Вверх

Falco

Дмитрий Семенидо


Фалько - чёрное золото Австрии

Фалько - чёрное золото Австрии

Глава 7

На распутье

Falco - Emotional

1986-й год стал поворотным в карьере и жизни Фалько. Он начался с невероятного подъёма: в марте у Ханса родилась дочь, а через месяц его сингл «Амадей» стал мировым хитом. Ему рукоплещет вся Европа, его встречают на ура в Америке. Успех стал по-настоящему всемирным! Но что же дальше? Удастся ли его закрепить? Каким будет следующий альбом? Принесёт ли семейная жизнь долгожданные комфорт и стабильность? И, наконец, что будет дальше с девочкой Джинни? Ведь, как мы помним, в предыдущем альбоме нам было обещано продолжение... Это и многое другое вы узнаете прямо сейчас!

Семейные радости

С рождением дочери прежняя холостяцкая квартира Фалько на Шоттенфельдгассе  стала казаться слишком маленькой, и Ханс приобрёл новую в Хитцинге, стоимостью несколько миллионов шиллингов. Это был огромный пентхауз — настоящий предел мечтаний! Там были студия и библиотека, два огромных балкона, спа, сауна, и всё это покрыто золотом в 24 карата! Но Фалько и его семья никогда там не жили. Сразу после покупки аппартаментов в них был начат грандиозный ремонт, который слишком затянулся, съедая кошмарные средства. Через много лет в 1997 году Фалько продал эту квартиру своему другу и учителю Ронни Сюнигу.

Фалько и Изабелла Виткович

Семейная жизнь тоже складывалась не совсем гладко. Конечно, на какое-то время она создала иллюзию стабильности и уюта, но теперь Хансу постоянно приходилось разрываться между семьёй и карьерой. Если же он брал Изабеллу с собой в поездки — например, Голландию, ей приходилось скучать одной в отеле, пока он часами записывал с Болландами песни. Эта двойственность ввергала Фалько в новый кризис, из которого он пытался выйти доступным ему способом - с помощью алкоголя, наркотиков и таблеток.

Жизнь с Фалько не была простой. Его настроение менялось просто стремительно по шкале от одного до десяти. Только что была десятка и тут же единица - для Ханса не существовало что-то среднее. Это делало его непредсказуемым и часто очень одиноким. Одиночество было сущим адом для Фалько, оно было состоянием, которое он не мог выносить, но в котором он оказывался снова и снова...

«У меня был кризис среднего возраста в 28 лет. Теперь у тебя есть миллионы, хотя ты не знаешь где верх, а где низ, и семья с ребёнком, хотя ты не знаешь где начало и где конец», - скажет он много лет спустя, - «Наиболее тяжким временем в моей жизни стал период, когда я начал зарабатывать много, как никогда раньше. Деньги разрушают человека, и они разрушали мою жизнь долгое время. Деньги разлагают твой характер. Тебе кажется, что ты величайший...».

Фалько, Изабелла Виткович и Катарина Бьянка

Фалько знал, что он необыкновенен. С раннего детства ему твердили, что он гений, что у него талант к музыке, какой был разве что у Моцарта. Теперь, увидев всемирный успех, Фалько вдруг понял, что он абсолютно спонтанный и почти не имеет отношения к его таланту. Признание увидело не глубокое творчество, не тексты, исходившие из души, а зажигательные подпевки, которые он сочинял шутя. Он понимает, что по-настоящему ещё не реализовал себя, не раскрыл того, что заложено в него Богом, но в то, что ему когда-нибудь удастся это сделать веры оставалось всё меньше. Эту тревогу, осознание нереализованности он пытался скрыть под маской циничного богатого повесы, который сорит деньгами направо и налево, не считаясь с нормами общества. Однако и эта маска его тяготила. Только наркотики помогали ему на время забыть обо всём, одновременно разрушая его изнутри. Всё глубже и глубже он погружался в эту пучину...

Несмотря на начало семейной жизни, рождение дочери и иллюзию уюта, проблемы с алкоголем и наркотиками лишь на время отодвинулись на второй план. Скоро они возобновились с новой силой, что неизбежно привело к конфликтам с Изабеллой. В августе 1986-го его невеста собрала вещи и покинула квартиру вместе с Катариной Бьянкой. Ханс умолял её вернуться, и она вернулась, но потом ушла снова. Всё больше жизнь артиста напоминала карусель, в которой выступления, концерты, музыка, семья слились в один сплошной и непрерывной хоровод!

