Вверх

Дмитрий Семенидо

Последнее интервью Аллы Гольцевой

Алла Гольцева

Часть 2. Про Сергея Кузнецова

Сергей Кузнецов и Алла Гольцева – две разные эпохи в жизни Ласкового мая, два творческих этапа, две непересекающиеся вселенные. Их творчество очень разное. Песни Кузнецова пронзительные и эмоциональные, они заставляют переживать и иной раз накрывают очень сильно. Они метафоричны – это своего рода поэтические пейзажи, где пейзажной лирикой застилаются темы любви, измены, боли и смерти. Часто они бывают депрессивны. Весёлых песен у Кузнецова почти нет, а те, что есть – не самые лучшие его работы.

И конечно, когда Алла Гольцева пришла в студию Ласковый май, там ещё были живы воспоминания об основателе группы и её музыкальном руководителе, творчество которого уже имело десятки подражателей по всей стране.

Сергей Кузнецов

Можно было пытаться подстроиться под стилистику Кузнецова (как делали и продолжают делать многие) и навсегда остаться в его тени, но Алла Николаевна выбрала иной путь - на первый взгляд более сложный. Она написала совершенно новые песни, такие же как она сама – весёлые, оптимистичные и очень лёгкие! И публика их приняла!

Как вы относитесь к творчеству Сергея Кузнецова? Он был автором ЛМ до вас, и перед вами была очень непростая задача занять его место.

Песни Сергея Кузнецова ценны тем, что впервые появился такой жанр, как сиротская любовная лирика, лирика первой подростковой любви, чего раньше не было. До Кузнецова этот жанр просто не существовал. Поэтому его песни стали настоящим потрясением для подростков, независимо от того, есть у них родители или нет. В этом и кроется феномен кузнецовского ЛМ.

Известны ли Вам причины его конфликта с Разиным?

Я не общалась с Кузнецовым и подробности ухода Кузнецова из ЛМ мне неизвестны.

Как Вы относились к тому, что Ласковый май исполняет песни группы «Мама»?

Об исполнении Шатуновым песен группы «Мама» я не знала.

Почему даже в наши дни многие хотят подражать звучанию Сергея Кузнецова?

Очень просто: многие питают надежду, что популярность ЛМ можно возродить! И напрасно: редчайшее совпадение нескольких по-настоящему ГЕНИАЛЬНЫХ песен Кузи с образом Юрки (сиротская, подростковая ЛЮБОВНАЯ лирика) НЕПОВТОРИМЫ! Всё, что написано Кузей потом - просто суррогат, уступающий песням Шурочкина!

Про Октябрьский альбом

Осенью 89-го вышел так называемый «октябрьский» альбом ЛМ (традиция именовать альбомы по месяцам их выпуска, очевидно, отсылала к пленумам ЦК КПСС, но она же говорит и о скорости, с которой эта работала эта хит-машина), все песни которого исполнил Андрей Разин. Хорошо заметна их стилистическая выдержанность: все они посвящались ему (кроме песни про Кристину) и были автобиографичны. В них раскрывался путь «брошенного котёнка» (а Разин действительно был сиротой, потерявшим обоих родителей), до «красного лимузина».

Многие песни Разина автобиографичны. Это был его запрос или случайное совпадение?

Да, Дима, это был запрос, вернее просьба Разина написать для него песни, подтверждающие его родство с Горбачёвым, с атаманом Стенькой Разиным, ну и его «биографию» в стихах. Я написала целый цикл «автобиографических» песен: «Дядя Миша», «Атаман», «К любимой бабушке» («Бабушка»), «Фатима», «Ах, Кристина», «Красный лимузин» («Автомобиль»). Все персонажи - реальны! Хотя ни племянником Горбачёва, ни родственником Стеньки, ни внуком бабы Вали, ни..., ни.... и так далее, Андрей никогда не был. Это всё красивая легенда. Но тем не менее, с этой легендой всё чётко совпадало!

Про Шурочкина

Насколько я понимаю, Владимира Шурочкина Разин терпел потому, что группе нужен был композитор, и какое-то время Владимир успешно справлялся с этой должностью?

