Вверх
Главная 🞂 Артисты 🞂 Ласковый май


Ласковый май

14 октября 2018 г. 05:25:49

Дмитрий Семенидо

Ласковый май - биография

Ласковый май:

Советская «Фабрика грёз»

Месяц июль

Пластинка Ласковый май - Маскарад

С приходом в группу штатной поэтессы Аллы Гольцевой, Ласковый май пережил второе рождение. Окрепшая и расправившая крылья, самая популярная группа Советского Союза вновь была готова покорять вершины всевозможных олимпов! В июле 89-го состоялись совместные гастроли сразу двух Ласковых маев в Минске. Андрей Разин и Михаил Томилин больше не враждовали, а Владимир Шурочкин пел на одной сцене с Юрой Шатуновым...

«Маскарад»

В конце лета на лейбле «Мелодия» вышла первая долгоиграющая пластинка Ласкового мая «Маскарад». Название группы и имена солистов по моде того времени дизайнер Леонид Володин продублировал на английском языке. На обратной стороне конверта были фотографии Юры Шатунова, Андрея Разина, Владимира Шурочкина, Антона и Вилли Токаревых и внезапно Джуны Давиташвили. Автором снимков был Сергей Берменьев - один из самых модных и востребованных фотографов того времени, сопровождавший выступления звёзд советской и зарубежной эстрады в СССР. Он же почему-то был и автором рецензии (хотя обычно рецензии писали искусствоведы и музыкальные критики), львинную долю которой, впрочем, занимала копипаста статьи из газеты «Комсомолец Донбасса». В зависимости от партии, пластинка стоила 2-50 или 3 рубля.

Пластинка Ласковый май - Маскарад

Три из восьми песен были за авторством Аллы Гольцевой. Песни в исполнении Юры Шатунова были только на обратной стороне. Концепция альбома словно символизировала: будущее Мая не за старыми кузнецовскими шлягерами, а за новыми, не за Юрием Шатуновым, а за новыми перспективными солистами! Песен Кости Пахомова, равно как и его фотографии, на пластинке не было вообще, словно ещё до своего ухода он был заочно вычеркнут из истории группы.

Спущенный одновременно с конвейров Ленинградского, Апрелевского, Рижского и Ташкентского заводов, к декабрю альбом разошёлся тиражом 2 миллиона экземпляров, заняв III место в СССР по продаваемости. Будь Ласковый май американской или европейской поп-группой, эта пластинка получила бы платиновый статус. Но в СССР подобной системы сертификации ещё не было, и ЛМ получил лишь «пропуск» в мир легальной звукозаписывающей индустрии. Впрочем, ни одной пластинке «Мая» увидеть свет до распада СССР было уже не суждено. Вместо выпуска новых альбомов, в своей обычной манере, «Мелодия» будет просто перевыпускать пластинку «Маскарад» в 90-м и 91-м годах.

В следующем 1990-м году альбом «Маскарад» будет выпущен на компакт-кассете с добавлением треков «Гадкий утёнок» и «Седая ночь». Кассета будет стоить дороже пластинки: 5 руб. 40 коп.

Владимир Шурочкин

Владимир Шурочкин

О роли Владимира Шурочкина в группе Ласковый май преданные фанаты спорят до сих пор. На фоне многочисленных солистов, игравших на фанерных синтезаторах и певших тоже под «фанеру», он резко выделялся как хорошо поставленным вокалом, так и профессионализмом. По сути, это был готовый сольный исполнитель, выступающий в группе лишь по иронии судьбы.

Но при этом его как бы не было. Владимир Шурочкин не входил ни в один из гастрольных составов ЛМ, его невозможно было увидеть на концертах группы. В том же 89-м у него вышел первый сольный альбом «Майский вечер» с песнями Аллы Гольцевой. Возникает вопрос: а был ли Шурочкин вообще солистом ЛМ?

