влияние на развитие стилей рэгтайма, блюза, кантри, буги-вуги, рок-н-ролла и других.

История названия

Музыканты Хонки Тонк

Происхождение названия «хонки-тонк» доподлинно неизвестно. Самым ранним его упоминанием считается заметка в газете «Fort Worth Daily Gazette» от 24 января 1889 года: «осуществляется сбор подписей под петицией в городской совет о возобновлении работы театра Хонки Тонк на Мэйн Стрит». Любопытно, что слово хонки-тонк здесь выступает в качестве названия и написано с большой буквы. Но что было раньше — театр с таким именем или же музыкальные заведения, давшие имя театру, за давностью лет установить уже невозможно.

Знаменитый Оксфордский словарь ссылается на заметку издания «Daily Ardmoreite» от 1894 года, в которой заведение названо «honk-a-tonk». Видимо, поначалу единого правила не было, и это слово везде писали как придётся: «honkatonk», «honkey-tonk», «honky tonky», просто «tonk» и даже «tunk»!

Наибольшее распространение тонки получили на юге и юго-западе Америки, то есть, в типично «ковбойских» штатах. Это наводит на мысль, что «хонки-тонк» - это какой-то ковбойский сленг или даже заимствование из языка индейцев. Некоторые хонки-тонки действительно располагались на индейских территориях.

Honky Tonk Piano

По другой версии, слово родилось как звукоподражание громкой музыке и шуму, который стоял в музыкальных барах.

Слово «Tonk» также могло быть маркой пианино - главного инструмента ковбойских баров. Известен, по крайней мере, один производитель фортепиано с похожим названием: «William Tonk & Bros», который ставил на своих изделиях марку «Ernest A. Tonk» (сравните с «хонк-а-тонк»!). Фирма была основана в 1881 году, но до 1889-го года эти пианино не выпускались, значит, в печати это слово появилось раньше.

В 1900-м году издание New York Sun опубликовало городскую утку о том, как группа ковбоев, ищущих развлечений, приняла звуки «honk-a-tonk-a-tonk-a», которые издавало стадо гусей, за контрабас, в результате чего, якобы, и родилось это название.

В отличие от джук-джойнтов, хонки-тонки были «белыми» заведениями. Более того, на негритянском сленге слова «honky», «honky-tonk», «honky-tonk asshole»- синонимы для обозначения белых людей (аналогично слову «nigger» для чернокожих).

Honky Tonk Girl

С началом XX века слово хонки-тонк всё чаще употребляется в негативном ключе. В песне Криса Смита и Чарльза МакКэррона «Down in Honky Tonk Town» 1916 года есть фраза: «это под землёй, где найдётся любое развлечение». Вероятно, здесь был намёк на то, что хонки-тонки часто становились центрами проституции. В Оклахоме и Техасе хонки-тонками назывались похабные варьете, часто совмещавшие под одной крышей театр, игорный дом и бордель.

А словосочетание «Honky Tonk Girl» стало практически синонимом девушки лёгкого поведения. Так называли женщин свободных нравов, которые приходили в бар, чтобы «снять» мужчину или самой быть «снятой». С таким названием было выпущено множество эротических и порно-фильмов с налётом вестерна, первый из которых вышел в прокат ещё в 1937-м году!

С выходом из моды музыкальных театров и варьете, в некоторых штатах хонки-тонками стали называться дешёвые сельские пивные. На юге хонки-тонки вытеснили джук джойнты, где играли блюз и джаз.

Музыкальный Хонки-тонк

Пианист Хонки Тонк

Те, кто хоть раз имели дело с синтезатором, наверняка замечали в нём инструмент «honky-tonk piano», входящий в типовой набор MIDI-палитры. Чем же необычен этот инструмент и в чём отличие пианино хонки-тонк от обычного?

Музыканты в хонки-тонках играли на гавайских гитарах, скрипках фиддл, колёсной лире «hurdy-gurdy» и многих других инструментах, но самым распространённым было, конечно же, пианино.

Считается, что особая техника игры «хонки-тонк» была поначалу вынужденной - в бедных заведениях пианино редко содержалось в надлежащем состоянии, часто было расстроено и не годилось для исполнения мало-мальски сложных партий, поэтому клавиши использовались не столько для создания мелодии, сколько ритма, который в стилистике хонки-тонк превалирует над мелодией. И синтезаторный инструмент «honky-tonk piano» имитирует как раз это самое расстроенное пианино.

Простой и ритмичный рэгтайм отлично подходил как для танцев, так и для озвучки первых немых фильмов, которые, за неимением звуковой дорожки, сопровождались игрой тапёра. Позднее эта техника игры оказала существенное влияние на стиль буги-вуги, рок-н-ролл и другие направления. Так, из расстроенных пианино хонки-тонков родилась концепция, получившая дальнейшее развитие в танцевальной музыке!

Влияние хонки-тонк на фортепианный стиль буги-вуги хорошо заметно в композициях Meade Lux Lewis - «Honky Tonk Train Blues» (1927) и Jelly Roll Morton - «Honky Tonk Music» (1938). Позднее на них было создано множество каверов.

Оказал хонки-тонк влияние и на рок-н-ролл - одно из ранних творений в этом жанре: Bill Doggett Combo - «Honky Tonk». Интересны и песни Fats Domino - «Blueberry Hill» и «Walkin' to New Orleans», которые стали хитами в поп-чартах.

