Ночной полёт на Венеру
В следующем 1977-м году вышел второй альбом Boney M. «Love for Sale» («Любовь на продажу»). Благодаря применению новейших достижений звукотехники, альбом получился очень современным. Даже сегодня такие песни, как «Ma Baker» и «Belfast» звучат свежо и интересно, оставаясь признанной классикой евродиско!
Однако стоит отметить и то, что стилистика Boney M. к тому моменту ещё до конца не сформировалась, и большинство треков (например, «Silent Lover» или «Love For Sale»), по-прежнему звучали очень по-американски.
Её вступление заставляет вздрогнуть: «Всем стоять! Я Мамаша Бэйкер – руки вверх! Гоните сюда ваши деньги!». Песня-баллада рассказывает краткую биографию Кэйт "Мамаши" Баркер: «она была самой жестокой тёткой во всём Старом Чикаго. Она бросила мужа - он не был достаточно жёстким. У неё совсем не было сердца...».
Как большой поклонник американской культуры, Фариан взял за основу текста реальную историю из жизни американских гангстеров. На сей раз героиней стала Мамаша Баркер – жестокая разбойница, которая вместе с семью сыновьями наводила ужас на провинциальные банки Среднего Запада времён Великой депрессии.
«Она захватила с собой своих мальчиков, потому что они были злыми и сильными».
Песня полна интересных эффектов: к примеру, радиосводка ФБР, в которой всех, кто располагает информацией «о самой разыскиваемой женщине», просят сообщить в ближайший полицейский участок...
«Они совершили серию преступлений по всем Соединённым Штатам, и когда одного из её мальчиков убили, она заставила всех за это заплатить».
Финал истории был предсказуем:
«Однажды они грабили банк – это было их последнее удачное дело. Копы приехали слишком быстро, и им не удалось уйти. То, что они награбили, сводило их с ума. Им не хотелось на виселицу, поэтому умерли с остывающими пушками в руках».
На песню был снят профессиональный видеоклип, сюжет которого отсылал к американским гангстерским драмам 60-х годов. Успех не заставил себя ждать: 2-е место в Великобритании, 1-е в Голландии и Норвегии. И вновь песня попала в американский хит-парад, правда в самый конец - на 96-е место. Впрочем, даже сам факт того, что творчество начинающей немецкой группы достигло Америки, говорит об очень высоком качестве её музыки. С самого начала Фрэнк поднял планку качества максимально высоко, и результат превзошёл все ожидания! «Мамаша» была тепло принята американскими ди-джеями и скоро стала клубным хитом, заняв 31-ю строчку в танцевальном чарте Hot Dance Club Songs (он составлялся на основе ди-джейских сводок). Общий тираж пластинки превысил 8 миллионов!
Темой сингла «Belfast» стал затяжной кровавый конфликт, между ирландскими католиками и протестантами, разделёнными историей на два враждующих лагеря. В своё время писатель Джонатан Свифт (который, как известно, был католическим пастором), описал это бессмысленное и жестокое противостояние как войну «тупоконечников и остроконечников» в сатирическом романе «Путешествия Гулливера». Её герои воевали, потому что никак не могли договориться - с какой стороны нужно разбивать варёные яйца – с тупой или с острой? Больше
В Средние века католическая Ирландия находилась под сильным влиянием протестантской Англии. В результате, на севере страны образовалась независимая область Ольстер, в населении которой преобладали протестанты, среди которых было традиционно много англичан и шотландцев. Постоянные конфликты протестантов с католиками вынудили Великобританию взять Ольстер под защиту британской полиции.
Однако страшная ненависть, накопившаяся между двумя христианскими общинами, регулярно продолжала выливаться в вооружённые столкновения и даже теракты! Агрессивное католическое меньшинство Ольстера настойчиво требовало воссоединения северных провинций с Ирландией. В свою очередь, протестанты выступали за то, чтобы Ольстер всегда оставался под контролем Британии. Как самый крупный город Ольстера, Белфаст был эпицентром конфликтов, и потому его название, не сходившее со страниц газет, воспринималось уже как нарицательное.
История песни не менее любопытна! Молодой немецкий музыкант Драфи Дёйчер написал её для Марсии Барретт ещё в начале 70-х. Во время первых гастролей Boney M., когда у группы был дефицит собственного материала, Марсия исполняла «Белфаст» на живых выступлениях, и публике он нравился. Однако Фариан долго не хотел включать эту песню в постоянный репертуар группы из-за её политизированного текста (с тем же успехом можно было бы в России выпустить песню «Грозный»!). Кроме того, в своём оригинальном звучании, она сильно отличалась от других песен Boney M.
Сегодня звёзды западного шоу-бизнеса обожают ввязываться в самые разные мировые проблемы, выступая то в защиту детей Эфиопии, то принимая сторону петербургских гомосексуалистов, в надежде, что это вызовет сенсацию, и про них напишут СМИ. Однако решение, будет ли «Белфаст» в альбоме «Love For Sale», давалось Фариану мучительно. Подтверждением тому служит немецкий релиз альбома, где «Белфаста» ещё нет.
В одном из поздних интервью Фрэнк покается, что с его стороны было ошибкой допускать песню на такую непростую тему в репертуар поп-группы, чья работа развлекать публику, а не бороться за мир. Однако в коммерческом плане сингл не был провалом - он занял 8-ю строчку в чарте Великобритании, что было очень неплохо!
