Вверх
Главная 🞂 Артисты 🞂 Джимми Самервилл


Джимми Самервилл

14 ноября 2017 г. 14:09:34

Дмитрий Семенидо

Джимми Самервилл:

Битва за сексуальное равенство


Jimmy Somerville

Сольное творчество Джимми Самервилла началось после распада группы The Communards, где он работал совместно со своим другом Ричардом Коулсом. Дуэт просуществовал три года, успел собрать немало золота и платины, и даже возглавить британский чарт с синглом «Don’t Leave Me This Way». Но творческие и личные разногласия делали дальнейшую работу невозможной, и пути Коулса и Самервилла навсегда разошлись.

Во время работы над своим первым сольным альбомом Джимми принимает участие в записи сингла «The Last Infanta» («Последняя инфанта») совместно с Эриком Клермонте для его проекта Uno. Поскольку Эрик сотрудничал с лейблом Barclay, понадобилось специальное разрешение студии London Records, владевшей всеми правами на записи Самервилла.

Comment Te Dire Adieu

Comment Te Dire Adieu

Первый сингл к новому альбому вышел неожиданно на французском языке. Песня «Comment Te Dire Adieu» («Как сказать тебе прощай») была кавером на шлягер французской певицы Фрасуазы Арди 1968-го года.

Впрочем, изначально эта песня была на английском и называлась «It Hurts To Say Good Bye» («Как больно говорить до свиданья»). Её написали Арнольд Голанд и Джейкоб Голд для американской певицы Маргарет Уайтинг и её альбома «The Wheel of Hurt» («Колесо боли»). Год спустя она была перезаписана Верой Линн и достигла 7-й строчки чарта Adult Contemporary («Современный поп-рок для взрослых») журнала Billboard.

Через несколько лет инструментальная версия песни попалась француженке Франсуазе Арди, и её менеджер связался с поэтом Сержем Гинзбургом, который написал французский текст.

Позднее были также записаны итальянская версия «Il pretesto» («Предлог») и немецкая «Was mach' ich ohne dich» («Кто я без тебя»), которые вошли в альбом «Träume» («Мечты») 1970-го года. Французская лирика интереса тем, что в ней много довольно нетипичных рифм, заканчивающихся на «-экс» («silex-pyrex-adieux»), в то время, как речь в песне действительно идёт об «экс-парне». Неизвестно, имел ли этот текст какое-то отношение к Ричарду Коулсу, с которым Джимми только что расстался?

Песня была исполнена дуэтом с бывшей ударницей The Communards - Джун Майлз Кингстон, хорошо известной поклонникам группы по видеоклипам и живым выступлениям.

Comment Te Dire Adieu

Помимо Коммунаров, Джун была ударницей в проектах «Everything but the Girl» и «Fun Boy Three», а также бэк-вокалисткой в «Big Country», «Microdisney», «The Lover Speaks». Из её сольного творчества получил известность лишь сингл «Say You», выпущенный в 1984-м году.

Видеоклип, стилизованный под французский мюзикл 60-х, получился очень парижским. С этим городом, в своё время подарившим название группе «The Communards», у Джимми было связано много тёплых воспоминаний: тамошняя публика всегда принимала его с неизменной теплотой!

Вот и сингл «Comment Te Dire Adieu» был высоко оценен во Франции и занял 3-ю строчку чарта. Его успех определил и судьбу альбома «Read My Lips», поднявшегося во Франции до 6-й строки. В Великобритании франкоязычный сингл не был столь успешен и занял лишь 14-ю позицию. Также его ждали: 25-е место в Германии, 26-е в Нидерландах и 47-е в Италии.

You Make Me Feel (Mighty Real)

You Make Me Feel (Mighty Real)

В своих интервью Самервилл неоднократно заявлял о том, что диско его любимый стиль музыки - во многом из-за той роли, которую оно сыграло в истории гей-культуры.

Стиль диско зародилось в начале 70-х в подпольных нью-йоркских клубах, где собирались отверженная обществом публика. Новая музыка была своеобразным манифестом той любви, которой Джимми посвящал свои песни!

Джимми Самервилл

Джимми Самервилл:

Моя первая настоящая встреча с музыкой в подростковом возрасте была в подпольном клубе. Чтобы потанцевать, люди собирались в подвале. Там я встретил людей, которые тоже были на периферии общества [1].

За свою творческую карьеру Джимми уже не раз обращался к диско. Его песни: «I Feel Love», «Don’t Leave Me This Way», «Never Can Say Goodbye» были каверами на известнейшие диско-шлягеры 70-х, исполненные знаменитыми гей-иконами: Донной Саммер, Тельмой Хьюстон и Глорией Гейнор. Певец Сильвестр, исполнявший «You Make Me Feel» сам был активным геем, а его голос был очень близким по тональности к фальцету Джимми.

Песню «Ты заставляешь меня чувствовать» Сильвестр и Джеймс Уиррик записали в 1978-м году для альбома «Step II» («Шаг второй»). Это был один из самых ранних хай-энерджи треков, созданный с большим опережением своего времени, когда новый стиль ещё толком не сформировался.