На первый взгляд – да. Шесть песен в его исполнении вошли в июньский альбом и одна из них («Ласковый май») - на виниловый диск «Маскарад», обложку которого, в числе прочих, украшало фото и Шурочкина. Он участвовал в июльском и сентябрьском гастрольных турах двух «Ласковых маев». Кроме того, он был участником I сезона шоу-ревю «Белые розы белой зимой», где пел всё тот же «Ласковый май» и завершающую песню «От улыбок и слёз» на одной сцене с Разиным, Шатуновым, Гуровым и Крестовским.

Собственно, сам Разин во вступлении к июньскому альбому назвал его «нашим композитором и солистом». Всё это дало повод журналистам сочинить историю о новом одарённом артисте, приход которого вызвал новую волну успеха ЛМ, но который не был удобен Разину и потому не получил нужной раскрутки. Вот лишь один пример:

«Свежей творческой струей было появление в рамках проекта "Ласковый май" Владимира Шурочкина, молодого перспективного артиста со своей яркой индивидуальной музыкальной концепцией, потенциально хитовым, качественно сработанным материалом… Одной из основных задач Владимир Шурочкин видел продвижение проекта на более высокую ступень развития, а так же формирование новой имиджевой концепции группы в целом, на фоне всевозрастающей антимайской кампании… Резонанс этого альбома был столь велик, что музыкальная тусовка начала поговаривать о втором дыхании "Ласкового мая", о скором возрождении коллектива. На волне успеха этого альбома в 1989 году начинается активная гастрольная деятельность, как самого исполнителя, так и остальных участников проекта "Ласковый Май". Но по причине независимости В. Шурочкина и невозможности контроля над ним со стороны Разина, не осуществляется рекламная поддержка и продвижение альбома и самого исполнителя».

(Из официального пресс-релиза)

Но на самом деле, Владимир Шурочкин никогда не был солистом ЛМ. Его песни на «Июньском альбоме» были только потому, что он был их композитором. На шоу-ревю он выступал по приглашению и настоянию Аллы Гольцевой, с которой он постоянно сотрудничал.

Отношение Разина к Шурочкину колебалось от сдержанного до резко негативного. Солиста «чужого» Мая, посмевшего выпустить альбом с «его» песнями, он терпел с трудом и антипатии своей не скрывал. Но когда в очередной раз в приступе гнева Разин пытался выгнать Шурочкина, на защиту Володи неизменно вставала Алла Гольцева, укоряя Андрея, что нельзя так поступать с музыкантом, чьи песни ты исполняешь.

В итоге Разин дал добро на исполнение лишь одной песни, и то не всей. Когда Шурочкин выходил на сцену и запевал: «я тебя прошу не повторяй, ты же как заморский попугай, повторяешь словно невзначай Ласковый май», его тут же выносили за кулисы, что, надо сказать, прекрасно оживляло шоу!

В начале 1990-го года Владимир Шурочкин окончательно порвал все отношения с Ласковым маем и во II сезоне шоу-ревю (с 90 на 91-й год) участия не принимал.

13 лет спустя, Шурочкин вернётся к идее «двойника», организовав проект «Ласковый май – 2002», солисткой которого должна была стать его 12-летняя дочь Аня.

Владимир Шурочкин

«Сама пластинка «Ласковый май. New-2002» является трибьютом, данью уважения даже не самой группе, которой, в моем понимании, вообще не существовало, а ее поклонникам...» [1].

(Владимир Шурочкин)

Но времена изменились. Невозбранно заимствовать чужие песни, как это делал его шеф Томилин, было уже нельзя. Презентация новой группы и альбома «NEW-2002» вызвала новый конфликт с Андреем Разиным. 7 августа экс-племянник экс-президента ворвался на пресс-конференцию во главе отряда судебных приставов города Хосты и пообещал концертоустроителям грандиозный скандал, в случае, если выступление состоится. В результате, вечернее шоу в казино «Метелица» было сорвано, а на сцене вместе Нюши Ани Шурочкиной потрясённые зрители увидели Андрея Разина в костюме и при галстуке, который сам спел несколько песен «Ласкового мая»… [1].

