Вверх
Главная 🞂 Артисты 🞂 Виктор Дорохин


Виктор Дорохин

🞀 Другие статьи

1 марта 1987 г.

В. Дорохин

Музыкальные возможности компьютера

Музыкальные возможности компьютера

Фирма «Мелодия» выпускает несколько песен на пластинках и магнитофонных кассетах, сочиненных и записанных с помощью современной компьютерной техники и системы МИДИ композитором Виктором Дорохиным. Это исполненная Валерием Леонтьевым песня «Женский портрет», давшая название всей пластинке (C60 25179 007), находящиеся в работе песни «Красная книга» в исполнении Сергея Беликова, «20° мороза», «На минутку» в исполнении Кати Семеновой.

В настоящее время довольно много музыкантов и коллективов нашей страны располагают техникой МИДИ и, поскольку техника эта новая, нуждаются в обмене информацией. Судить об этом можно хотя бы по объему переписки, которую ведет Виктор Дорохин. Советская промышленность приступила к выпуску микрокомпьютеров «Электроника БК-100», «Микроша» (32 килобайта), имеющих встроенные генераторы, что позволяет использовать их для программирования музыкальных произведений. Это означает, что система МИДИ получит еще большее распространение, а по мере совершенствования отечественной аппаратуры применение ее будет расти.

Музыкальные возможности компьютера

Сегодняшняя публикация познакомит наших читателей с этой техникой и, мы надеемся, поможет раскрыть некоторые секреты, полнее использовать возможности МИДИ.

Я вошел в студию точно в назначенное время. Звукорежиссер уже сидел за пультом. Я скоммутировал синтезаторы, ритм-композер и компьютер. Звукорежиссер посмотрел на часы и сказал: «Какой же неточный народ эти музыканты! Как всегда, опаздывают...» «Все мои музыканты уже здесь»,- ответил я и достал из сумки флоппи диск. Звукорежиссер посмотрел на меня с подозрением: «Ну-ну». Я вставил флоппи-диск в дисковод, набрал магический код программы, на дисплее компьютера появился вопрос «Вы готовы?». Пришлось переадресовать этот вопрос звукорежиссеру. «О да»,- ответил тот с любопытством. «Тогда поехали», - сказал я и нажал кнопку «RETURN». Через 3 минуты 40 секунд фонограмма была записана.

Все, кто имеет отношение к звукозаписи, знают, что еще не так давно в студию приходили музыканты и вокалисты и все вместе долго записывали фонограмму песни. Бурное развитие электронных музыкальных инструментов, вторжение в музыку микропроцессоров перевернули с ног на голову понятие о современной звукозаписи.

На Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия» недавно была выпущена пластинка «Женский портрет» из серии «Для вас, женщины». В записи песни «Женский портрет», которая дала название этой пластинке, участвовали всего два человека: певец Валерий Леонтьев и я - автор музыки. И хотя на конверте пластинки написано, что песню записал ансамбль под управлением Виктора Дорохина, я все же раскрою вам секрет: весь ансамбль состоял из компьютера «Коммодор-64», синтезаторов «Ямаха DX-7», «Роланд JX-8 II», «Роланд Джуно- I» и ритм-композера «Роланд-TR-707». Сначала расскажу вам немного о своем ближайшем помощнике компьютере «Коммодор-64». О компьютерах сейчас пишут много и по любому поводу. С одной стороны, происходит фетишизация ЭВМ, а с другой стороны, проявляется полное непонимание сильных и слабых сторон компьютера.

Музыкальные возможности компьютера

Часто приходится слышать, что ЭВМ может варить суп, нянчить ребенка, играть в шахматы и даже управлять фабрикой или заводом.

A в одном из журналов я как-то прочитал, что для того, чтобы написать песню, достаточно нажать кнопку компьютера- шлягер готов! К сожалению, многие забывают, что компьютер способен выдавать только ту информацию, которую в него заложил человек.

В связи с этим я и хочу поговорить с вами о музыкальных способностях компьютера. Я начал заниматься компьютерной музыкой два года назад. Изучил языки программирования бейсик, паскаль и фортран. Как любое обучение на инструменте начинается с «Чижика-пыжика», так и на компьютере я сначала научился программировать это несложное произведение. И так, от простого к сложному, я двигался по пути изучения премудростей бейсика...