Контракт с Teldec

teldec logo

Первый контракт с GIG Records (маленькой венской студией, которой руководил Маркус Шпигель) завершился с выпуском альбома «Falco 3». Теперь, имея на руках два мировых хита, был прекрасный момент поменять лейбл. И Фалько (очевидно, не без влияния Хорста Борка) заключает контракт с фирмой Teldec на три студийных альбома и один концертный. Большой немецкий лейбл мог реализовать продукцию Фалько намного лучше, чем GIG Records, да и в финансах они не были стеснены. Маркусу Шпигелю осталось лишь довольствоваться правом лицензии на творчество Фалько в Австрии, хотя и это было немало.

Sire Records Logo

Так Фалько стал самым высокооплачиваемым немецкоговорящим певцом за всю историю поп-музыки! В песне «Les Nouveaux Riches» с альбома «Emotional», которая, очевидно, тоже автобиографична, поётся как раз про такого нувориша:«Куда ты пойдёшь, когда закончатся деньги? Куда ты пойдешь, когда ты совсем один? Куда ты пойдёшь, когда никого не будет? Продай свою душу».

Как уже говорилось в предыдущей главе, сменился и заокеанский лейбл. Теперь в Америке и Канаде интересы Фалько представляла фирма «Sire Records», работавшая с такими известными группами, как Fleetwood Mac, Talking Heads и Мадонна. В остальных странах права принадлежали связке Sire - Warner Music.

«Деньги или печень»

«Geld oder Leber» - афиша фильма

В начале лета 1986 Фалько предпринял небольшое путешествие в кинобизнес и снялся в музыкальной комедии «Geld oder Leber» («Деньги или печень») с Майком Крюгером и Урсулой Монн в главных ролях. Режиссёром фильма был Дитер Проттель, съёмки проходили на озере Вёртер-Зе (Worthersee) в Каринтии, недалеко от границы со Югославией. Вместе с ним на озере жила мама, Изабелла, мама Изабеллы, и её брат с сестрой. Это была отличная возможность познакомить маму с семьёй своей невесты. По соседству отдыхал и Хорст Борк, который тоже приехал с супругой.

«Это был лучший оплачиваемый отпуск в моей жизни!» - скажет Фалько по окончании съёмок.

После выхода фильма на него посыпались предложения от режиссёров, причём даже на главные роли. К примеру, мюнхенский режиссёр Андре Либик приглашал Фалько в свой фильм «Алхимик». Но актёрские навыки Фалько сильно оставляли желать лучшего: он всегда играл только самого себя, к тому же совершенно не запоминал ролей. Да и график концертов был таким плотным, что выделить даже пару месяцев на съёмки было решительно невозможно, и планы так и остались планами.

Четвертый альбом

Falco - Emotional

Всю весну шла работа над новым альбом «Emotional», который продюсировали также братья Болланды. Поскольку собственные тексты давались теперь Фалько с трудом, соавтором многих песен стал Герд Плетц из берлинской группы Hong Kong Syndikat, который долгое время помогал Фалько почти что безвозмездно. Помогали и сами Болланды, сочиняя для каждой песни некоторый демо-текст, который Фалько мог «фальконизировать» по своему усмотрению.

Альбом стал прекрасным продолжением «Falco 3», в нём много ярких и интересных работ (разве что не было «бомбы» вроде «Амадея»), однако всемирного успеха он не имел - во многом, по вине самого Фалько и его нежелания петь на английском и работать в США.

Emotional

Заглавный трек «Emotional» («Эмоциональный») представляет собой горько-сладкую композицию в стиле соул, посвящённую отчаявшемуся и ранимому человеку, который запутался в своей жизни. «В его глазах слезы, смотри, он дает волю чувствам и плачет, смотри, я плачу… Услышь меня, детка... ».

Falco - Emotional

Герой песни, изнывающий от одиночества и непонимания, безусловно сам Фалько — это была своеобразная публичная исповедь.

