Вверх
Главная 🞂 Стили музыки 🞂 Диско


Диско

2015-12-18 02:24:37

Дмитрий Семенидо

Диско культура

Disco Culture

В этой статье мы обсудим ключевые аспекты диско-культуры: моду, танцевальные стили, а также её вклад в историю телевидения и кинематограф. Отдельно будет сказано о культовом фильме «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой и роли этой картины в истории диско.

Диско-мода

Основная статья: Мода эпохи диско Disco fashion

Диско-мода была мощным трендом 70-х. В отличие от других стилей, её диктовали не дизайнеры, а обыкновенная городская молодёжь, подавляющее большинство которой было геями, чернокожими и латиноамериканцами. Это было время блеска и гламура, ярких тканей и синтетики - в самых разных сочетаниях!

Главными приметами времени стали полиэстеровый костюм, «ушастые» рубашки, брюки-клёш и ботинки на высокой платформе. Образ Тони Манеро, блестяще сыгранный Джоном Траволтой в «Лихорадке субботнего вечера» сделал необыкновенно популярным сочетание белого костюма-тройки с чёрной рубашкой – до этого так одевались, разве что, наркоторговцы из Флориды!

Девушки носили длиннополые платья Хальстона с глубоким вырезом на груди, доходившим почти до трусиков (впрочем их тоже надевали далеко не всегда). Также в моде были юбки-макси, сарафаны на бретельках, комбинезоны и брючные костюмы.

Disco fashion

Увлечение комиксами и научной фантастикой привнесло в моду множество блестящих элементов: блёсток и бижутерии, сияющие платья и костюмы, куртки, шорты, зонты – в моду входит новый материал: «металлик». На какое-то время диско-исполнители стали походить на героев комиксов, появляясь на сцене в футуристических скафандрах с причудливыми головными уборами!

Влияние гей-культуры в значительной степени размывало границы мужской и женской моды: представители обоих полов носили похожие брюки-клёш, нейлоновые рубашки, полупрозрачные топы и причёски афро.

На излёте 70-х диско-мода ушла в прошлое вместе с диско-музыкой, но она оказала огромное влияние на моду 80-х: яркие ткани, синтетика, металлик и другие блестящие элементы никуда не делись, они лишь поменяли форму!

Делай хастл!

Gloria Gaynor

«Во времена моей мамы это называлось линди-хоп, потом оно превратилось в свинг. Мы называли это хастл» [1]. Michael Musto

(Глория Гейнор, певица)

«Хастл был величайшим танцем всей диско-эры» [2]

(Майкл Мусто, журналист)

В 60-х танцы были очень индивидуальными – партнёры почти не касались друг друга. В эпоху диско танцы становятся максимально контактными и сексуальными, в моду входит новый танцевальный стиль – хастл!

Хастл возник как попытка приспособить латиноамериканские танцы: сальсу, танго, румбу, самбу и ча-ча-ча, а также американский вест кост свинг к диско-ритму, то есть, танцу на четыре счёта. Disco hustle В немалой степени популяризации танца способствовала песня Вана Маккоя «The Hustle», возглавившая чарты поп и соул-музыки летом 1975-го года.

Главным достоинством хастла была его простота – он не требовал длительного обучения, значительная часть движений строилась на импровизации. А это значит, танцевать его можно было даже с абсолютно незнакомым партнёром, что было актуально в ночных клубах, куда люди приходили, чтобы завязать знакомство. Буквальное значение хастла «толкотня, суета» в диско-сленге приобрело значение «сексуальный флирт» [3].

В эпоху диско танцы становятся универсальным языком клубной молодёжи, способом социализации и налаживания контактов, в первую очередь сексуальных. Умение хорошо танцевать становится ещё одним способом выделиться!