Группа Мама

Основная статья «Группа Мама»
Сергей Кузнецов

«Увы, стоит "Маме" выпустить новый альбом - часть песен перекочевывает в репертуар "ЛМ". И люди недоумевают, почему одни и те же песни поют и Прико, и Шатунов. Не объяснишь же каждому, что авторским правом наши песни не защищены. Совок-с! Желающие могут испытать негодность авторского права на себе: возьмите и исполните с эстрады песни... ну, хотя бы Розенбаума - и ничего вам не будет, номер пройдет безнаказанно. Точно так же, как и у "Ласкового мая"» [3].

(Сергей Кузнецов)

Журнал «Сельская молодежь» «Сергей Кузнецов неоднократно информировал все мыслимые инстанции о запрещении исполнения его композиций, в том числе и якобы двух-трех «наиболее популярных». В правовом государстве, о необходимости которого мы сейчас говорим, подобные нарушения элементарных прав сурово караются. В нашем же музыкальном мире не изжиты еще круговая порука, халатная вседозволенность и полное безразличие. Настало время призвать шарлатанов и дельцов от музыки к барьеру и спросить сполна» [4].

(Журнал «Сельская молодежь»)

Кто может быть ближе, чем мама? Вряд ли тот, кто с детства принимает это, как должное, способен понять тех, кто навсегда лишён этого счастья уже с рождения!

Сейчас в это трудно поверить, но такие шлягеры, как «Глупые снежинки», «Месяц июль» и «Розовый вечер» были написаны Сергеем уже после ухода из Ласкового мая для его нового солиста Саши Прико.

Датой основания этой группы считается 25 марта 1989-го года, а уже 7 мая «Мама» дала свой первый концерт в Ленинграде.

Её песни вызывают двойственные чувства. С одной стороны, они звучат очень искренне – почти как оренбургские альбомы ЛМ. С другой (вряд ли кто-то избежал этого разочарования) вокальные данные Саши Прико значительно уступают шатуновским. Можно предположить, что Сергей до последнего верил, что Юра Шатунов уйдёт из «Мая» вместе с ним и делать Прико солистом поначалу не планировал. В этом случае, группу «Маму» ждала бы совершенная иная судьба, а осиротевший проект Андрея Разина вскоре развалился бы, как карточный домик. Но этого не случилось, мальчик-звезда выбрал Разина, и Сергею пришлось назначить солистом вчерашнего клавишника, который до этого никогда не пел.

«Спасти» положение мог бы и Костя Пахомов – ещё один сильнейший вокалист, чей голос, в сочетании в музыкой Кузнецова, загремел бы на всю страну, как майский гром. Но ни певец, ни композитор абсолютно не жаждали нового альянса. Костя не подходил Сергею по характеру (мечта о солисте-бунтаре родилась у него ещё в армии), и своё отношение к нему Кузнецов не скрывал. Не то, что в новую группу, Сергей не собирался забирать Костю даже в Москву.

Группа Мама

Сам же Костя после года жизни в Столице, уже имел амбиции сольного поп-исполнителя и абсолютно не горел желанием возглавлять очередной «сиротский» коллектив. Да он и не был сиротой. Он был очень взрослым в свои 17 лет и мечтал о всесоюзной славе. Как и Шатунов, он предпочёл остаться с Разиным и после ухода Кузнецова пробыл в Ласковом мае ещё целых полгода.

Позднее к «Маме» присоединятся Сергей Седов (тоже из акбулакского детского дома), выпускник Гнесинки Саша Ларионов, перешедший в «Маму» из группы «Магнит», Саша Семернин - из московского интерната №19, Михаил Карманов, Саша Музыченко, звукооператор Олег Андреев. Команда подобралась вполне серьёзная. Пожалуй, единственное, чего ей недоставало - это харизматичного вокалиста.