Да, но терпел он его очень недолго! Выбравшись из репертуарного кризиса 1989 года с помощью песен Шурочкина, Разин «оклемался» и завраждовал с двойником по-серьёзному! Но выхода из этого кризиса НИКОГДА не было бы без меня: к музыке Шурочкина НИКТО не мог написать стихи, а на стихи Шурочкин не пишет! Я же все песни написала НА МУЗЫКУ! Потом Шурочкин стал ненужным Разину! Писали другие композиторы: А. Мешаев, И. Пушкарёв, Ю. Куликов! Разин дорожил в это время только мной! Он даже Шаинскому заявил, что композиторы у ЛМ разные, а поэт – «штатный» - Алла Гольцева!

Таким образом, причина, по которой Юрий Веселов обратился именно к Алле Гольцевой (а не к какому-нибудь поэту-песеннику из советской богемной тусовки), заключалась в том, что Владимир Шурочкин не писал музыку на стихи. Сам он тексты тоже не писал. Его композиции рождались в виде мелодий, которым требовались слова, написать которые должен был кто-то другой. Писать слова под готовую музыку - для поэта задача довольно нетривиальная, но именно этим Алла Гольцева занималась в своём ансамбле, о чём знал Веселов.

Вы продолжили сотрудничество с Владимиром Шурочкиным после его ухода из Ласкового мая.

Да, за это «сотрудничество» с Володей Шурочкиным я имела много недовольства от Андрея Разина. Но Разин ко мне относился с огромным уважением, а к Шурочкину с такой же огромной неприязнью, даже враждебно!

Противостояние и неприятие Шурочкина Разиным особенно сильным было, когда Шурочкин создал группу с участием подростка Нюши, перепевающую песни Шатунова. В интернете есть ролики с ужасными высказываниями Андрея в адрес Шурочкина. Поэтому Шатунов не спел ни одной песни Шурочкина, а песни для Шатунова на мои стихи писал Толя Мешаев.

Недавно Шурочкин опубликовал в YouTube очень подобострастное интервью кому-то о его почтении к Разину. Обыкновенное для многих персон шоу-бизнеса приспособленчество. Как к Шурочкину относится сейчас Разин я не знаю.

Известно ли из-за чего Разин не любил Шурочкина и почему тот так быстро покинул Ласковый май?

Дима, Шурочкин был не в ОСНОВНОМ составе ЛМ, а в двойнике у Томилина, с которым Разин «боролся»!!!! Шурочкин никогда не был в разинском ОСНОВНОМ ЛМ! Поэтому говорить о том, что Шурочкин ПОКИНУЛ ЛМ не стоит - он в нём никогда не состоял!

Но, как мне помнится, Шурочкин принимал участие в шоу-ревю «Белые розы белой зимой», и песня «Ласковый май» в его исполнении попала на пластинку ЛМ «Маскарад»…

Именно так! А в ревю Разин терпел Шурочкина только из-за того, что на этом настаивала я! …В ревю есть номер, где Шурочкина выкидывают со сцены (выносят на руках) под соответствующую реплику Разина о врагах ЛМ! Получилось очень удачно и эту сцену Саида Медведева (автор сценария) включила в спектакль!

Получилось весело и смешно!

Да, ревю ставили очень серьёзные люди! Успех был колоссальный! Два сезона по 10 спектаклей в «Олимпийском» после «Рождественских встреч» Пугачёвой! Весь тогдашний бомонд посмотрел ревю! Я, кстати, имела отношение к разработке сценария. Но Разин этого «величия», к сожалению, не оценил!

Сохранялся ли прежний формат после ухода Шурочкина? Например, такие песни как «Бабушка» и «Фатима» тоже писались под готовую минусовку?

Нет, Дима! Мешаев, Пушкарёв, Куликов писали НА МОИ СТИХИ!

Автором песен третьего альбома Владимира Шурочкина «Эммануэль» была Ольга Скрипник. Почему вы прекратили сотрудничество в 91-м году?

Мы не прекратили в 91 году сотрудничество, а «переключились» на создание альбома Олеси Долл, продюсером которой была я. Альбом вышел и был быстро раскуплен. Но в эти же годы был написан альбом для Шурочкина «С корабля - на бал!». Потом Шурочкин «переключился» на продюсирование своей дочери Анюты (Нюши) в составе созданной им группы подростков «Гризли», перепевавшей песни ЛМ и сам больше нигде не выступал в качестве вокалиста. Песни стали просто не нужны, т.к. Нюша отвергла авторский дуэт Шурочкин-Гольцева и писала песни сама! А Шурочкин стал её незаявленным, но основательным и главным продюсером.