Deney Terrio «Парни смотрели на тебя с завистью, потому что ты умел танцевать, а женщины обожали тебя, за то, что ты мог красиво двигаться… Стоило мне выйти на танцпол, все оборачивались: эй, это же тот парень, который умеет танцевать!» [2].
Billy Fajardo
(Дени Террио, хореограф и ведущий шоу «Dance Fever»)

«Когда ты начинал танцевать, люди образовывали вокруг тебя круг просто, чтобы наблюдать как ты танцуешь. Это было восхитительно, это было как шоу!» [2].

(Билли Фахардо, танцор)

Чтобы подстегнуть нараставший спрос, многие ночные клубы начинают давать открытые уроки танцев и проводить танцевальные конкурсы с денежными призами - их можно видеть в таких фильмах как «Слава Богу, пятница!» и «Роллер-буги». Аналогичные конкурсы проводились и на телешоу.

Впервые профессиональные танцоры становятся звёздами: Эдди Вега и Лиза Нанзиелла, победившие в национальном конкурсе Ed McMahon Star Search, Флойд Чисем и Нелли Котто, выигравшие титул Национальных Короля и Королевы Хастла на шоу Мёрва Гриффина, а также Билли Фахаро и Сандра Ривьера, дважды ставшие чемпионами мира.

«The Complete Guide to Disco Dancing»

Становятся популярны школы танцев, в которые молодёжь шла толпами, чтобы овладеть техникой контактного танца, научиться танцевать бруклинский, нью-йоркский и латинский хастл, а также «дискофокс» (который танцевался на три счёта), бачу, рок-стеди и даже освоить движения роботов! Настоящим бестселлером становится книга Карэн Ластгартен «Полное руководство по диско-танцам» («The Complete Guide to Disco Dancing»)[4]. Она 13 недель возглавляла список бестселлеров Нью-Йорк Таймс и была переведена на французский, немецкий и даже китайский языки!

Но самый большой всплеск танцевальной моды вызвал фильм «Лихорадка субботнего вечера», для героев которого танцы были важной частью их жизни. Характерные движения руками, которые делал персонаж Тони Манеро, получили название «траволта» [5]. Другими популярными движениями на дискотеках были «Hang loose», «Penguin», «Boogaloo» и «Watergate».

Karen Lynn Gorney «Я всегда обожала танцы и училась всем новым танцевальным движениям – я была одержима этим» [2].

(Карен Линн Горни, «Лихорадка субботнего вечера»)

Dave Marsh «Когда танцуют чернокожие, это считается нормальным, когда танцуют белые, это преподносится как феномен. Диско-музыка не для того, чтобы её слушать. Диско – активная танцевальная музыка. Вот она для чего» [6].

(Дэйв Марш, рок-критик)

Танцевальная лихорадка захлестнула даже телевидение! Отныне учиться танцам можно было не выходя из дома, следуя урокам шоу «Step By Step» и «Dance Fever»!

Танцы на ТВ

Marty Angelo

«Новая эра принесла новые танцы, довольно сложные, и тогда я предложил – а давайте будем учить зрителей танцевать – шаг за шагом, в их собственных домах! Мамы и папы, бабушки и дедушки, дядя и тёти – даже маленькие дети обожали эту передачу!» [2].

(Марти Энджело, шоумен)

Первой телепередачей, целиком посвящённой танцевальным урокам, стало шоу Disco Step-by-Step Марти Энджело. Первые выпуски вышли в эфир в конце 1975-го года – тогда ещё в чёрно-белом формате.

Marty Angelo - Disco Step By Step

Часовая программа делилась на четыре части: в первой - «Disco Profile» выступали гости передачи, затем шла «Disco Dance Instruction» - в которой профессионалы обучали телезрителей новейшим танцевальным движениям, потом «Disco Spotlight» - в ней выступали танцевальные пары и, наконец, «Disco Make It or Break It» - в которой представлялись и обсуждались новые песни. Съёмки проходили в различных диско-клубах.