К концу 80-х звучание хай-энерджи уже вышло из моды, в нью-йоркских гей-клубах давно танцевали техно и хаус, но год назад жизнь Сильвестра оборвала «чума ХХ века», и эта песня стала своего рода данью памяти и уважения. Джимми никогда не встречался с Сильвестром, но Сильвестр был знаком с творчеством Самервилла и положительно о нём отзывался.

В исполнении Джимми сингл занял 5-ю строчку британского чарта, таким образом обойдя оригинал (11 лет назад сингл Сильвестра был на 8-м). На родине Сильвестра, где тоже чтили его память, сингл занял 34-ю строчку в чарте танцевальной музыки и 87-ю в Billboard Hot 100. Во французских чартах, хорошо разогретых «Comment Te Dire Adieu», песня поднялась до 7-й строки.

Read My Lips

Стив Бронски - Вы слышали какие-нибудь из сольных альбомов Джимми? Если да, то что вы о них думаете?
Стив Бронски:
- Боюсь, что я не слышал никаких альбомов Джимми с момента вывода «Read My Lips», который мне очень понравился [2].

В работе над новым альбомом Самервилла принимал участие как бывший продюсер The Communards – американец Стефан Хэйг, так и новый продюсер - бельгиец Паскаль Гэбриел, создатель знаменитых хаус-проектов S’Express и Bomb the Bass. В конце 80-х он также сотрудничал с Erasure, экс-солисткой Blondie Дэбби Хэрри и Клаудией Брюкен.

Read My Lips

Забавные рисунки на обложках альбома и синглов были выполнены студией Me Company. Альбом посвящался известному американскому драматургу и гей-активисту Ларри Крамеру.

Параллельно с работой над альбомом, Джимми записывает песню «From This Moment On» («С этого момента») для благотворительного сборника «Red Hot + Blue», посвящённого проблеме ВИЧ. Альбом содержал песни Коула Портера, исполненные популярными британскими музыкантами: U2, Erasure, Sinead O'Connor, The Fine Young Cannibals и другими.

После этой записи, Джимми уезжает в Сан-Франциско, где записывает синглы «To Love Somebody» и «Run From Love».

Песня «Read My Lips (Enough Is Enough)», написанная самим Джимми, не повторила успех предшественников, получив лишь 26-ю строчку в британском чарте. В ней он, в очередной раз, призывал к борьбе за свои права:

И мы будем бороться
За нашу любовь и гордость!
И мы будем бороться
Вместе постоим
За право жить и умереть с достоинством!

В видеоклипе периодически крупным планом показывались слова «Действуй!» и «Вставай!».

Ещё одним кавером была песня «To Love Somebody», её оригинал в исполнении группы Bee Gees в 1967-м году достиг 17-й позиции в США и 14-й в Великобритании. И снова успех Джимми превзошёл оригинал! В его исполнении песня достигла 8-й позиции в британских чартах! На обратной стороне сингла был довольно интересная песня «Rain», сочетавшая в себе элементы хаус и джаза, а также супер-хит Bronski Beat пятилетней давности – «Why?».

Начало 90-х

Run From Love

Девяностые годы стали переломным моментом в творчестве многих звёзд. Те из них, чьё звучание у публики прочно ассоциировалось с 80-ми, так и не смогли пережить резкую смену музыкальной культуры, перейти от диско к хаусу и техно, не утратив своей индивидуальности. По-настоящему удалось это лишь единицам. На некоторое время прерывается и музыкальная карьера Джимми. Он исчезает из чартов, уступив место более молодым и модным музыкантам. Но его творчество не прекращается.

Джимми Самервилл

«Если вы исчезаете на несколько лет, вы теряете силу. Исчезая, я рисковал. Теперь я понимаю, что коммерческий успех это не единственный вид успеха, который можно иметь. Так много людей борются за него годами, лишь немногие группы достигли успеха со своей первой записью, но я стал успешным и популярным моментально, в очень больших масштабах, что было страшно. Сейчас моя карьера идёт в обратном порядке [3]».

(Джимми Самервилл)

В 1990-м году студия London Records выпустила мини-альбом лучших треков Джимми Самервилла «Greatest Hits», в который вошли песни: «Read My Lips», трек «Коммунаров»: «Never Can Say Goodbye» и две работы Bronski Beat: «I Feel Love» и «Love».

В 1991-м году Джимми выпустил сингл «Run From Love» («Беги от любви»), исполненный совместно с певицей немецкого происхождения Клаудией Брюкен, который достиг только 52-й строчки в чарте. Это был уже не старый-добрый синти-поп, а ультрамодный хаус. В остальном же, всё осталось как прежде – и великолепный вокал Джимми, и его эмоциональная исполнительская манера.

В 1992-м году Джимми снялся в роли ангела в фильме Салли Поттер «Орландо», главный герой которого – гермафродит Орландо (его роль сыграла Тильда Свинтон) служит при дворе королевы Елизаветы I, обладая чудесным даром не стареть. Саундтрек к фильму был выпущен отдельным диском. Большая часть музыки была написана режиссёром фильма – самой Салли Поттер, однако Джимми принял участие в фильме и как музыкант, записав трек «Coming», вышедший отдельным синглом в 1993-м году с четырьмя версиями трека.