Мой «Коммодор-64»-это восьмибитовый компьютер с памятью объемом в 64 килобайта. Этой памяти вполне хватает на несколько крупных музыкальных произведений. Используя собственный генератор компьютера, можно программировать очень интересные звуки - от звуков, которых не существует в природе, до звуков практически любого музыкального инструмента.

«Коммодор-64» состоит из компьютера с клавиатурой, монитора и дисковода, в который закладываются флоппи-диски. Поскольку компьютер является электронным устройством, то после его выключения вся информация исчезает.

Однажды, когда после многих часов работы фонограмма песни была готова И я пошел на кухню попить кофе, у нас во всем доме отключили свет. Когда я вернулся к компьютеру, то вся информация, которую я заложил в программу, исчезла. Не стану описывать, что я в тот момент чувствовал; скажу лишь, что после этого случая я стал «сбрасывать готовую программу на флоппи-диски. Эти маленькие диски обладают хорошей магнитной памятью и являются моим музыкальным хранилищем, своеобразной фонотекой, в которой собраны запрограммированные мной музыкальные произведения. С помощью определенного произведения. С помощью определенного кода в любой момент я могу воспроизвести на компьютере тот или иной звук или целую музыкальную пьесу.

КОМПЬЮТЕР - ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ПОМОЩНИК КОМПОЗИТОРУ, АРАНЖИРОВЩИКУ, МУЗЫКАНТУ. НО ОН ИМЕННО ПОМОЩНИК: КОМПЬЮТЕР ЛИШЬ ТИРАЖИРУЕТ ИНФОРМАЦИЮ, HO HE ОБОГАЩАЕТ ЕЕ.

Как на производстве компьютер может управлять станками, так и в музыке он может управлять синтезаторами, ритм-композерами, секвенсорами - при использовании современной системы «МИДИ.

«МИДИ - МЬЮЗИКЛ ИНСТРУМЕНТ ДИГИТАЛ ИНТЕРФЕЙС - это универсальная система, способная передавать информацию с одного электронного музыкального инструмента на другой. Информация передается от одного инструмента к другому в виде серии цифровых кодов.

Во многих современных музыкальных электронных клавишных инструментах, особенно в более крупных Полифонических, фактически все регулировочные команды внутри инструмента подаются в цифровой форме и под контролем одного или нескольких микропроцессоров. Чтобы пред ставить себе систему «МИДИ» в работе, достаточно представить оператора на железной дороге, координирующего движение поездов по разным путям.

Прежде чем записывать Женский портрет» в студии, я про делал большую подготовительную работу дома.

Обычно свою работу по аранжировке я начинаю с ритма. Выверив точный темп и найдя нужный для песни ритм, я запрограммировал в ритм-композер всю ритмическую основу песни, причем старался «оживить» партию ударных путем небольших хитростей. Так, например, все сбивки барабанщика я сдвинул на 1/16 вперед, чтобы создалось ощущение живого исполнения...

В компьютер Коммодор-64» я за программировал бас, гармоническую основу, секвенсорные ходы. (Секвенсор - это что-то наподобие музыкальных автоматических фраз. Такие фразы встречаются у классиков - Моцарта, Бетховена, Шопена и других. Думаю, что именно им, гениальным композиторам прошлого, обязаны мы появлением в конце ХХ века секвенсора...)

Когда фонограмма была готова, я "сбросил" всю информацию на флоппи-диск. Но я не ограничился только этим. Ту же самую информацию «сбросил» еще и на обыкновенную компакт-кассету. В течение нескольких дней я по многу раз слушал эту кассету для того, чтобы понять, насколько правильно выбрал темп, удачны ли тембральные соотношения и вообще ритмическая структура песни.

Компьютер замечателен еще и тем, что в любой момент, если возникают сомнения относительно фонограммы, можно всегда внести коррективы практически в любой такт.

Современная электронная музыкальная аппаратура в своем разнообразии позволяет музыканту экспериментировать в поисках новых звучаний. То, чего не хватает генератору компьютера, существует в других электронных музыкальных инструментах. В суммарном использовании компьютера и синтезаторов разного класса открываются грандиозные возможности.