«1989 год…Концертный зал одной из Прибалтийских столиц республик бывшего Cоюза. Зал забит до отказа, народ бурлит, у всех мощнейшее чувство праздника. Очень разная публика от 3-х до 60-ти лет. У кого-то уже истерика, кто-то пустился в пляс. Взоры всех обращены на сцену. Нет, это не очередной съезд религиозной секты…Там на сцене в белом дыму с разноцветными переливами от прожекторов группа подростков и их автор - композитор и поэт - Сергей Кузнецов со своим вторым после «Ласкового Мая» проектом – группой «Мама».

Словно специально с совершенно запутанным в морской узел проводом микрофона солист Саша Прико неистово тянется к поклонникам на край сцены, но злосчастный провод не пускает, и истерия в зале доходит до апогея. Крики, счастливый визг и рев поклонниц едва не заглушают на пределе работающие динамики. Но в зале много и поклонников, которые немного сражены реакцией прекрасной половины человечества, но тоже вовсю сопереживают концерту…Родители, явно удивленные такой реакцией своих чад, начинают пританцовывать…» [5].

Помимо отсутствия профессионального солиста, на плечи Сергея теперь ложились и бытовые, организационные сложности. Если в Мае он мог всецело посвятить себя творчеству, получая при этом приличную зарплату худрука и гонорары с концертов, как клавишник, теперь он должен был решать абсолютно все вопросы, связанные с раскруткой группы, организацией выступлений, концертным графиком, а также с питанием и проживанием артистов. А продюсерские способности Сергея сильно уступали творческим. При этом все лучшие песни Прико тут же перепевал Шатунов, и публика вполне закономерно делала выбор в пользу лучшего вокала, «голосуя рублём» за Ласковый май.

Но и ставить крест на этом проекте, как пишут некоторые авторы: «обречённом с самого начала», нельзя. Группа «Мама» просуществовала три года, выпустив пять альбомов. За это время, как вокал Саши Прико, так и репертуар претерпели качественные изменения. Ярким примером служит песня «Твоя последняя зима», к сожалению, не получившая должной раскрутки. Довольно неплохой видеоклип «Ради тебя» давал надежду на то, что рано или поздно группа избавится от налёта провинциальности и вместе со своим солистом приобретёт некий попсовый лоск. В конце концов, Александр Прико был не единственным солистом Мамы (несколько песен исполнял Рафаэль Исангулов), и в любой момент его мог сменить кто-то более яркий и харизматичный.

Сергей не создавал клонов, и Мама выступала вживую, честно отрабатывая свои гонорары. До самого распада СССР спрос на диско перестройки был огромен, и группа без работы не сидела. Часть гонораров традиционно перечислялась акбулакскому детскому дому.

Первым ударом стала Павловская реформа, вмиг обесценившая сбережения тысяч советских граждан. Особенно сильно она ударила по звёздам эстрады, хранившим свои сбережения (позднее их назовут «вынужденные накопления») в кубышках, ведь до начала легального обмена валюты был ещё год.

Сергей Кузнецов

«Я не накапливал деньги, потому что потом что с ними стало – сами понимаете. Через несколько лет что произошло? Так лучше их потратить сейчас» [6].

(Сергей Кузнецов)

Саша Прико «В принципе, получали мы очень хорошо… Разумеется, не все деньги растрачивались. Я пытался что-то откладывать на книжку. Но когда была Павловская реформа, все мои сбережения пропали» [7].

(Александр Прико)

Вторым ударом стала смерть Игоря Игошина 29 февраля 1992-го года, до сих пор окутанная ореолом мистики. Тогда же в начале 92-го группу покинул Слава Пономарёв – по слухам из-за проблем с алкоголем. На самом деле - из-за рождения второго ребёнка [12]. На клавишах его сменил Сергей Седов.

