Вверх

Falco

Дмитрий Семенидо


Фалько - чёрное золото Австрии

Фалько - чёрное золото Австрии

Глава 5

Амадей

Falco - Amadeus

По возвращении в Вену, Фалько разорвал все отношения с композитором Робертом Понгером. Его новыми продюсерами стали бывшие музыканты Роб и Ферди Болланды - голландский дуэт, творивший под ником «R.& F. Bolland».

В шоу-бизнесе имя Болландов не было на слуху, да и Голландия с её сыром и тюльпанами не выглядела солидно, и поначалу Фалько выразил немало скепсиса по поводу предстоящего сотрудничества. Сын рабочего, в душе он считал себя аристократом, и с одинаковым презрением относился как к нью-йоркским небоскрёбам, так и к голландским заливным лугам. Однако Болланды были превосходными профессионалами - они сумели быстро подстроиться под стиль Фалько (и, в отличие от Роберта Погнера, писали не только музыку, но и тексты!), поэтому выбор оказался исключительно верным.

Horst Bork Хорст Борк:

«Меня позже не раз спрашивали, почему я был так уверен, что Болланды станут для Фалько подходящими продюсерами. И до сих пор у меня только один ответ: я положился на свое чутьё».

Rock Me Amadeus!

Wolfgang Amadeus Mozart

В 1985-м году вся Европа (и, в особенности, Австрия) готовилась к юбилею Моцарта - величайшего австрийского композитора (1756-1791). Творилось примерно то же, что и в России в 99-м, когда на всех центральных каналах не смолкала навязчивая реклама: «до дня рождения Александра Сергеевича осталось 9 месяцев». В печати появилось множество книг и статей о Моцарте. А чешский режиссёр Милош Форман снял двухсерийный биографический фильм «Амадей», ставший путеводителем по жизни классика. Выпущенный в прокат в аккурат к юбилею, фильм получил целых восемь(!) Оскаров. Одним словом, с начала 85-го года имя Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) было у всех на устах!

Братья Болланды не остались в стороне, решив обыграть тему Моцарта в своей новой песне, которую предложили Хансу. От этой идеи Фалько пришёл в ужас – в Вене слишком серьёзно относились к памяти классика, и появление Фалько в роли «нового Моцарта» в дурацком розовом парике могло быть воспринято, как глумление. Falco - Amadeus К тому же это отдавало гомосятиной. Лишь только титаническими усилиями Хорста Борка капризного певца удалось уговорить приступить к записи, которой он противился всем своим существом!

Результат превзошёл все ожидания! Один выстрел из этой пушки возвратил полузабытого Фалько в мир большого шоу-бизнеса! Словно барон Мюнхгаузен верхом на пушечном ядре он влетел на вершины хит-парадов! Песня «Rock Me Amadeus» («Потряси меня Амадей») оказалась новым музыкальным открытием – она стала самым известным хитом Фалько, оставив далеко позади «Молодых римлян» и даже «Комиссара»!

Сингл «Rock Me Amadeus» вышел в мае и уже через три недели прочно занял первую строчку в австрийском чарте, где продержался целых 6 недель. Но это было только начало!

Видеоклип «Амадей»

Falco - Amadeus

Склонный к минимализму Фалько хотел, чтобы клип был как можно более сдержанным. Ему казалось, что хорошая песня не нуждается в видеоряде, и лучше всего будет исполнить её на сцене Венской оперы, где когда-то выступал Моцарт. Однако у продюсеров было иное мнение.

К тому времени в США и Великобритании уже сложилась культура видеоклипов. В немалой степени этому способствовал новый музыкальный канал MTV. Но ни в Австрии, ни в Германии о ней пока ещё понятия не имели – европейские клипы того времени – это, как правило, записи живых выступлений с концертов или теле-шоу. Команде Фалько предстояла непростая задача – снять клип даже не европейского, а международного формата, чтобы его не стыдно было показать ни в Англии, ни в Австралии, ни в Америке! Работа была поручена уже знакомой нам фирме DoRo Records.

По задумке, Фалько играл двойную роль: во-первых, самого себя (как обычно, во фраке и тёмных очках), прибывающим на карете во дворец XVIII века. Его с удивлением встречали люди эпохи рококо в камзолах и напудренных париках. Потом уже в наши дни Фалько въезжал в тот же дворец на мотоцикле в облике Амадея – в камзоле и в растрёпанном парике! Его встречали здоровенные бородатые байкеры - яркая примета середины 80-х. В этом странном и кичливом видео был заключён тонкий намёк - следующим всемирно известным австрийским композитором после Моцарта был Фалько. А между ними не было никого! Это было очень серьёзное заявление, настоящий вызов всей австрийской эстраде прошлого, настоящего и будущего! Ещё

Съёмки клипа проходили во дворце Шварценберг (Palais Schwarzenberg) — дворянской усадьбе начала XVIII века, ставшей в наши дни модным венским отелем. В них принимало участие до сорока статистов. Костюмы эпохи рококо были любезно предоставлены телеканалом ORF.