Огромные рейтинги телешоу позволили ему переехать с небольшого кабельного телеканала городка Буффало, штат Нью-Йорк на канал WBEN-TV, где оно приобрело цветное вещание, а его ведущим стал Кевин О’Коннелл.

На пике популярности диско число зрителей Disco Step-by-Step достигало 400 000! В гостях передачи побывали такие знаменитости, как Донна Саммер и Грэйс Джонс, музыканты групп Earth, Wind & Fire и Chic, Джон Траволта и многие другие. Программа выходила в эфир до 15 января 1980-го года [7].

В январе 1979-го года на канале Fox вышло шоу-варьете «Dance Fever», созданное известным медиа-магнатом Мёрвом Гриффином, автором таких известных проектов как «Поле Чудес» «Колесо Фортуны» и «Своя игра» «Риск!» [8]. Вёл передачу профессиональный хореограф Дени Террио, лично обучавший Джона Траволту танцам перед съёмками в фильме «Лихорадка субботнего вечера».

Deney Terrio «Я предложил Мёрву Гриффину: а давайте устроим танцевальный конкурс? На следующий день мне позвонили и сказали – мы не видели таких рейтингов за последние 13 лет!» [2]. Merv Griffin

(Дени Террио)

«Это было совершенно невероятно, и я сказал: давайте сделаем его еженедельным шоу! Так родилась Танцевальная лихорадка!» [2]

(Мёрв Гриффин)

Каждую неделю четыре танцевальные пары соревновались за денежный приз $1000. Судьи – как правило, приглашённые знаменитости, оценивали их по шкале от 70 до 100 очков.

Пара с самой высокой финальной оценкой проходила в следующий тур. Каждую пятую неделю был полуфинал, где четыре победителя месяца сражались за приз $5000. А каждую 25-ю неделю был финал, где приз возрастал уже до $25000!

«Танцевальная лихорадка» успешно пережила диско-эру, расширив число своих жанров за счёт стилей поп и R&B, просуществов до сентября 1987-го года. Похожее шоу существовало и в Великобритании под названием UK Disco Championships.

Танцевальные группы

Pan`s People

В 70-е годы телевидение играло всё более важную роль в шоу-бизнесе. Потребность в заполнении видеоряда породила спрос на профессиональных танцоров. Как правило, танцевальные коллективы создавались под конкретное телешоу, однако в дальнейшем могли выступать и независимо, снимаясь в других телепередачах, фильмах и видеоклипах.

Одним из первых телевизионных балетов стал девичий сикстет Pan's People [10], сформированный ещё в 1966-м году для поддержки шоу Top of the Pops, в котором выступали лидеры британского чарта. Изначально девушки выходили на сцену только когда артист по какой-либо причине не мог принять участие в съёмках, для исполнения танцевального номера под его музыку.

С начала 70-х потребность в большей зрелищности шоу сделала Pan’s People постоянными участницами программы. Помимо Top of the Pops коллектив принимал участие в таких передачах как Bobbie Gentry, Lulu, The Price of Fame и др.

Молодые танцоры Билли Фахаро и Сандра Ривьера основали коллектив The Disco Dance Dimensions [11] – одну из первых хастл-команд, славившуюся своими яркими костюмами и отточенными синхронными движениями. Поначалу они выступали в нью-йоркских клубах, на университетских вечерах и в курортных отелях Лас-Вегаса. В 1977-м году группа подписала контракт с передачей Don Kirschner's Rock Concert на канале NBC, где получила название «Don's Disco Dancers».

Hill`s Angels

Продолжателями традиций Pan’s People стала британская команда Hot Gossip, созданная хореографом Арлин Филипс. В 1978-м году коллектив был замечен телепродюсером Дэвидом Моллетом, пригласившим девушек в сатирическую передачу «The Kenny Everett Video Show» на канале Thames Television. В том же году Hot Gossips приняли участие в съёмках видеоклипа Сары Брайтман «I Lost My Heart to a Starship Trooper» [12], в дальнейшем они сотрудничали и с другими исполнителями.

