Вверх
Главная 🞂 Стили музыки 🞂 Советский рок


Советский рок

🞀 Другие статьи

23 декабря 1987 г.

Е. Манучарова

Академик Н. Бехтерева: Мотивы рока

Точка зрения

Наталья Бехтерева

— Рок — вот тема, которую я хочу вам предложить для начала разговора, Наталья Петровна. Не рок — судьба, а рок — музыка, рок — танец. Ничто не сравнится в популярности с этим развлечением юных. В Москве недавно прошла «Рок-панорама». По приглашению Главного управления культуры, МГСПС, горкома комсомола в Лужниках собралось около полусотни групп и ансамблей. Они приехали из Рязани, Ленинграда, Свердловска, Таллинна. Выступали, естественно, и москвичи. Настоящий рок-марафон. И это не была только музыка для дискотек. Точнее было сказать — шла демонстрация массового искусства, которое заполняет жизнь огромной части молодёжи. Мы услышали рок политический, сатирический, социальный и бессодержательный, механический - «музыку для ног». Рокеры называли это «хит-парадом». А как вы, Наталья Петровна, относитесь к року?

- Серьёзно отношусь. Когда-нибудь юные влюбятся вновь во что-нибудь вроде строго танго… Но не скоро. Для этого многое должно измениться. А сейчас я не стала бы запрещать рок. С запретами вообще надо быть осторожнее. Но в развлечениях необходимо организовывать какие-то альтернативы року.

Рок — не каприз. Думаю, вопреки мнению многих, что нужен он молодёжи не для внешнего мира, не для эпатажа взрослых — только для себя. У растущего организма есть потребность в трате энергии и подкачке ей, в двигательной активности, в раскованности, в эмоциональной отдаче. Мозг подростков — прежде всего эмоционально-двигательный инструмент. Он ещё формируется для абстрактного логического мышления, и рок отвечает запросам такого мозга — сегодня, в этом сложном мире.

- Мне кажется, надо объяснить читателю, почему вообще мозг подчиняется музыкальной команде. Будь это марш, молитва, колыбельная песня или же рок. Как действует магия звуков?

- Мозг — это такая система, для которой небезразличны волновые сигналы: звук, свет, магнитное поле. Американский физиолог Росс Эди показал: сигналы влияют на состояние клеток, их частей, и в результате мозг переключается на другой режим. Эди подвергал воздействию направленных полей шимпанзе, который был научен бросать кольца с интервалом в полчаса. Тот никогда не ошибался — пока не было воздействия магнитным полем. А в этих условиях все паузы между бросками были также равны друг другу, но резко укорочены. Несколько минут для мозга шимпанзе в этом эксперименте стали равны получасу.

Волны в звуковом диапазоне действуют весьма сильно. Скажем, музыка Моцарта может нормализовать энцефалограмму. Рок действует иначе. Он сперва «раскрепощает» эмоции, а потом как бы выжимает их из человека. Резкие сильные движения, резкая громкая музыка — они в конце концов гасят все эмоции. Дискотеки применяют цветомузыку. А свет для человека ещё более сильный фактор, чем звук. Негаснущий сутками яркий свет — жестокая пытка. Давно известно, как по-разному настраивают человека разные цвета. В серых или синих комнатах появляется ощущение холода, люди в них быстрее начинают скучать. Красный цвет - «жаркий»…

- Отвлеку вас от главной темы разговора, но про комнаты — интересно. Значит, вы вполне целенаправленно выбирали для палат новой клиники института тот светлый тон, в которой стены кажутся не окрашенными, а просто освещёнными солнцем?

- Выбирала его и как физиолог мозга и как бывший маляр. В молодости бралась за много профессий, чтобы заработать на жизнь, была немножко и маляром. Я знаю: такие светло-лимонные стены получаются только при строго выдержанном сочетании красок. Но результат — эффект «солнечного зайчика» - стоит усилий. Неуловимо, неосознанно мозг настраивается на неплохой режим. Такой цвет помогает, словно тихая весёлая мелодия.

- Обычно мозг выбирает удобный для себя режим. Почему с музыкой такого не происходит? Оптимум дал бы Моцарт. А звучит рок. Здоровье дала бы гармония. Нет, люди исхлёстывают себя визгом, дубасят там-тамовым буханьем. А в дискотеках получают эмоции по принципу хлыстовских радений. Ваше мнение о роке интересно не только потому, что вы исследователь мозга, но и потому, что вы певица с хорошим музыкальным образованием. Вы слушаете рок?