Первой «испытала» песню Gilla – менее раскрученный (но не менее интересный) проект Фрэнка. В декабре 1976-го для неё был записан одноимённый немецкий кавер, вошедший в альбом «Zieh mich aus» («Раздень меня»). С тех пор певица неоднократно исполняла немецкие каверы на песни Boney M., а прошедший, таким образом, проверку «Белфаст» был включён в альбом «Love For Sale».
В самом Ольстере «Белфаст» был запрещён цензурой, как «разжигающий межнациональный конфликт». Из солидарности её запретили и в некоторых других странах Европы, лояльных Великобритании. Не рискнул Фрэнк выпускать её и на рынок англоязычных Америки и Канады - в заокеанских релизах её заменил хитовый «Daddy Cool».
Заглавный трек альбома «Love For Sale» - кавер на варьете-блюз американского поэта и композитора Коула Портера (1891-1964), написанный в 1930-м году для мюзикла «The New Yorkers». В исполнении Boney M. он зазвучал намного динамичнее!
Композиция «Have You Ever Seen the Rain?» - кавер на одноимённую рок-балладу группы Creedence Clearwater Revival. В своё время оригинальная песня заняла 8-е место в чарте Billboard. Некоторые музыкальные критики полагали, что смысл её был метафорический, и в далёком 1970-м году всем было понятно, что под дождём имеется в виду дождь из бомб и напалма, которыми армия США щедро поливала мирные вьетнамские деревушки… В исполнении Boney M. рок-композиция превратилась в детскую песенку.
Целых две песни были посвящены истории афроамериканцев: «Plantation Boy» и «Motherless Child». Обе они повествуют о временах колонизации, когда детей рабов продавали, насильно разлучая с родителями. Однако здесь есть и более глубокий смысл: дети, лишённые матери – это, в каком-то смысле, все чернокожие Нового света, разлучённые со своей матерью-Африкой! В чём-то её тема была близка и участникам группы, каждый из которых оставил (правда, уже добровольно), свою тёплую родину, чтобы жить в холодной, но благополучной Европе.
А вот трек «Gloria, Can you Waddle» воспринимается не более чем ремейк песни «Baby Do You Wanna Bump» с прошлого альбома.
Завершает пластинку лирическая композиция «Still I’m Sad» - кавер на одноимённую песню британской группы The Yardbirds.
Сегодня, по прошествии лет, мы можем подметить одну любопытную деталь – ни одна из песен с этого альбома, созданная по канонам классического американского диско («Silent Lover», «Gloria, Can You Waddle», «A Woman Can Change A Man» и др.), не получила особенной популярности, зато экспериментальный «Ma Baker» и бунтарский «Belfast» живы и по сей день! Это говорит о том, что подражание мэйнстриму далеко не всегда гарантирует успех, и порой, оригинальность приносит куда большие дивиденды! Оба сингла достигли 1-го места в немецких чартах и попали в TOP10 Великобритании!
Несмотря на долгий «разгон», альбом «Love For Sale» всё же попал в 20-ку лучших британских хитов (13 место), а через год получил заслуженное золото. Особенной популярностью альбом пользовался в Норвегии, где он достиг 2-й строчки и продержался в чартах целых 28 недель. Чуть меньший успех был в Голландии: 24 недели и тоже 2-е место.
В первом турне Бони М. сопровождала труппа живых музыкантов «The Black Beautiful Circus» («Красивый чёрный цирк»), название которой было придумано по аналогии с первой группой Мэйзи Уильямс «Black Beautiful People» («Красивые чёрные люди»).
Выступления шли нескончаемой чередой, песни занимали высокие места в чартах, и Boney M. получала одну премию за другой: «Золотого льва», «Золотую антенну» и множество других наград от теле- и радиостанций.
Как часто бывает в таких случаях, вместе с успехом появились и недоброжелатели. Критики ругали мегапопулярную группу на чём свет стоит: мол, и проект студийный, и, пошлость какая - солист кривляется и скачет по сцене, зажав между ног микрофонную стойку, а девушки танцуют в облегающем трико - срамота! Но мы-то знаем, что именно это и нравится искушённому зрителю!
Агрессивно-сексуальная обложка альбома напоминает сцену из садомазо: участники группы изображены почти полностью обнажёнными – на Бобби только узкая набедренная повязка, а на девушках – только цепи…
Вам это может быть интересно!
01/08/1990
Статья о группе «Ласковый май» из газеты «Московский Комсомолец» за август 1990-го года, в которой обсуждается феномен популярности группы.
01/01/1996
Статья 1996 года, посвящённая 10-летию творчества композитора и автора песен Сергея Кузнецова.
17/09/2009
Статья о группе «Ласковый май» 2009-го года, посвящённая выходу в свет одноимённого фильма.
17/01/1991
Интервью Сергея Кузнецова изданию «Восточно-сибирская правда» от января 1991 года
Годы активности | 1975 - 1986 |
Жанры | Евродиско |
Творческая деятельность | Группа |
Страна | ФРГ |
Участники | Бобби Фаррелл Фрэнк Фариан Liz Mitchell Мэйзи Уильямс Марсия Баррeтт Реджи Цибо |
Сайт | - |