Джимми Самервилл

«В последние несколько лет я открывал себя. Я узнал, что такое быть частью группы, которой не безразлична проблема СПИДа. Эта болезнь унесла жизнь уже нескольких моих близких друзей. Для следующих своих песен я использую жизненный опыт, полученный мной в последние годы. Мои песни будут посвящены жизни, сексу и смерти».

(Джимми Самервилл)

Джимми Самервилл в фильме Орландо

В том же 1993-м году Джимми записал совместный трек с группой Voice Of The Beehive – «Gimme Shelter» («Приюти меня»), техно-кавер на одноимённую песню The Rolling Stones.

Всего на сингле было пять различных версий этой песни в исполнении таких групп как Heaven 17 и Ханна Джонс, New Model Army и Том Джонс, Thunder, 808 State и Роберт Оуэнс. Все сборы от сингла были перечислены в благотворительный проект «Putting Our House In Order» («Приводя наш дом в порядок»), занимавшийся сбором средств для бездомных. Отдельного внимания заслуживает весёлый видеоклип, снятый в жанре комикса.

В 1994-м году Самервилл принял участие в финансировании кинокомпании «Normal Films», выпустившей фильм Стива МакЛина «Postcards From America» («Открытки из Америки»), который принимал участие в кинофестивалях в Торонто и Нью-Йорке.

Сюжет фильма раскрывал проблемы взрослении гея во враждебном окружении и базировался на автобиографической повести Дэвида Войнаровича, который умер от СПИДа в 1992-м году. Этот фильм встретил неоднозначные оценки. Даже по мнению некоторых открытых геев он получился чересчур откровенным.

Не прекращал Джимми и общественную деятельность. Находясь в Калифорнии, Самервилл участвовал в мероприятиях ACT UP – организации, известной своими радикальными публичными акциями, которая боролась за улучшение жизни больных СПИДом. Её девиз был: «Молчание=смерть». Участие в мероприятиях ACT UP неоднократно приводило к аресту Джимми [4].

Интересное

  • «Read My Lips» был первый сольный альбом Джимми Самервилла, выпущенный на следующий год после расставания с Ричардом, но не первая сольная работа. В 1985-м году первый сингл «Коммунаров» - «You’re My World» вышел под именем Джимми Самервилла и Ричарда Коулса
  • Каверы на песню «To Love Somebody» выпускались регулярно, её перепели Дженис Джоплин и Нина Симоне, Том Джонс и Бонни Тайлер

Ссылки

1. Интервью изданию «Electronic Beat», 11 марта 2015 (англ.)

2. Интервью Стива Бронски (англ.)

3. Интервью для издания «Индепендент», 7 сентября 1997 года (англ.)

4. Статья «Искусство и активизм Джимми Самервилла» (англ.)

5. Интервью Джимми Самервилла изданию «Quietus», 25 марта 2015 года (англ.)

6. Фан-клуб «Bronski Beat, Communards, Jimmy Somerville» ВКонтакте

Больше статей...

Вам это может быть интересно!

Барбаросса рок-н-ролла

16/09/1984

Пропагандистская статья журналиста Юрия Филинова, опубликованная в газете «Комсомольская правда» в сентябре 1984-го года, в период борьбы с рок-музыкой, развернувшейся в период правления Константина Черненко.

15 величайших продюсеров пост-диско эры

14/08/2016 16:26

80-е были временем новых открытий. Сегодня мы поговорим о тех, благодаря кому эти открытия происходили – продюсерах эры пост-диско!

Группа Ласковый май. Часть 23. Год 1994-й

27/06/2022 03:44

1994-й год в истории Ласкового мая. Альбом Юрия Шатунова Ты помнишь, суд Андрея Разина с мамой Горбачёва, интервью Владу Листьеву

Дискотека внутри и около

01/01/1987

Статья о ленинградской дискотеке «Невские звёзды», открытой в Невском районе в середине 80-х, прообразе будущих ночных клубов. Автор статьи - основатель дискотеки Роберт Вартанян.

Юркины гастроли

12/11/1988

Статья о Юрии Шатунове из «Комсомольской правды» за ноябрь 1988 года.

Группа Ласковый Май. Часть 5. Золотой век

05/10/2017 23:00

Золотой век в истории Ласкового мая - начало 1989-го года. Первые успехи, гастроли, сверхприбыли

Больше статей...
фото Джимми Самервилл
Основная информация
ИмяJimmy Somerville
Полное имяJames William Somerville
Дата рождения22 июня 1961 г.
Место рождения22 июня 1961 Глазго, Шотландия, Великобритания
Годы активности1983 - наст. вр.
Жанры
Синти-поп

Творческая деятельность
Исполнитель

Автор текстов

Композитор

Страна
Великобритания


Шотландия


Участие в группах и проектах
Bronski Beat

The Communards

Сайт -