Вверх
Главная 🞂 Артисты 🞂 Раймонд Паулс


Раймонд Паулс

🞀 Другие статьи

1 января 1989 г.

Раймонд Паулс

Песни тревоги моей

Песни тревоги моей

В «послужном списке» Раймонда Паулса — популярные мюзиклы «Сестра Керри», «Слуга дьявола», «Шерлок Холмс», около 400 песен, музыка к 60 театральным и телевизионным спектаклям и 20 фильмам среди которых широко известные «Долгая дорога в дюнах», «Театр», «Двойной капкан». Вот когда только он успевал писать музыку, если постоянно требовали его внимания новые программы в редакции Латвийского радио и телевидения, где он был главным редактором, участвовал в студийных записях, работал в жюри различных фестивалей, переписывался со слушателями? А недавно он назначен Председателем Госкомитета Латвийской ССР по культуре.

— Наивно представлять, что если у композитора вдоволь свободного времени, то он больше создаст хороших произведений. Процесс творчества — это таинство, невидимые постороннему глазу переживания. мучения, внутренняя борьба сомнений и радостей. И это происходит в душе постоянно, она трудится безурочно. день и ночь, как и у поэтов, о чем когда-то хорошо рассказал Владимир Маяковский в статье-исповеди «Как делаются стихи». Словом, это постоянный изнурительный труд.

Я бы сравнил творчество с цепной реакцией. Она начинается с удачной строки поэта или музыкальной фразы композитора, перебрасывается к аранжировщикам, захватывает музыкантов, певца и уже потом, в концертном зале, взрывается аплодисментами зрителей. Или, наоборот, встреченная ими холодно, гаснет как не занявшийся костер.

К сожалению, ныне часто приходится слышать: «Ну какая у нас эстрада какие песни, какие исполнители...». Давайте поговорим спокойно, без ахов и охов. А реальность такова. Песен много, но сколько среди них однодневок?

Певцов — легион, но многие ли обладают хорошими вокальными данными, неповторимой исполнительской манерой? Ансамблей и групп развелось, как грибов после дождя, но редки среди них коллективы, которые имеют свое лицо, оригинальный музыкальный характер. Пока нет причин приходить в эйфорическое состояние.

Отчего же так много серых, унылых песен, так редки яркие шлягеры (кстати, мы почему-то сторонимся этого слова, как черт ладана)? Так и будет продолжаться, пока мы не перестанем требовать от каждой песни, подчеркиваю — каждой, чтобы она куда-то звала, непременно мобилизовала, а то и организовывала. Оговоримся сразу, такие песни нужны, но искренние, взволнованные, без ложного пафоса и прописных истин. Однако не будем забывать, что одно из главных призваний эстрады — развлекать, радовать слушателей, хотя она может заставить и печалиться, и горевать.

Не лишая песню права развлекать, дарить минуты радости отдохновения, давайте помнить, что мелодичная песня, одухотворенная высокой мыслью, может стать первым шагом человека, к умению воспринимать и глубоко чувствовать настоящую музыку. Я глубоко убежден (и порукой тому мой тридцатилетний опыт), что постоянное соприкосновение с глубокой лирической песней в конце концов формирует в человеке, особенно молодом, широкий спектр музыкальных пристрастий, интерес к камерной и симфонической музыке, ораториям и опере. Процесс этот непрост — от песни к серьезным произведениям. Ему, думаю, будут способствовать появляющиеся на эстраде рок-оперы, такие, как, например, быстро снискавший популярность музыкальный спектакль Лоры Квинт «Джордано» с участием Валерия Леонтьева. Берущая за душу песня, как и все сокровенное в человеке, как, скажем, любовь, по природе своей скромна, если хотите, застенчива, стыдлива. Когда я вижу на улице ребят, врубающих «на всю катушку» магнитофоны, мне хочется им крикнуть: «Остановите музыку». Ее нельзя настырно навязывать другим, у каждого из нас свой духовный мир, определенное настроение в тот или иной момент, свои пристрастия. Я не против, когда кто-то из звезд эстрады выступает в огромных, чаще всего спортивных, залах или на стадионах, когда звуки усиливаются мощной аппаратурой, хотя, думаю, и певец, и его исполнение сильно проигрывают, теряют тепло, непосредственность общения с аудиторией. Мы почему-то разучились слушать песню дома, в семье, с друзьями, у нас нет желания побыть с нею наедине. Виноваты в этом и мы, композиторы, редко пишем песни, которые вызывали бы такую потребность.