«Он был панком и жил в большом городе Вена. У него были долги, и он начал пить. Но он любил всех женщин, и каждая говорила - приходи и покачай меня Амадей» (при этих словах Фалько делал характерное движение локтями, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что и в этой песне под словом «rock» подразумевается более грубое «f*ck»).

«Он был суперзвездой, он был популярным и возвышенным, потому что у него был стиль. Он был виртуозом, он был рок-идолом, и каждая говорила - приходи и покачай меня Амадей!». В песне постоянно переплеталась биография Моцарта с биографией самого Фалько, что лишь теснее связывало его с Амадеем.

«Шёл 1780-й, дело был в Вене. Пластиковых денег ещё не было, банки, в которых у него были долги, были против него. Каждый его знал, он был любимцем женщин, и каждому нравился его панк».

Изабелла

Фалько и Изабелла Виткович

У Фалько было немало девушек — в своё время их имена были озвучены биографами, и фанаты певца, безусловно, знают их наизусть. Но лишь одной посчастливилось стать фрау Хёльцель.

Летом 85-го года группа Opus (помните их хит «Life is life»?) пригласила Фалько принять участие в концерте «Opus и друзья» 29 июня 1985 года на стадионе Либенау. Среди друзей Опуса были весь цвет австрийского рока: Вольфганг Амброс, Райнхард Фендрих, Мария Билль и Вильфред. Был среди них и Фалько. За день до концерта, когда Ханс сидел с друзьями в кафе Грацер, он встретил девушку своей мечты, 22-летнюю Изабеллу Виткович, которая впоследствии стала его женой.

Изабелла Виткович Изабелла (интервью изданию Wienerin):

«Я должна признаться, что ни тогда, ни сейчас особенно не интересовалась и не интересуюсь музыкой. Конечно, я слышала про Фалько, но я не могла сопоставить лицо и имя. В тот момент мне было из-за этого неловко, так как я уже сидела рядом с ним. Он представлялся не как Фалько, а как Ханс, мы болтали обо всем на свете. В нем было что-то приятное, он показался мне совершенно нормальным и симпатичным».

Фалько влюбился в неё с первого взгляда. Красивая и изящная (экс мисс Штирия), в тот день Изабелла отмечала окончание школы манекенщиц Эльфи Ортнер. Как он впоследствии скажет, Изабелла была его типом женщины до мелочей (ему действительно всегда нравились блондинки). Впрочем, уже с самого начала в этой истории было одно обстоятельство, которое не давало ей стать идеальной - Изабелла была замужем. Её муж был старше её на 19 лет. Брак давно уже себя исчерпал, и потому узы Гименея были чем-то формальным. Фалько и Изабелла Виткович Знакомство с Фалько положило конец этому браку. Ханс пригласил Изабеллу переехать к нему в Вену, и она с радостью согласилась. Через пару недель девушка заявила, что беременна. Для Фалько это стало полной неожиданностью, однако он был даже рад: в глубине души Ханс уже давно скучал по чувству защищённости и поддержки. Он надеялся, что ребёнок принесёт мир в его дикую жизнь...

19 ноября 1985-го года журнал «Für Sie» («Для неё») опубликовал свою версию их знакомства, которое уже успело обрасти красочными слухами: «после того, как она увидела Фалько по телевизору, она была от него без ума и решила, во что бы то ни стало, его добиться. Шанс представился, когда в июле певец остановился в Graz's Schlossberg Hotel. Изабелла пробралась в гостиницу, уговорила швейцара дать ей ключ от его номера и стала ждать Фалько там, переодевшись в его сценический костюм Моцарта. Так он стал отцом...».

Гастроли

Вскоре после релиза сингла «Амадей» мэр Вены доктор Гельмут Зильк пригласил Фалько выступить на открытии Венского музыкального фестиваля в зале городской филармонии.

Falco

Венская фестивальная неделя была важнейшим культурным событием австрийской столицы, однако это был фестиваль классической музыки, и до сих пор в нём никогда не участвовали поп-музыканты! Но Фалько был гордостью Австрии, он только что прославил страну во всём мире, и потому его появление там было воспринято абсолютно естественно. Более 60 тысяч зрителей собралось на гигантской площади между Ратушей и Городским театром, откуда шла прямая телетрансляция. Именно там песня «Амадей» была впервые исполнена вживую!

Вскоре после концерта на Венском фестивале Фалько поступило предложение принять участие в знаменитом ток-шоу Петера Александра. Фалько долго не хотел соглашаться, мотивируя это тем, что он должен держаться в стороне от попсы и мэйнстрима, однако в конце концов поддался уговорам, и 25 ноября 85-го года появился на сцене бок о бок с ведущим, исполнив вместе с ним дуэтом песню Александра «Hier ist ein Mensch».

«У меня такое ощущение, будто я вышел на панель» - скажет он посмотрев своё выступление (и его можно понять!). Тем не менее, Петера, как представителя «старой школы» Фалько очень уважал, и вечером в ресторане он засыпал его множеством вопросов.