Поэтому в записи своей песни я использовал помимо компьютера и ритм-композера еще три различных синтезатора. Соединив компьютер, ритм-композер и синтезаторы по системе «миди» и набрав на синтезаторах нужные тембры, я записал инструментальную фонограмму песни «Женский портрет» за 3 минуты 40 секунд, то есть за время звучания песни.

После этого вокалисту, в данном случае Валерию Леонтьеву, оставалось лишь сделать вокальное наложение на готовую инструментальную фонограмму.

На примере еще одной своей песни «Красная книга (исполнитель - Cepгей Беликов), которая также скоро выйдет на пластинке, я хочу рассказать вам о том, как можно записать инструментальную фонограмму, используя синхронизацию. Это другой подход к звукозаписи. Отличие его от предыдущего способа состоит в следующем: когда вы в студии записываете партию ударных инструментов (c ритм-композера), параллельно с этим на одну из отдаленных дорожек, скажем, на двадцать четвертую, вы прописываете так называемый синк-тон. Это темпо-временной сигнал, который дает команды «старт» и «стоп». Этот сигнал позволяет синхронизировать все музыкальные партии. Преимущество этого способа состоит в том, что имея лишь один синтезатор (в данном случае - «РОЛАНД ДЖУНО-I») можно воссоздать целую гамму звуковых красок, потому что синк-тон позволяет многократно делать всевозможные музыкальные наложения. Естественно, всем этим по-прежнему управляет компьютер «Коммодор-64».

Признаюсь, что есть звуки, которые пока что трудно поддаются программированию. Одним из таких звуков является звук гитары. Поэтому соло на гитаре в песне «Красная книга» играет прекрасный гитарист Сергей Кудишин. Этим приемом-сочетанием компьютера и живого исполнения можно пользоваться для большей выразительности.

Сейчас я работаю уже с двумя компьютерами, сопряженными по системе «Миди». Это упоминавшийся «Коммодор-64» и «Коммодор-128» - Новый шестнадцатибитовый [на самом деле, он 8-битный - прим. ДЭ] компьютер с обьемом памяти в 128 килобайт. Альянс этих двух умных машин продемонстрирован мною в записи инструментальных пьес к телевизионному новогоднему «Огоньку» 1987 года и других передачах ЦТ и BP.

Все, что я рассказал вам - это верхушка айсберга. Знакомство же с его подводной, большей, частью состоится в будущем. Но все же это - не область фантастики, это уже часть нашей жизни.

В. ДОРОХИН, композитор «МЕЛОДИЯ» 3, 1987

Больше статей...

Вам это может быть интересно!

15 величайших песен Принса, ставшие хитами в исполнении других музыкантов

07/06/2022

Помимо успешной музыкальной карьеры, Принс был известен и как талантливый продюсер. Его песни исполняли десятки групп, и сегодня мы познакомимся с лучшими песнями Принса, ставшими хитами в исполнении других исполнителей!

Мученические мантры Боя Джорджа

01/02/1992

Статья из журнала Кругозор за 1992-й год, посвящённая сольному творчеству Боя Джорджа и его новому альбому «The Martyr Mantras».

Звучание 80-х

19/06/2016 11:09

История танцевальной музыки начала 80-х

15 песен Принса, ставшие хитами в чужом исполнении

29/04/2016 18:16

Помимо успешной музыкальной карьеры, Принс был известен и как талантливый продюсер

Сергей Сулимов

08/06/2017 20:33

Биография Сергея Александровича Сулимова, создателя группы Авария

Группа Бай Бай

20/09/2017 16:04

Биография диско-проекта Бай Бай, солистами которого стали два бывших участника группы «Ласковый май-2»: Сергей Кузнецов и Саша Ложенко.

Больше статей...
фото Виктор Дорохин
Основная информация
Полное имяВиктор Васильевич Дорохин
Дата рождения02 ноября 1944 г.
Место рожденияРаменское, Московская область, РСФСР
Дата смерти01 июля 2009 г.
Жанры
Советская Эстрада

Диско Перестройки

Русский Поп

Русский Хип-хоп

Творческая деятельность
Композитор

Продюсер

Музыкант

Аранжировщик

Звукорежиссёр

Клавишник

Ударник

Страна
Россия


СССР


Участие в группах и проектах
Поющие сердца

Сайт -