«Что еще я должен сказать тебе, ведь всё уже сказано… без «нас», мы – лишь половинки, мы проходим мимо и не замечаем этого... Все же послушай меня, детка. Я знаю, что женщина, которая сможет выносить меня, еще не родилась. Но я прошу тебя: приходи в этот мир! Он - отчаявшийся человек в мире, столь холодном....Он просто тоскует о женщине, способной понять. И если ты захочешь, я, опустившись на колени, ангелов небесных об этом буду умолять».

В это невозможно поверить, но эти слова Фалько написал вскоре после рождения Катарины Бьянки, когда всем казалось, что у Фалько в семейной жизни всё замечательно. Очевидно, подсознательно сам он никогда так не считал. Беда многих гениев - быть непонятым даже самыми близкими людьми. На протяжении всей жизни Ханс мечтал о женщине такой же любящей и понимающей, какой была его мать.

Он всегда говорил, что ни в одной женщине не встречал такого понимания, как у матери, но тут же оговаривался, что, наверное, такое понимание может быть только между матерью и сыном. Часто он говорил Марии Хёльцель: «мама, я никогда не смогу пережить, если ты уйдёшь в мир иной раньше меня». Он был избавлен от этой боли...

Съёмки видеоклипа проходили в Вене, в большом спортивном зале, где был сооружён высокий помост, на котором, как в театре теней, двигалось около ста танцоров. На переднем плане выступал чёрный джазовый квартет «The Jazz Defectors», прибывший специально из Лондона.

В Великобритании довольно высоко оценили эту работу, однако предложение перепеть песню «Emotional» на английском не вызвало у Фалько энтузиазма — очевидно опыт с «Комиссаром» ничему его не научил. Не отказавшись сразу, он долго откладывал эту запись. Наконец, мучимый сомнениями, он прибыл в Амстердам, где его ждали представители британского отделения Warner Music, прекрасная студия и уже готовый текст на английском, который нужно было просто напеть. Устроив на студии скандал, Фалько покинул её, так ничего и не записав.

Horst Bork Я знал Ханса достаточно долго для того, чтобы не ожидать от него подобного: он был слишком профессионален и слишком тщеславен, чтобы выставить себя лузером перед всем миром. Но подобным образом сложились обстоятельства: на него давил новый договор, он ощущал язвительность в свой адрес, его сильно беспокоили отношения с Изабеллой. Эмоциональная спираль сжала его настолько плотно, что не осталось ни единого сантиметра для того, чтобы он мог серьезно заниматься своей карьерой.
(Хорст Борк - менеджер Фалько)

Немецкий сингл «Emotional» снискал только 85-е место в британском хит-параде. Впрочем, даже в родной Австрии позиция сингла была только 8-й, а в соседней Германии 50-й.

The Sound of Musik

Сингл «Звук музыки», выпущенный в поддержку альбома первым, был поддержан прекрасным видеоклипом, снятым DoRo Records в Венской ратуше. В съёмках участвовало множество статистов, в том числе мэр Вены - Хельмут Цилк, а также лучший друг Фалько - Билли Филановски и даже Герд Плетц (в клипе он выплясывает коленца в шотландском килте позади Фалько). Как и в клипе «Амадей», сцена несколько раз меняется вместе с костюмами статистов. Как и в «Junge Roemer» в клипе обыграна тема дворцового бала. Одним словом, клип был неким поппури из более ранних идей и потому во многом вторичным.

Каналу MTV клип понравился и был пущен в ротацию. Однако несмотря на вложенные средства, «The Sound of Musik» не поднялся выше 4-й строчки ни в Австрии, ни в Германии, ни в Испании, а в Великобритании его ждало 61-е место. К относительно успеху стоит отнести 6-е место в Японии, где Фалько был необыкновенно популярен, и 11-е в Новой Зеландии.

Kamikaze Cappa

Держась в стороне от мэйнстрима, Фалько не был типичным представителем «старой школы» 80-х, однако эта песня одна из немногих в его репертуаре имеет характерное «тёплое» звучание тех лет, очень близкое к евродиско. Изначально она посвящалась водителю-самоубийце, однако после «фальконизации» стала посвящаться Роберту Капе (1913-1954) - американскому военному журналисту, посетившему множество горячих точек, включая японо-китайскую войну, высадку союзных войск в Нормандии и Вьетнам. Его кадры, навсегда запечатлевшие историю, со временем сами стали историей.