В 1929-м году был снят мюзикл «Honky Tonk» с американской актрисой Софи Такер в главной роли. Героиня Такер - Софи Леонард работает танцовщицей в хонки-тонке, чтобы заработать дочери на образование в Европе, держа от неё в секрете свою профессию. Когда же образованная дочь возвращается в Америку, она узнаёт чем занимается мать на самом деле и отворачивается от неё, разбив ей сердце. На сегодняшний день плёнка считается утраченной, однако сохранилась песня «Some of These Days» в исполнении Софи Такер.

Ещё до войны музыка в стиле хонки-тонки стала считаться деревенской, её презрительно называли «hillbilly». Певцы в хонки-тонках пели грубо и гнусаво, а сами песни часто бывали депрессивными, наполненными жалости к себе. В них поднимались вечные темы несчастной любви и измены, одиночества, алкоголизма, проблем рабочего класса.

Honky Tonk

В 1941-м году в прокат вышел фильм «Honky Tonk» с Кларком Гэйблом (знаменитый Ретт Баттлер из «Унесённых ветром») и Ланой Тёрнер («Четверо это банда», «Почтальон всегда звонит дважды») в главных ролях. В российском прокате он был известен как «Забегаловка», «Притон» и «Салун». По сюжету Гэйбл играет шулера Кэнди Джонсона, который приезжает в провинциальный городишко, где влюбляется в молодую красотку Элизабет Коттон. Выиграв деньги в казино, Кэнди решает открыть бар.

В 50-е годы случился новый расцвет жанра - популярность музыкантов Webb Pierce, Hank Locklin, Lefty Frizzell, Faron Young, George Jones, Hank Williams вызвала к нему очередную волну интереса. В 1952-м году кантри певица Китти Уэллс выпустила песню «It Wasn't God Who Made Honky Tonk Angels», вошедшую в её дебютный альбом «Kitty Wells' Country Hit Parade».

В конце 50-х — начале 60-х хонки-тонк практически слился с музыкальными течениями кантри, вестерн и фолк-рок. В него добавилось звучание электрогитары и других популярных рок-инструментов. Появление стиля рокабилли ещё больше размыло границы между хонки-тонк, кантри и ритм-энд-блюзом.

Loretta Lynn - «I'm a Honky Tonk Girl»

В 1960-м году молодая певица Лоретта Линн выпустила дебютный сингл «I'm a Honky Tonk Girl», занявший 14-ю строчку в чарте «US Country». Успех сингла позволил Лоретте заключить выгодный контракт с лейблом Decca. К теме хонки-тонков певица будет ещё не раз возвращаться в своём творчестве. В 1983-м году у неё выйдет альбом под названием «Lyin', Cheatin', Woman Chasin', Honky Tonkin', Whiskey Drinkin' You», а десять лет спустя, совместно с двумя другими легендами кантри Долли Партон и Тэмми Уайнет, она запишет альбом «Honky Tonk Angels». В 1994-м году будет выпущен студийный альбом Лоретты Линн «Honky Tonk Girl: The Loretta Lynn Collection».

В 1969-м году группа The Rolling Stones записала песню «Honky Tonk Woman», подражавшую звучанию хонки-тонк 40-х. В песне в который раз поднимается тема дурной репутации музыкальных баров.

В 70-е эту музыку представляли Gary Stewart, Waylon Jennings, Willie Nelson, David Allan Coe, и Billy Joe Shaver.

Джон Траволта в фильме «Городской Ковбой»

В начале 80-х случился очередной всплеск популярности кантри благодаря фильму режиссёра Джеймса Бриджеса «Городской ковбой» с Джоном Траволтой в главной роли. Рекламный слоган картины был: «Дни в каске и ночи в стиле хонки-тонк». Фильм получил прозвище «Лихорадка Субботнего Вечера в стиле кантри». Действительно, актёр, который ещё совсем недавно принёс бешеную популярность стилю диско, теперь танцевал ковбойские танцы. Впрочем, кассовые сборы «Городского ковбоя» были в два раза ниже.

Саундтрек к фильму был выпущен отдельной двойной пластинкой и содержал 18 треков отменного кантри и фолк-рока! Он занял ожидаемое первое место в хит-параде U.S. Billboard Top Country Albums, а также 3-е место в U.S. Billboard 200.

Клинт Иствуд в фильме «Honky Tonk Man»

Два года спустя вышел ещё один фильм - «Honky Tonk Man» (в российском прокате «Поющий по кабакам») с Клинтом Иствудом и его сыном Кайлом в главных ролях, который тоже изобиловал хорошими песнями, их Клинт исполнял сам.

Также из поколения 80-х стоит отметить: Dwight Yoakam с его кавером на песню Джони Хортона «Honky Tonk Man» и, конечно, George Strait.

В 90-е звучание хонки-тонк сильно испытало на себе влияние попсового мэйнстрима, что хорошо заметно в музыке Garth Brooks, Alan Jackson и Clint Black.

Подытоживая всё вышесказанное, хочется ещё раз отметить две вещи. Во-первых, задолго до появления дискотек, хонки-тонк бары выполняли функцию музыкальных клубов своего времени. Во-вторых, ритмичное звучание хонки-тонк стало основой для многих более поздних стилей, неким фундаментом, на котором росла и развивалась танцевальная музыка XX века. А значит, важность этого звена в эволюции современной музыки трудно переоценить!

Интерьер современных хонки-тонков

Интересное

  • Американский профессиональный рестлер Рой Уэйн Фа́ррис выступал под псевдонимом «Хонки-тонк Мэн»
  • Некоторые американские пенсионеры до сих пор называют «хонки-тонками» все бары
Реклама на Диско Энциклопедии