В начале 1976-го года Pan's People на шоу Top Of The Pop's сменила группа Ruby Flipper, в которой были танцоры обоих полов, но очень скоро публика запротестовала и потребовала вернуть девушек. Осенью того же года, по образцу Pan's People был создан новый проект Legs & Co, который не покидал шоу вплоть до заката диско-эры в 1981-м году. К моменту первого выступления, названия для группы ещё не было придумано, и продюсеры предложили придумать его зрителям.

Помимо диско, Leg's & Co сопровождали музыкальные номера и в других стилях. К примеру, когда группы Sex Pistols и The Clash не явились на шоу, им приходилось танцевать даже под панк-рок!

Стоит также отметить сексапильных «Ангелочков Хилла», очень украшавших Шоу Бенни Хилла, а также не менее горячих go-go танцовщиц немецкого музыкального телешоу Musikaden, чья внешность была способна сделать зрелищными даже самые провальные песни!

Быть может, по сегодняшним меркам, движения и костюмы танцевальных групп 70-х уже не выглядят столь безупречно, но они начинали в те времена, когда особых эстрадных танцев ещё не было и в помине и танцоров обучали только классическим танцам, а всё остальное зависело лишь от фантазии и креативность хореографа. Главное - было положено начало!

Диско на ТВ

American Bandstand

В эпоху живых выступлений, когда музыкальных каналов вроде MTV ещё не было, огромную роль играли всевозможные телешоу, появление на которых могло сделать артиста знаменитым за считанные дни!

Ещё в 1972-м году Уолли Голд - музыкальный руководитель шоу «In Concert» так обрисовал систему отношений с артистами, принятую на телевидении: «В нашем распоряжении даже больше музыкантов, чем нам нужно. Мы платим им за выступления намного меньше, чем они обычно получают за концерт, но они понимают, что это публичность, которая того стоит. Так что сниматься хотят все. Мы получаем сотни звонков. Сначала нам приходилось умолять артистов, чтобы выступить в эфире. Теперь они умоляют нас» [13].

Одной из старейших музыкальных передач на американском телевидении была программа American Bandstand, выходившая на канале ABC с 1957-го года. Продюсером и ведущим был легендарный шоумен Дик Кларк. Как правило, в шоу выступали танцоры, а также по крайней мере один знаменитый исполнитель. За его головокружительно-долгую историю на American Bandstand побывали сотни звёзд самых разных эпох – от джазменов 50-х до рэперов 80-х вроде Run DMC [14]. В 1978-м году, на пике популярности диско, соведущей шоу была Донна Саммер. American Bandstand сыграл большую роль в истории телевидения, заложив новый формат (его так и называют «bandstand»), по которому создавались такие известные передачи как Soul Train, Top Of The Pops, Musikladen и др.

Soul Train Logo

Пожалуй, самым популярным музыкальным шоу 70-х был Soul Train! «Железнодорожное» название отсылает к его истокам, когда будучи передвижной телестудией, Soul Train занимался поиском талантов среди чикагских старшеклассников. Продюсером и ведущим был Дон Корнелиус.

Выступление приглашённых артистов (как правило, чёрных - в стиле R&B) и танцевальные номера шли вперемежку с играми и конкурсами. К примеру, гости программы должны были за определённое время сложить имя артиста из шаров с буковками. Как правило, приглашённый артист исполнял два номера: первый в начале передачи, после которого он оставался на сцене для короткого интервью, второй – в конце.

Из штатных танцоров Soul Train вышло немало знаменитостей: Кармен Электра, MC Hammer, Перри Рейд, а также Джоди Уотли и Джефри Дэниел, ставшие «лицом» диско-группы Shalamar, созданной Доном Корнелиусом [15]. Формат Soul Train был так успешен, а рейтинги так велики, что вскоре он покинул чикагское телевидение и переехал в Лос-Анджелес на общенациональный канал CBS. Там «Поезд» превратился в синдикат – его ретранслировали многочисленные местные телеканалы, а в некоторых странах, например, в Великобритании, появились свои версии передачи.