По иронии судьбы, своего наивысшего успеха группа «Мама» достигла перед самым распадом. В августе 92-го на концерте в Сухуми её представлял новый солист Андрей Шестаков. Его сильный вокал, казалось, открывал новые горизонты…

Сергей Кузнецов

«Последний концерт мы давали 92-й год, в зоне боевых действий, в то время ещё в Армении, на войне… Последний концерт был, когда переехали из Армении уже в Грузию, в Сухуми, мы уехали и потом началась война там тоже. То есть, с войны на войну скакали» [6].

(Сергей Кузнецов)

Но, судя по всему, к тому времени Сергей уже совершенно охладел к своему детищу. Вернувшись в Оренбург, он распустил «Маму», основав группу «Чернила для 5-го класса» с Игорем Веряскиным, воплощавшую уже совсем другую идею…

Визит Ла Тойи Джексон

В августе 1989-го состоялся приезд в СССР 33-летней американской певицы Ла Тойи Джексон - старшей сестры Майкла Джексона. Хотя на тот момент популярность её брата в Союзе была просто бешеной (его воспринимали не просто как поп-кумира, а как какого-то небожителя!), его сестру публика встретила крайне настороженно. Её песни не были известны, да и вообще соул-музыка никогда не была у нас особенно популярна.

По воспоминаниям Андрея Разина, билеты раскупались крайне неохотно, тем более, что они стоили целых 9 рублей (билет на Аллу Пугачёву стоил только 5), ведь гонорар соул-диве выплачивался в валюте. Опасаясь страшных убытков, концертоустроители обратились лично к нему (в разных версиях этой истории его просили об этом то Иосиф Кобзон, то сам Майкл Джексон), с предложением поработать на «разогреве» у Ла Тойи. До концерта оставалось всего два дня, но после того как о выступлении «Мая» было объявлено в утренней передаче «120 минут», билеты разошлись в один миг.

Андрей Разин

«Гастролируем в Кривом Роге, вдруг звонок из Москвы от Иосифа Кобзона. Оказалось, что Латойя должна была выступать в спорткомплексе «Олимпийский». Но вместо 10 000 билетов было продано только 2000. Пришлось помочь коллеге. Когда стало известно, что первым отделением выступит «Ласковый май», билеты разошлись за два часа» [8].

«Мы выступали первым отделением, и Ла Тойя Джексон все стояла, ждала и слушала наши песни. И все время у переводчика (я все время смотрел) что-то спрашивала… И потом вышла Ла Тойя Джексон и потихонечку, потихонечку мои фанаты начали уходить и осталось из 30 тысяч 6 тысяч... А моя главная задача-то подойти и спросить, что же она говорила, когда мы пели… Я говорю: «А что она у тебя все время спрашивала?» - «Она все время спрашивала: «А это что, музыка?». И когда концерт закончился, и наша публика ушла, она осталась практически в пустом зале, она говорит: "Да, все-таки для русских это музыка”» [9].

(Андрей Разин)

La Toya Jackson «Я выступала во многих странах, но прием, оказанный мне более чем 50 тысячами зрителей на олимпийском стадионе, превзошел все ожидания. Хотя американская музыка в Восточной Европе не очень-то широко известна, публика знала мои некоторые песни, пела их вместе со мной, так что организаторы концерта объявили меня звездой. Это было настоящим событием в моей жизни. Я никогда его не забуду, и не только из-за великолепного шоу (которое организовала советская благотворительная организация для детей), но и из-за доброжелательности русских зрителей. Хотя люди живут там в нелегких условиях, они были очень душевными, гостеприимными, и я очень ценю их чувства. Когда я разговаривала с прохожими на улице и дарила им какую-нибудь мелочь, которая была у меня под рукой, например, тюбик губной помады, они реагировали так, будто я разделила между ними горы золотые» [10].