- Мне не нужна подкачка энергии. У меня своей хватает. А слушают рок целыми днями, и на работе, и дома, люди, которые ищут разных возможностей повысить свой жизненный тонус. Знаете, кофе тоже в этом смысле помогает. Но в обоих случаях хорошо бы не полагаться на «мудрость природы», которая нас якобы остановит. «Бог правду видит, да и не скоро скажет». Организм может отреагировать не сразу, а когда вредный процесс будет необратим, и вообще дело дойдёт до абсурда. И надо ясно понимать: рок, тяжёлый рок, уродует мозг. Вы всматривались в лица рокеров? Они опустошённые…

- Что хотите, но танцевальную музыку, в том числе и рок, я люблю, как и многие. Хотя отнюдь не всем грозит опасность впасть в «стиле рок» с его неряшливостью в одежде и развязностью… Но ведь для подростков всего мира сейчас в этом символ свободы и независимости. И они спокойно обсуждают на телемостах — рожать или нет восьмиклассницам, обмениваются опытом, как и что делают в этом смысле в Сиэтле, а что в Ленинграде. И как бы это так устроить, чтобы не нести ответственность за любовь. Само обсуждение не кажется мне диким, раз жизнь пошла именно так. Но жалко ранних ребятишек и ещё несформировавшихся мам. Наверное, в таком же возрасте рожали наши пра-пра-прабабки. Судя по всему, это не было на пользу человечеству — раз оно воздвигло барьеры. Довольно суровые. Религия встала на стражу, искусство тоже. И хорошо продуманное воспитание помогало подавлять эмоции сознанием. Что же происходит сейчас? Почему громче заговорили инстинкты? У сегодняшних подростков больше той животной энергии, какой созвучен рок?

Наталья Бехтерева

- Секс - не показатель. И сейчас, думаю, ни воспитание, ни запреты не помогут вернуть старые отношения. Когда-нибудь механизм саморегуляции человеческого рода сработает. Но для того, чтобы это было когда-либо, надо сейчас изменить условия жизни. Жить в настоящем времени человеку всегда помогала опора на прошлое и свет, идущий из будущего. Цена сиюминутной радости только тогда велика, когда она говорит следующую — ту, что придет.

Любой художник хочет дать людям возможность задуматься о Времени, думая о себе. В «Маленьком принце» умный Лис просит: назначь мне Время. Я буду ждать завтрашней встречи, и моя жизнь наполнится сегодня.

- «Нет, нет, нет, нет, мы хотим не завтра, нет, нет, нет, мы хотим сейчас!» - так поют молодые. Они сегодня не верят, что ожидание счастья и есть само счастье. И что не Синяя птица — главное, а только путь к ней.

- Ну, если есть Птица, значит есть и жизненная задача, значит выйдет человек в путь, и тогда для него уже не будет гамлетовских мук. Помните? «Распалась связь времён»… Подросткам, которые, может быть, и не слышали о Гамлете, для которых единственное развлечение — трястись в роке, всё равно нужна вера в связь прошлого, настоящего, будущего.

… Самые малые дети по здоровому инстинкту любят загадывать надолго вперёд, мечтают, как станут папами-мамами и у них будут дети, а у тех детей тоже дети… Такая игра переходила из века в век. Но она натолкнулась на очень раннее знание о ядерных боеголовках. Вот так и появилось поколение, лишённое веры в бесконечность жизни. Американские психологи пишут о своих подростках, что они глубоко обеспокоены угрозой ядерной войны.

В разговорах, ответах на вопросы исследователей подростки обнаруживали «цинизм и уныние, горечь и чувство беспомощности», нежелание создавать семью и иметь детей. Они могли говорить об этом, могли молчать (чаще всего), но в них со всей эмоциональной остротой, присущей детству и юности, зрела безысходность, порождая стремление к радостям сиюминутным, к року, сексу.

Так было до самого последнего времени; они молчали и отстранялись от поколения, которое привело человечество на край пропасти. Друг с другом они контактное. Улыбки им достаточно, чтобы познакомиться, слова не нужны.

- Это точно, не нужны. Большинство песен в стиле рок обходится минимальным количеством фраз: там сплошные междометия и повторы — многократные, многоминутные — всё одной и той же фразы.

- Жаль. Слова-то как раз нужны, когда хочешь облегчить беду… Песни с хорошими словами хорошо работают на сохранение баланса эмоций. А для здоровья мозга это абсолютно необходимо. Скажите, ваша газета может повлиять на телевидение? Я — не могу, я знаю: нужны еженедельная комедия на семейном голубом экране. Это должно стать твёрдым правилом (как, скажем, у вас субботний фельетон). Пусть поначалу показывают хоть старые комедии, лишь бы развеселить людей. Душе необходимо омовение смехом. Мы повторяем это из года в год, но — безрезультатно. Телевидение и кинопрокат как будто не слышат. А песни становятся всё бессловеснее.

- Наталья Петровна! Перед вашингтонской встречей в верхах вышел советско-американский сборник «Прорыв» со статьями ученых двух стран. Вы пишете там, что долгая ядерная угроза отрицательно сказывается и на творческом мышлении, снижается интеллектуальный потенциал всей планеты. Почему это происходит?