По ночам с 1973-го года на телеканале NBC выходило шоу «Ночной скорый» (The Midnight Special). Его позднее вещание (с пятницы на субботу с 1 часа до 2-30) создавало большие преимущества – в то время, как на других каналах смотреть было особенно нечего, конкуренции у Midnight Special не было никакой, что гарантировало ему стабильно высокие рейтинги. The Midnight Special В отличие от других музыкальных передач, на Midnight Special артисты всегда пели и играли только вживую, что было довольно необычно для тогдашнего телевидения, где подавляющее большинство выступлений артистов записывались исключительно под фонограмму. Возможно, такой формат был естественным для его изначальной рок-н-ролльной направленности, но уже очень скоро, когда поднялась волна популярности диско, ведущий Джек Вулфман вёл передачу из ночных клубов, стоя в ди-джейской будке. В гостях у Midnight Special побывали такие диско-звёзды как: ABBA, Bee Gees, Blondie, KC & The Sunshine Band, а также многие рок и поп-группы.

Впрочем, главной площадкой рок-музыкантов был знаменитый Рок-концерт Дона Киршнера («Don Kirshner’s Rock Concert») – 90-минутный бэндстэнд, выходивший в эфир с 1973-го по 1981-й годы [17]. Его бессменным ведущим и продюсером был популярный шоумен Дон Киршнер, до этого уже создавший аналогичный проект In Concert на канале ABC. Так же как и на Midnight Special, на Рок-концерте Дона Киршнера поощрялись живые выступления. Абсолютным новаторством была запись концертов в стерео-формате, ведь тогдашнее телевидение не вело стерео-вещания. Но концерт транслировался на множество радиостанций, где стереозвук был очень актуален. В период повальной дискомании конца 70-х диско исполнители проникли даже на эту передачу! У Дона Киршнера выступали Донна Саммер и ABBA, Earth, Wind & Fire и Rose Royce, Сильвестр, Bee Gees, Village People и др.

Ещё одним значимым шоу диско-эры было «Disco 77» Стива Маркуса на телеканале CBS, второй сезон которого выходил под названием «Disco Magic» [18].

Steve Marcus

«Что может быть лучше шоу, где все танцуют под музыку с пластинок? Только шоу с приглашёнными звёздами! Мы назвали его Диско магия» [2].

(Стив Маркус, продюсер шоу «Disco Magic»)

Так же как и Soul Train, шоу Disco Magic со временем превратилось в синдикат и транслировалось на более чем 100 местных телеканалах по всей стране.

Его показывали в 75 странах. За два года Disco Magic посетило более 65 приглашённых знаменитостей, на нём состоялось первое телевыступление группы Village People.

Очень популярной была и передача «Soap Factory», площадка которой находилась в Палисейдс Парк, Нью-Джерси. Режиссёром и координатором «Мыльной фабрики» был ди-джей Лу Капурзо [19].

Soap Factory

Из наиболее знаковых диско-передач, выходивших на региональных телеканалах, в историю вошли лос-анджелесская «Hot City» и нью-йоркская «Soul Alive». Из неамериканских: британское шоу «Top Of The Pops» и западногерманские «MusikLaden» и «Disco», а также датские программы: «Rock Planet Disco» с Ферри Маатом и «Disco Circus», итальянская «Stryx», мексиканские «Fiebre del 2» и «Siempre en domingo» и канадская «Feel Like Dancing».

Большинство музыкальных передач и бэндстендов потеряли актуальность с началом 80-х, когда начал вещание телеканал MTV, и видеоклипы заменили живые выступления, но они сыграли важную роль в истории телевидения. Большинство выступлений артистов 70-х сегодня доступны на YouTube именно благодаря этим передачам!