Прошу понять меня правильно — я не против острых современных ритмов. Моя дочь первой назвала бы меня старым дураком, если бы я начал отвергать их. У каждого времени своя музыка. Теперь вот молодежь повально охвачена роком. Меня беспокоит другое. Мы почему-то редко стали говорить о влиянии ширпотреба массовой культуры. Иные наши певцы, ансамбли кажутся более «западными», чем лучшие эстрадные группы на Западе. А проявляется это тогда, когда молодые музыканты и исполнители песен не в ладах со вкусом, когда им не хватает требовательности, их поступками правит желание потрафить той части публики, у которой извращенное представление о моде на мировой эстраде. Чего греха таить, мы сегодня пожинаем плоды ханжеского неприятия, агрессивного запретительства вновь возникающих стилей и течении в музыке. Проживем, дескать, без них. Оказывается, все не так просто.

Во-первых, молодежь требует современных ритмов и мелодий. Во-вторых, давайте уточним, многое, что доходит до нашего просвещенного уха оттуда, «из-за бугра», как нынче говорится, все-таки отдает пошлостью, низкопробным суррогатом. Если уж что-то принимать, так только вершинные образцы западной эстрады.

А они есть. Мы видим, ка к на наших глазах меняется характер, содержание рок-музыки, как она получает социальную окраску. Лучшие песни сегодня становятся духовной энергией движения сторонников мира.

Мне хотелось бы обратиться к молодым композиторам и исполнителям. Сегодня все стремятся стать отчаянно современными. Но если слепо, без оглядки следовать модным веяниям — в стиле или жанре музыки, в одежде или поведении на сцене, — ничего хорошего из этого не выйдет. Мы так и будем только подражать, носить одежду с чужого плеча. Эпигоны, имитаторы никогда не были новаторами и первооткрывателями. Законодателем моды можно стать, если ты переносишь на нотный лист сугубо свое, глубоко пережитое и выстраданное. Если выходишь на эстраду со своей песней, отвечающей твоему внутреннему миру, характеру артистическому образу, отвечающей ожиданиям слушателей.

Мы переживаем пору песенного бума, но, слушая иные песни — в концертах ли, по телевидению или радио, у костра или во дворе,— меня не покидает чувство тревоги. Их, к сожалению много, этих песен тревоги моей — тревоги за молодые души, тревоги за нашу песенную культуру.

Записал Борис Михайлов
«Кругозор» 1/89

Больше статей...

Вам это может быть интересно!

Ансамбль Земляне

01/03/1982

Статья о группе Земляне в журнале Кругозор за март 1982-го года.

15 величайших продюсеров пост-диско эры

14/08/2016 16:26

80-е были временем новых открытий. Сегодня мы поговорим о тех, благодаря кому эти открытия происходили – продюсерах эры пост-диско!

Sandra в Москве

04/09/2021 05:06

История выступлений Сандры в Москве 3-6 сентября 1989 г.

Magic Fly - Space

26/04/2016 20:42

История песни `Magic Fly` группы Space и её кавер-версии

История Boney M: Океаны Фантазии

12/03/2017 07:48

История альбома «Oceans Of Fantasy», а также синглов «Hooray! Hooray! It`s a Holi-Holiday», «EL Lute / Gotta Go Home» и «I`m Born Again»

Последнее интервью Аллы Гольцевой. Часть 1

11/10/2020 03:37

Последнее интервью Аллы Гольцевой - автора песен группы Ласковый май и многих других звёзд советской и российской эстрады.

Больше статей...
фото Раймонд Паулс
Основная информация
Полное имяОяр-Раймонд Волдемарович Па́улс - Ojārs Raimonds Pauls
Дата рождения12 января 1936 г.
Место рожденияРига, Латвия
Жанры
Советская Эстрада

Русский Поп

Творческая деятельность
Композитор

Музыкант

Дирижёр

Пианист

Страна
СССР


Латвия


Сайт -