- Расскажу. Но речь пойдёт только о так называемом среднем мозге. Люди особенно мощного таланта, обострённой совести, огромной активности могут противостоять даже самому тяжёлому прессингу. Тут, как и перед личной гибелью, разные люди ведут себя по-разному.

Для понимания общих механизмом надо знать, что реакция мозга на длительный стресс имеет два варианта. Возможно состояние перевозбуждения, где крайний случай — нервный срыв. А возможно и эмоциональное отупление, как результат сверхзащиты. При нервном срыве мысль не бывает продуктивной — это знает каждый. Эмоции блокируют почти весь мозг, и у него не хватает сил для выполнения мыслительных задач. Постепенно подавляются все сложные процессы, связанные с мышлением. Творческие способности падают.

Во втором случае творческие способности также уменьшаются, ведь для человека в таком состоянии всё блекнет: нет эмоций, значит, нет интереса ни к чему. Исчезает острота печали, радости и даже страха. Некоторые хотят сбросить этот тяжкий крест и ищут сильных ощущений. Бывает, что люди, потерявшие реальное представление об устрашающих ситуациях, огрубленные своей эмоциональной тупостью, кидаются в агрессию. Вот говорят: «напился и потому избил жену». На самом деле всё может быть не так: возжаждал излить агрессивность и для храбрости напился. Напился, чтобы бить. Из истории мы знаем: были «сады пыток», были публичные казни, были радения «хлыстов». У всех этих ужасов — одни корни.

То, что мы зовём «немотивированными» преступлениями подростков, иногда имеет ту же причину — жажду получить сильные эмоции и через это самоутвердиться. Эмоциональная тупость приводит к душевной глухоте. Это особенно страшно, когда подростки сбиваются в компании и формируют то, что принято называть «групповым мышлением». Или «узко групповым». Решения банды молодых агрессоров могут оказаться более жестокими, чем каждого из них в отдельности. Вывести мозг подростков из групповой эмоциональной глухоты можно только сильными средствами. Не в дискотеке спасение.

Но мы с вами не обратили внимание на одну очень важную особенность рока и вообще современной музыки такого типа: она зовёт петь всем вместе, танцевать всем вместе и хлопать в ладоши. Очень даже неплохо. Вместе-то и веселей, и надёжней в жизни. Это обязательно надо помнить, когда мы предлагаем какие-то меры против эмоциональной тупости или агрессии.

- Вы работали недавно с большой международной группой молодёжи в Австралии на конференции, посвящённой спасению — и душ, и планеты. Что было там главным?

- Преображение. Трудно поверить, но всего лишь за несколько дней крикливая толпа студентов, которые выглядели неряшливыми рокерами, стала четкой целенаправленной организацией интеллектуалов. И при этом по собственному желанию. И только потому, что они осознали цель, поняли: их собрали здесь для серьезного и вполне реального дела. Инициатор этой международной конференции известный физик Вагенфельд сказал восьмидесяти юноша и девушкам, съехавшимся с четырёх стран света, что старшее поколение завело мир в тупик, и теперь им, молодым, надо самим отыскивать выходы, решать, как справиться со сложными проблемами, перед которыми стоит человечество. Всю глубину пропасти, из которой надо вытащить мир, им объяснят учёные, специально приглашённые для этого из Америки, Европы, Азии, Австралии.

Так и было. Утром мы читали им лекции. Разные. Об энергетических проблемах. О национальных. Об экологии. О психике и эмоциях человека. О регионах, где продолжают убивать. О голоде. О движении врачей за мир. Днём, разбившись на группы, молодые прорабатывали возможности спасения. Вечером обсуждали их при нашем молчаливом присутствии (и к нам обращались только «за справкой»).

Работали мы и жили на берегу океана. Место выбрали довольно уединённое, чтобы никто не отвлекал. Кажкется, на четвёртый день конференцию отыскала большая группа юнцов, которая попыталась навязать скандал. «Наша» молодёжь прекрасно справилась с ситуацией. Потом нам уже никто не отвлекал.

- А если бы гости пришли не на четвёртый, а на второй день?

- Наверное, наши побежали бы за ними. Тогда это ещё была толпа.

- Воспитали? Значит, такое возможно и сегодня? Значит, ещё не безнадёжно?

- Кто спорит, что воспитание — великая сила? Я не говорила о нём именно потому, что все знают: воспитание — это прежде всего научения управлять своими эмоциями. А вот решать, как направлять эмоции, - задача того нового мышления, прорыв к которому мы все вместе, все человечество, пытаемся сделать. Главное в нём именно то, что оно снимает безысходность, неумолимость рока-судьбы. Человечество может отстоять себя.

Сейчас, в эпоху надежд и активной борьбы, особенно важно, чтобы в подростках и молодёжи выросло чувство ответственности за планету, а для этого необходимо включить их в практическое строительство будущего. Я верю — мы отстоим его: уже сделаны очень важные шаги.

Беседу вела Е. Манучарова, «Известия», 23.12.1987

фото Советский рок