Диско в Кино

Основная статья: «Фильмы эпохи Диско»

Car Wash

В начале 70-х диско считалось одним из направлением R&B - традиционно «чёрной» музыки. Наверное, именно поэтому первыми фильмами, где прозвучало диско, были картины жанра «блэксплотейшн» - с чёрными актёрами и ориентированные на такую же аудиторию.

Первым известным фильмом, в котором прозвучало диско, была комедия «Автомойка» («Car Wash») Майкла Шульца, вышедшая ещё в 1976-м году [20]. Действие фильма разворачивается на калифорнийской бензоколонке, с рабочими которой мы попадаем в массу смешных и курьёзных ситуаций. Небольшие роли в фильме исполнили комик Ричард Прайор и группа The Pointer Sisters. Музыка вымышленной радиостанции KGYS, постоянно звучащая за кадром, чуть менее, чем полностью состояла из ранних диско-шлягеров.

Фильм стал успехом композитора Нормана Уитфилда и его группы Royce Rose, чья песня «Car Wash» возглавила поп-чарт.

В этом же жанре была криминальная драма «Disco 9000» [21], в которой звучали песни Джонни Тейлора и боевик Роберта Вагонера «Крёстный отец диско» («Disco Godfather»), где бывший полицейский Кэрол Спид, становится ди-джеем, но бороться с преступностью не перестаёт [22].

Повальное увлечение роликами нашло отражение в добрых и наивных молодёжных мюзиклах 1979-го года «Роллер Буги» [23] Марка Лестера и «Скэйт-таун» Вильяма Левея [24].

Thanks God It’s Friday

Одной из самых ярких кинокартин эпохи диско была комедия Роберта Клейна «Слава Богу, сегодня пятница!» («Thanks God It’s Friday»), действие которой происходит вокруг лос-анджелесского клуба «The Zoo» и состоит из множества маленьких историй [25]. Небольшую роль в фильме исполнила Донна Саммер, а также музыканты группы The Commodores в качестве камео. Саундтрек к фильму, выпущенный на лейбле Casablanca, был настолько популярен, что добрался даже до СССР [26]! Он возглавил танцевальный чарт Hot Dance Club Play, занял 6-ю строчку в альбомном чарте R&B и 10-ю в хит-параде Billboard Hot 200. Во многом, его успех способствовал получению Донной Саммер премий Золотой Глобус и Грэмми за песню «Last Dance».

Также музыку в стиле диско можно услышать в ироничном детективе 78-го года «Грязная игра» («Foul Games») – помимо эстетического удовольствия от аткёрской игры очаровательной Голди Хоун, вы услышите несколько песен Барри Манилоу и от души посмеётесь над тем, как немолодой ловелас отплясывает под песню Bee Gees «Stayin’ Alive» [27]!

В 1979-м году вышло сразу два малобюджетных комедийных ужастика с диско-музыкой. В первом - «Любовь с первого укуса» («Love At First Bite») [28] - выселенный из Трансильвании граф Владимир (sic!) Дракула попадает в Нью-Йорк, в котором охотясь за девушкой Синди, он случайно оказывается на дискотеке, где, не ударив в грязь лицом, танцует хастл под песню «I Love The Nightlife» Алиши Бриджес. Во втором - «Ноктюрна» («Nocturna») [29]- очаровательная внучка престарелого графа Дракулы - вампирелла Ноктюрна отправляется вслед за возлюбленным в Нью-Йорк, где попадает в мир клубной жизни и диско. Can’t Stop The Music В фильме можно увидеть малоизвестную диско-группу Moment Of Truth (участником которой, по сюжету, является главный герой) и услышать великолепные песни: Глории Гейнор «Love Is Just A Heartbeat Away» и Вики Сью Робинсон «Nighttime Fantasy».