«Я иду... в первом эшелоне, я подобрался ближе, чтобы сделать крупные планы. Первый солдат из отряда противника замер на полпути и прокричал: это снимки, которых ты ждешь? Кадры крови и боли – это то, чего ты ждешь?».

Между прочим, в конце 40-х Капа несколько лет работал в Советском Союзе, где создал свой знаменитый «Русский дневник».

«Камикадзе Капа – вечно в пути, камикадзе Капа – иллюстрация к смерти, Камикадзе Капа – со скоростью света, ездок-камикадзе, ты закатный ныряльщик».

Его последний репортаж был об Индокитайской войне, и об этом говорится в песне:

«Двигаясь с колонной французских солдат в Тай-Бине, Индокитай 25 мая 1954 года в 14:55 Роберт Капа... наступил на мину. Вьетнамский лейтенант сказал: "Фотограф мертв”».

Cowboyz and Indians

Горбачёв и Рейган

В 1985-м году в СССР началась Перестройка. После затяжной холодной войны, длившейся несколько десятилетий, в середине 80-х начались переговоры генсека ЦК КПСС Михаила Горбачёва и президента США Рональда Рейгана о разрядке, вызвавшие бурное обсуждение в мировых СМИ. Отразилось это и в масс-культуре. В то время, как мир почти сорок лет балансировал на грани ядерной войны, мало кому верилось, что эта «говорильня» всерьёз способна что-то изменить. В своей песне, как представитель западного мира, Фалько безусловно на стороне Рейгана (которого он называет «мой Ронни»), а над Горбачёвым добродушно стебётся. Кроме того, он пытается говорить по-русски: «Rosko Mandar Malitschek», приводя очень точную метафору, в которой американцы - кавбои, а русские - индейцы. Как известно, индейцы проиграли кавбоям не на поле битвы, они продали и пропили свой континент за стеклянные бусы и «огненную воду». Годами жившие в эпоху тотального дефицита, не зная элементарных мелочей, которые на Западе давно вошли в обиход, русские в 80-е годы действительно были похожи на индейцев, жадно хватавших западные новинки...

The Kiss of Kathleen Turner

Kathleen Turner

В этой песне поётся о человеке в поезде, который мечтает о поцелуе Кэйтлин Тёрнер — популярной американской актриссы, секс-символе 80-х, известной российскому зрителю по фильмам «Жар тела», «Роман с камнем», «Джулия и Джулия», и, конечно же, мультяшной комедии «Кто подставил кролика Роджера», в которой она озвучила сексапильную Джессику Рэббит.

Я побывал в аду и вернулся,
И я в порядке, Джек,
Делал все, что только допускает любовь,
Я принял решение, ты знаешь, меня не остановить
Мне нужен поцелуй Кэтлин Тернер прямо сейчас!

Однако Фалько не был бы Фалько, если бы и здесь не загадал загадку - в конце песни почему-то перечисляются места сражений: Аустерлиц, Ватерлоо, Сталинград, Хиросима, а также атомные электростанции, связанные с различными инцидентами: Цвентендорф, Каттеном и Чернобыль — последняя авария произошла как раз в 86-м году и потому была на слуху.

Стоит отметить также песню «Crime Time» - звучащую как бродвейский мюзикл и рок-балладу «The Star Of Moon And Sun».

Гастроли

Летом Фалько отправляется в тур: из Мёрбиша, через Зальцбург до Брегенца. Он одержим новой идеей — объединить классическую и танцевальную музыку, и для своих выступлений он приглашает танцоров Венского театра танца, которые выступают под музыку Чайковского. Самое масштабное выступление состоялось на Зальцбургском стадионе 10 августа 1986-го года перед 20 000 фанатов. День начался страшной жарой, а закончился проливным дождём. Но ни один фанат не покинул стадион пока не закончился концерт! 18 октября на концерт в Мюнхене приехали Роб и Ферди Болланды с жёнами, что приятно обрадовало певца.