31-го октября 1985-го года на венском стадионе проходил концерт, на который собралось более 11 тыс. человек, причём ни одно место не пустовало – все билеты были распроданы! За время концерта Фалько менял свой облик двенадцать раз! Несколько раз публика вызывала его на бис, чтобы он снова и снова спел песню «Amadeus», для исполнения которой он выходил в красном камзоле с золотой тесьмой, чёрных брюках и... белых кроссовках!

По словам Хорста Борка, Фалько мог бы зарабатывать примерно в восемь раз больше, если бы сократил расходы на яркие и зрелищные шоу. Но он считал, что самое главное — создать людям праздник, а не заработать побольше денег, и такое отношение к своим зрителям безусловно заслуживает уважения.

Вена вызывает

Второй сингл, посвящённый любимой Вене, возвратил Фалько в американские чарты. Причём, довольно высоко – на 18-ю строчку, в Великобритании он попадает в TOP10.

В остальной же Европе его восприняли несколько сдержанно. Даже в родной Австрии, где пластинки Фалько обычно расхватывали, как горячие пирожки, и где они почти всегда попадали на вершину чартов, позиция была 3-ей. В ФРГ была 4-я, в Швейцарии 7-я. Это говорит нам о том, насколько разные вкусы у англо-саксов и остальных европейцев. Сложно найти такую вещь, которая понравилась бы и тем и другим!

Во вступлении звучит тема из произведения великого австрийского композитора - Иоганна Штрауса-сына «На прекрасном голубом Дунае».

Falco 3

Третий долгоиграющий альбом был записан летом 1985-го года в голландском Хилверсуме. Релиз пластинки состоялся в октябре. В отличие от двух предыдущих пластинок, звучавших строго и даже аскетично, он буквально изобиловал коммерческими трюками, однако прежней глубины в нём тоже не было.

Falco 3

Обложка альбома была выполнена в любимом Фалько минималистском стиле – никаких фото, только автограф певца – жест, достойный звезды самого высокого ранга, которой Фалько тогда конечно ещё не был. На самой пластинке тоже был автограф. Лишь на оборотной стороне конверта был небольшой цветной портрет музыканта — кадр из клипа «Амадей».

Вопреки обыкновению, в альбоме «3» Фалько не был автором всех песен — в нём есть немецкий кавер на песню группы The Cars «Looking for Love», выпущенный под названием «Munich Girls» («Мюнхенские девушки»). С лидером группы – Риком Окасеком Фалько познакомился на съёмках телепрограммы в Дортмунде. Он был очарован звучанием группы, и именно в «Мюнхенских девушках», а не в «Амадее» он видел главный хит альбома. В этой песне Фалько хвастался своими похождениями в мюнхенском отеле Park Hilton с тамошними проститутками. Будучи необыкновенно талантливым, обладая идеальным музыкальным слухом, Фалько совершенно не имел коммерческого чутья — так было и с «Комиссаром», и с «Амадеем», которых он оценил очень невысоко. Зато порой совершенно проходные песни вызывали у него настоящий восторг!

Помимо кавера The Cars, в альбоме есть ещё один ремейк — на песню Боба Дилана «It's All Over Now, Baby Blue». Стоит также отметить ритмичный рэп «Männer Des Westens - Any Kind Of Land» и интересную по своему построению «Nothin' Sweeter Than Arabia» (музыку для которой написали не Болланды, а Курт Кресс и Мэтс Бьорклунд), которые несколько потерялись среди более сильных хитов.

Интересное

  • До открытия собственной студии, Братья Болланды успели поработать на «Bullet Sound Studio», Виллема ван Коотена, прославившейся популярными сборниками «Stars on 45»
  • Помимо хитов, написанных для Фалько несомненным успехом братьев Болланд стоит считать песню британской группы Status Quo – «In the Army Now».
  • Перед концертом на венской Ратушной площади Фалько приснилось, что во время выступления его застрелит один из фанатов. Он всеми силами старался успокоиться и убедить себя в том, что это всего лишь сон. Однако мысль о выстреле из публики он не смог выкинуть из головы и в последующие годы, страх быть застреленным на сцене постоянно преследовал его.
  • Много лет спустя, при подведении итогов десятилетия, «Rock Me Amadeus» получит 87-е место в хит-параде американского телеканала VH1 «100 Greatest Songs of the 80s» и 44-е в «100 Greatest One-Hit Wonders».
фото Falco
Основная информация
Полное имяJohann Hölzel
Дата рождения19 февраля 1957 г.
Место рожденияВена, Австрия
Дата смерти06 февраля 1998 г.
Место смертиПуэрто-Плата, Доминиканская Республика
Годы активности1977 - 1998
Жанры
Синти-поп

Хип-Хоп

Новая волна

Панк-рок

Поп-рок

Творческая деятельность
Исполнитель

Автор текстов

Композитор

Продюсер

Аранжировщик

Страна
Австрия


Сайт -