Жирную точку в параде успешных диско-мюзиклов поставил провал комедии «Музыку не остановить» («Can’t Stop The Music») [30] Нэнси Уокер, в которой обыгрывалась вымышленная биография группы Village People. Вышедший летом 1980-го на излёте диско-эры, фильм остался практически незамеченным публикой на фоне более ярких киноновинок и собрал лишь 2 миллиона при бюджете в 20!

В то же время, успех фильма «Слава» [31], вышедшего весной того же года, наметил дальнейшее развитие жанра – сохраняя настрой и атмосферу 70-х, уходить от классического диско в сторону более современной танцевальной музыки, стараясь заполнять саундтрек музыкой разных направлений. Таковыми были музыкальные фильмы 80-х!

«Лихорадка субботнего вечера»

Эту картину можно без преувеличения назвать самой знаковой в истории диско! Её успех вызвал в Америке такую «лихорадку», что на пару лет диско-музыка буквально воспарила над мейнстримом! Однако роль, которую эта картина сыграла в истории диско, спорная и далеко не однозначная.

Лихорадка субботнего вечера

По сюжету, бруклинец итальянского происхождения Тони Манеро (Джон Траволта) работает в магазине хозтоваров. Целыми днями он таскает вёдра с краской и обслуживает покупателей, но это лишь изнанка его жизни. Настоящая жизнь начинается ночью, когда встречаясь с дружками, он отправляется на местное диско – в клуб «2001 Odyssey». Здесь ему нет равных – как отменный танцор он постоянно ловит обожающие взгляды девушек, наслаждаясь заслуженной славой.

Его любви добиваются многие и больше всех Аннетта, но с ней Тони скучно – он влюбляется в уверенную и независимую Стефани (Карен Линн Горни), которая не только красива и умна, но и ещё и великолепно танцует. Предложив ей подготовить танцевальный номер к предстоящему конкурсу, Тони надеется добиться её любви. Но Стефани работает на Манхэттене и вскоре туда переезжает. Её круг – успешные деловые люди, почти каждый день она видит знаменитостей, и Тони для неё слишком примитивен. Всё, что она может предложить ему – это танцы…

Nile Rogers

«Когда я посмотрел фильм, то увидел себя другими глазами – этаким ботаником, скучным и совсем не клёвым. Я подумал: этот парень может работать в магазине, таскать краску по улицам целый день, а ночью красиво одеваться и танцевать сексуальную музыку – и я так тоже мог бы!» [2].

(Найл Роджерс, Chic)

Конечно, диско было лишь фоном в «Лихорадке», которая совсем не была очередным наивным мюзиклом.

Её главная повествовательная канва посвящалась «потерянному» поколению 70-х, которое бесцельно прожигало свои жизни алкоголем, наркотиками и случайными половыми связами, а также социальным проблемам эмигрантских семей, тяжело приживавшихся на американской земле. Но блистательная игра актёров, великолепная музыка Bee Gees и безупречные танцевальные номера преподнесли зрителю диско в самой яркой и привлекательной упаковке!

Лихорадка субботнего вечера

Выход фильма вызвал бешеный спрос – любые пластинки с надписью «disco» моментально сметались с прилавков. Даже далёкие от клубной моды пожилые мужчины теперь наряжались в полиэстеровые костюмы! Десятки радиостанций по всей стране поспешили сменить формат на диско. Повсюду открывались дискотеки и ночные клубы. Диско гремело из каждого утюга. Однако…

Отношение мира диско к этому фильму было крайне противоречивым. С одной стороны, выход в мейнстрим приносил огромные прибыли. Но с другой создавал в корне неверное представление о диско у тех, кто прежде о нём ничего не знал. Хотя белая публика на дискотеках обычно была в меньшинстве, в «Лихорадке» диско было представлено как развлечение белых парней из рабочего класса, которые неоднократно отпускают расистские и гомофобные реплики (не считая страшного количества ненормативной лексики).