(Ла Тойя Джексон)

В годы Перестройки наступил период небывалого прежде потепления отношений России и Америки, и выступать в Москве для западных звёзд стало очень модным. Впрочем, в 89-м году это стало уже почти мейнстримом, и визит Ла Тойи в СССР остался полностью незамеченным мировыми СМИ. Гораздо больше внимания привлекли съёмки мисс Джексон для журнала Playboy, ставшие главным событием её биографии в 89-м году. Однако в любом уважающем себя фотоархиве певицы есть снимки на Красной площади с букетом чёрных роз.

Её звёздный брат посетит Россию только через четыре года, когда на дворе будет уже совсем другая эпоха…

Источники

  • 1. Наталья Суханова - «Ласковый май-2002 - Это Андрей Разин в галстуке», InterMedia, 2002
  • 2. Сергей Минаев - «Расследование Ласковый май», телепередача, 1990 г.
  • 3. Сергей Кузнецов – «Ты просто был», книга, 1991-й год.
  • 4. Александр Каспаров - «О Ласковых маях», «Сельская молодежь», №5. 1989 год.
  • 5. Виктор Йоасааре - «Это Ласковое бессмертие», Эстония, 2000)
  • 6. Фильм Василия Пичула «Мой ласковый и нежный май», 2004-й год.
  • 7. «Лагутенко увёл жену у сироты», «Экспресс-газета», 13 сентября 2001 г.
  • 8. «Андрей Разин: Я был популярнее Михаила Горбачева», «Экспресс-газета», 8 февраля 2002 г.
  • 9. Андрей Разин гость Игоря Ружейникова и Влада Анциферова, 10.09.2011, Маяк
  • 10. Ла Тойя Джексон – книга «Жизнь в семье Джексонов», 1993 г.
  • 11. Официальный сайт Аллы Гольцевой
  • 12. Журнал «Пульс», № 3, 1990-й год.

  • Больше статей...

    Вам это может быть интересно!

    Последнее интервью Аллы Гольцевой

    11/10/2020

    Интервью советской и российской поэтессы Аллы Гольцевой, взятое нашим сайтом незадолго до смерти Анны Николаевны, в котором она рассказала о своём знакомстве со студией «Ласковый май», и о том, как она стала её штатной поэтессой.

    Биография группы «Форвард»

    09/01/2024 02:47

    Биография группы Форвард - первой советской группы в стиле хэви-метал!

    Ушла из жизни Шинейд О’Коннор

    26/07/2023

    Ирландская певица Шинейд О’Коннор умерла в возрасте 56 лет. Причина смерти не известна.

    Группа Новые Амазонки

    25/06/2017 02:06

    Биография диско-шоу группы Новые Амазонки

    Все шире круг!

    21/09/1991

    Интервью Евгения Белоусова бакинской газете "Вышка" от сентября 1991-го года.

    Майские метаморфозы

    10/01/1989

    Журналистское расследование корреспондента «Комсомольской правды» Юрия Филинова, который попытался разоблачить Андрея Разина. Также это самая первая критическая статья о группе «Ласковый май».

    Больше статей...
    фото Ласковый май
    Основная информация
    Полное имяЮрий Шатунов, Сергей Кузнецов, Андрей Разин, Конст
    Место основанияОренбург, 1986 год
    Годы активности1986 - 1992, 2009 - по наст.вр
    Жанры
    Диско Перестройки

    Русский Поп

    Творческая деятельность
    Группа

    Страна
    Россия


    СССР


    УчастникиАлександр Прико

    Андрей Гуров

    Андрей Кучеров

    Андрей Разин

    Антон Токарев

    Арвид Юргайтис

    Вика Цыганова

    Виктор Куликов

    Влада Московская

    Владимир Шурочкин

    Вячеслав Пономарёв

    Игорь Анисимов

    Игорь Игошин

    Константин Пахомов

    Михаил Сухомлинов

    Наталья Грозовская

    Олег Крестовский

    Рафаэль Исангулов

    Сергей Кузнецов

    Сергей Ленюк

    Сергей Серков

    Юра Орлов

    Юрий Гуров

    Юрий Куликов

    Юрий Шатунов

    Сайт -