Вместе с гастрольной группой постоянно ездил доктор — из-за регулярного злоупотребления спиртным и веществами, состояние здоровья Фалько внушало опасение. Провал даже одного выступления грозил выплатой огромных неустоек, и потому присутствие доктора было вполне оправданным.

На сцене Фалько выглядел весёлым и необычайно энергичным. Но мало кто знал, что в гримёрной его ждёт раскладная койка и приборы — он полюбил новинку тогдашней экспериментальной медицины, к которой прибегал и вне концертов: примерно за два часа до выступления приборы выкачивали из него кровь, затем обогащали её озоном и закачивали снова. Falco - Live Эта процедура заряжала его бодростью и давала эффект энергетического напитка. Однако со временем адская машина сыграла с актёром злую шутку. В день вручения золотого диска фирмой Teldec что-то не сработало, и слитая кровь свернулась... Закачивать обратно её было уже нельзя. Бедный артист с трудом выстоял концерт, и на празднике в свою честь буквально валился с ног. В довершении всего, автомобиль, который должен был доставить его в отель, никак не заводился. Окружённый толпой фанатов, которые стучали по стёклам и по крыше, Фалько лежал в машине полуживой, изнывая от страха и ярости...

Долгие гастроли выматывали артиста. Всё чаще его посещали приступы ярости, во время которых он громил мебель в номерах отелей и напивался до безумия. Наутро, аккуратно причёсанный и совершенно невозмутимый он кротко спрашивал у Хорста Борка перед кем он должен извиниться и на сколько выписать чек.

Сразу после окончания тура, Фалько вновь появился на студии, чтобы закончить альбом «Emotional», в котором не хватало трёх песен. Релиз пластинки состоялся поздней осенью. «Этот альбом действительно то, что я хочу сказать», - представит его Фалько.

Джинни возвращается!

Falco - Jeanny II - Coming Home

Как и обещалось, в новом альбоме было продолжение истории девочки Джинни, которое называлось «Jeanny Part II (Coming Home)» - «возвращаясь домой».

Как и в первой части, мелодия была красивой и слезливой (фирменный почерк Болландов) однако если первая часть леденила своим ужасным смыслом, оставляя в душе глубокий след, то её продолжение было лишь красивой поп-балладой без намёка на какой-то смысл.

Видеоряд второй части тоже не был шедевром. Начало клипа наполнено «флэшбэками» из первой части и метаморфозами из танцующей Джинни — Терезы Гуггенбергер, которая предстаёт то в военной форме, то в траурном платье с чёрной вуалью, то в эротичном костюме микки-мауса, словно девушка из Плейбоя. Сам Фалько ещё более жалок в своей сломанной кавбойской шляпе и длиннополом белом плаще. Он то разгуливает по заброшенному газольдеру, то преследует Джинни, то вновь оказывается в больничной палате, где его лечат электричеством... Одним словом, если не абстрагироваться от сильнейшей первой части, можно испытать разочарование.

«Домой, я возвращаюсь домой.
Я хочу, чтобы ты знала,
что я - твой навеки.
Всё бы на свете отдал,
чтобы только увидеть тебя снова.
Домой, я возвращаюсь домой.
я хочу, чтобы ты знала,
Что я не могу без тебя.
Всё бы на свете отдал,
чтобы только увидеть Джинни снова... »

Внимательный читатель спросит: как Джинни может вернуться, если в первой части она погибает? А если она была плодом больного воображения пациента психбольницы, как в этом пытался всех убедить Фалько, то она тем более не могла быть жива!

«Ты изменилась.
Мы изменились.
Жизнь - это изменения.
Думаешь ли ты ещё обо мне? 
Чувствуешь ли ещё?

Навсегда, навечно...
Ты со мной? 
Я очень близко. 
Береги себя.
Я уже 
возвращаюсь домой.»

Конечно Фалько обожал задавать своим поклонникам загадки — почти все его тексты наполнены фразами, подчас никак не связанными друг с другом. Пытаясь разобраться в потоке его сознания можно заработать апофению. Однако единственное разумное объяснение слабости текста и, как следствие, видео, по мнению автора, кроется в том, что обе Джинни были написаны одновременно. В первой части девочка убегала из дома, во второй возвращалась. Однако если первая часть прошла «фальконизацию» (её текст Фалько переписал), то вторая по какой-то причине осталась без изменений. Отсюда такой резкий контраст и полное отсутствие преемственности сиквела с оригиналом.