Harry Wayne Casey

«Этот фильм будто заново создал слово «диско», вслед за ним началась «диско-революция», которая полностью стёрла отовсюду все наши заслуги, отдавая их кому-то другому. Это обидно? Да, это обидно» [1].

(Гарри Уэйн Кейси, KC & The Sunshine Band)

Такое ложное представление напрочь убивало главную идею диско – музыки, которая объединяет людей разных цветов кожи и ориентации. Всё, что создавал мир диско, чем он жил и дорожил, «Лихорадка» перечёркивала одним махом, донося до публики лишь одну реальность – свою собственную, Лихорадка субботнего вечера которая, надо сказать, ничего общего с действительностью не имела. А за бешеным спросом к диско, который она ангажировала, последовало такое же массовое отторжение…

Фильм окупил свой бюджет почти в 68 раз! Саундтрек, в котором центральное место занимали песни Bee Gees, получил 15-кратный платиновый статус и продержался на верхней строчке альбомного чарта Billboard с января по июль 1978 года. Шесть треков с него возглавили поп-чарт. В следующем 79-м году он будет признан «альбомом года» и получит Грэмми. Сразу четыре Грэмми получит группа Bee Gees, одна из которых будет за успешное продюсирование альбома. За роль Тони Манеро Джон Траволта будет номинирован на Оскар и Золотой глобус.

Thom Moulton «Я был в восторге! В нём была песня «Disco Inferno» в моей обработке, которая после выхода фильма получила "золото"» [1].

(Том Мултон)

Blondie «Лихорадка субботнего вечера – это лучшая пластинка всех времён» [2].

(Дебби Харри, Blondie) Deney Terrio

«Я не знаю никого, у кого тогда не было этой пластинки» [2].

(Дени Террио)

В 1983-м году выйдет сиквел «Лихорадки» под названием «Остаться в живых» [32], режиссёром которого станет Сильвестр Сталлоне, однако, несмотря на участие Джона Траволты и отличную музыку, успех первого фильма ему повторить не удастся.

Источники

1. Документальный фильм «The Secret Disco Revolution» (2012) – из интервью участников

2. Документальный фильм «When Disco Ruled The World» (2005) – из интервью участников

3. Фрэнк Броутон Билл Брюстер – «История диджеев»

4. Книга «The complete guide to disco dancing»

5. Документальный фильм «The Joy Of Disco» (2012) – из интервью участников

6. Статья «When ‘Disco Sucks!’ echoed around the world»

7. История шоу «Disco Step By Step» с официального сайта Марти Энджело

8. Мёрв Гриффин

9. Плейлист шоу Disco Step By Step

10. Pan’s People на IMDB

11. История Dance Dimensions

12. Статья «Sarah Brightman's hot gossip days are over»

13. Статья. Том Зито: "Televising rock: Rocking Around the Tube", The Washington Post, от 29 декабря 1972

14. История шоу «American Bandstand» в датах

15. Полный список эпизодов шоу Soul Train

16. Официальный сайт шоу Soul Train

17. История шоу на сайте Дона Киршнера

18. Сайт Стива Маркуса и созданные им шоу

19. История Soap Factory и редкие архивные фото

20. Фильм «Автомойка» на сайте IMDB

21. Фильм «Disco 9000» на сайте IMDB

22. Фильм «Крёстный отец диско» на сайте IMDB

23. Фильм «Роллер-буги» на сайте IMDB

24. Фильм «Скейт-таун» на сайте IMDB

25. Фильм «Слава Богу, сегодня пятница!» на сайте IMDB

26. Саундтрек к фильму «Слава Богу, сегодня пятница!»

27. Фильм «Грязная игра» на сайте IMDB

28. Фильм «Любовь с первого укуса» на сайте IMDB

29. Фильм «Под покровом ночи» на сайте IMDB

30. Фильм «Музыку не остановить» на сайте IMDB

31. Фильм «Слава» на сайте IMDB

32. Фильм «Остаться в живых» на сайте IMDB

фото Диско