Тем не менее, вероятно в память о первой Джинни, сингл принимают довольно тепло: 1-е место в Германии и Швеции, 3-е в Швейцарии, 4-е в Австрии и Испании.

Гастроли в Японии

Falco - Японский релиз

В самом конце 86-го года Фалько прилетел на гастроли в Японию. Тур начинался в Осаке, затем были Нагоя, Фукуоку, Токио. По Японии гастрольная группа перемещалась на скоростных поездах типа «Синкансэн».

Японцы пришли на его выступление словно на концерт Моцарта - в вечерних платьях и костюмах и поначалу проявляли верх дисциплинированности. Зал был сидячим, и перед сценой не было традиционного для европейских площадок барьера. Однако уже очень скоро зрители повскакивали с мест и стянулись к сцене. Задние ряды потянулись вперёд. Японские девушки забрасывали сцену, где выступал артист, бесчисленными плюшевыми медвежатами и даже трусиками! Никогда, ни до, ни после Фалько не встречал такой восторженной аудитории, какую он встретил в Японии!

Впрочем, Фалько не был рад Японии. Пока гастрольная группа любовалась красотами японских городов, Фалько проводил большую часть времени в своём номере с бутылкой виски, погружённый в раздумья или звонил на родину. Как он потом объяснил, незадолго до отъезда на гастроли он опять поссорился с Изабеллой, которая, забрав ребёнка, уехала к родителям в Грац. В этот раз он не успел помириться и потому без конца названивал своей любимой, которая не брала трубку.

Falco - Concert (Live)

Последний концерт был самым ярким и волнующим в жизни Фалько. Воодушевившись тёплым приёмом тысяч фанатов, он буквально источал энергию, чем зажёг зал в первые минуты. От былой апатии не осталось и следа — возвращаясь из Японии, Фалько пел прямо в самолёте!

А вот гастроли в США были сначала отложены - промоутеры не просчитали все риски — а потом и вовсе отменены. Впрочем, Фалько и сам не горел желанием ехать в США, надолго оставляя семью.

Владельца компании Sire Сеймура Штайна сначала удивляло, а потом очень разочаровало нежелание Фалько переезжать в США насовсем. Как деловой человек, он понимал, что для того, чтобы работать в Америке, нужно в ней жить, однако Фалько даже слышать об этом не хотел, что, конечно охлаждало интерес лейбла к нему. Но даже личная беседа с Сеймуром не смогла повлиять на его решение оставаться в Австрии...

Интересное

  • Врач Фалько — доктор Бургхард - страдал боязнью полётов, поэтому когда артист, будучи на гастролях, перемещался на самолёте, доктор ездил вслед за ним на поезде.
  • Настоящее имя Роберта Капы - Эндре Эрнё Фридман, он был венгерским евреем, родом из Будапешта.
  • 20 ноября 1986-го Фалько был номинирован на Золотого Бемби как наиболее успешный немецко-говорящий певец года.
  • В том же году мэр Вены вручил Фалько золотую медаль почётного горожанина. В свои 29 лет Фалько был самым молодым обладателем такой медали.
  • В фильме «Деньги или Печень» звучат песни Фалько: The Sound of Musik, Der Kommissar, Jeanny, Part I, Rock Me Amadeus, а также EAV: Ba…Ba…Bankuberfall, Marchenprinz, Geld oder Leben, Kuss die Hand Herr Kerkermeister
  • Название лейбла Teldec, на котором работал Хорст Борк, и с которым сотрудничал Фалько расшифровывается как «Telefunken-Decca Schallplatten». В настоящее время он входит в группу Warner Music.
фото Falco
Основная информация
Полное имяJohann Hölzel
Дата рождения19 февраля 1957 г.
Место рождения19 февраля 1957 г., Вена, Австрия
Дата смерти06 февраля 1998 г.
Место смерти6 февраля 1998 г., Доминиканская Республика
Годы активности1977 - 1998
Жанры
Синти-поп

Хип-Хоп

Новая волна

Панк-рок

Поп-рок

Творческая деятельность
Исполнитель

Автор текстов

Композитор

Продюсер

Страна
Австрия


Сайт -