15 ноября 2017 г. 14:14:29
Возраст согласия
Если в Америке «голубой» музыкой считалось диско, то в Великобритании, где отношение к секс-меньшинствам изменилось позднее, такой музыкой стал синти-поп. До середины 80-х даже самые известные артисты избегали открыто заявлять о своей сексуальности. Хотя Литтл Ричард и Либераче, Элтон Джон и Джордж Майкл были геями, их фанаты были натуралами. Гей-сообщества ютились в андеграунде: в подпольных клубах и на закрытых тусовках. Сексуальная революция 80-х позволила гей-группам выйти из подполья, заявить о себе, представить своё творчество на рассмотрение широких масс. И Bronski Beat стал частью этого нового мощного течения, оказавшись в одном строю с Марком Алмондом и «Soft Cell», Энди Беллом и Erasure, Frankie Goes To Hollywood и Холли Джонсоном, Боем Джорджем и Culture Club, Pet Shop Boys и многими, многими другими. Иногда даже в Великобритании Bronski Beat называли «гей-Юритмикс» [9], хотя это и не было полностью правдой.
- Когда вы сами начали делать музыку, насколько сильно ваша любовь к диско музыке повлияла на звучание Bronski Beat?
- Ко временам Bronski Beat я был вовлечён в целое подпольное движение гей политики, радикализма и демонстраций. Я зависал в клубах, в которых ставили электро, новую волну и более альтернативную музыку. В то время я танцевал под такие вещи как Talking Heads, Simple Minds и тому подобное. Одной из главных составляющих творчества Bronski Beat и Communards было моё влияние, которое проявлялось во всём. На самом деле, моими ранними увлечениями были блюз и джаз вроде Пегги Ли и Конни Фрэнсис и некоторые звезды кантри. Мне всё это нравилось, но из-за того, что я хотел оставаться «в толпе» я хранил свои диско-записи немного в секрете. Я записывал себе на плёнку диско вперемежку с Talking Heads и Soft Cell [10].
Высокие продажи пластинок Bronski Beat, словно лакмусовая бумага, показали, что общество изменилось и, в целом, стало принимать геев более терпимо. Причинами такой популярности были не только ультрамодные аранжировки, но и тексты – откровенные и прямолинейные. Bronski Beat говорил прямо о таких вещах, на которые другие только намекали, и эта прямота не могла не вызвать уважения даже у тех, кто не разделял их взгляды. Bronski Beat разрушал представление об электронной музыке, как о «музыке без мозга» – его тексты были со смыслом, причём смысл не всегда лежал на поверхности, заставляя слушателя поразмышлять. В результате, группа обрела популярность далеко за пределами закрытого лондонского гей-сообщества.
- Электронная музыка холодная и не эмоциональная?
Стив Бронски:
Я думаю, что так привыкли считать потому что ещё несколько лет назад были только холодная и не эмоциональная синтезаторная музыка.
Джимми Самервилл:
Проблема в том, что некоторые группы, которые играют на синтезаторах, применяют их недостаточно творчески. Они используют те звуки, которые там есть, вместо того, чтобы экспериментировать и изменить звучание.
Ларри Стайнбачек:
Я выбрал электронную музыку, потому что я больше заинтересован в создании музыки, чем в музыке как таковой. Я не думаю, что есть риск уйти в технологии слишком далеко – некоторые гитаристы часами экспериментируют с гитарой, добиваясь нужного звучания, то же самое я делаю с синтезатором [2].
Во многом благодаря активности Джимми, видевшего в музыке средство борьбы, Bronski Beat стал первой гей-группой, оказавшейся на музыкальном олимпе, с высоты которого он мог заявлять о своих взглядах для широкой аудитории. Это был тот переломный момент, когда Джордж Майкл ещё пел для юных школьниц, изображая мачо, а Элтон Джон жил в официальном браке с Ренатой Блауел, считаясь би-сексуалом. Быть геем в 85-м году не только не было трендом, но и просто было опасно. В то же время, участники Bronski Beat никогда не входили в конфронтацию с обществом. Они были его частью, а не борцами с ним. Приветливыми и милыми, а не злыми женоненавистниками. Их творчество не ошеломляло, оно лишь приоткрывало завесу, побуждая общество обсуждать проблему вместо того, чтобы замалчивать и отрицать, делая вид, что её нет.
Третий сингл «Это не обязательно так» был кавером на песню из оперы «Порги и Бесс» 1935-го года, написанную Джорджем и Айром Гершвинами. По сюжету, исполнявший её персонаж наркоторговец Спортинг Лайф ставит под сомнение подлинность нескольких эпизодов библейского повествования: то, что маленький Давид мог победить большого Голиафа; то, что Иона мог жить в животе у кита; то, что дочь фараона нашла Моисея в реке; и то, что Мафусаил жил 900 лет. Обобщая своё недоверие к библейским чудесам, герой говорит, что хотя и берёт с собой повсюду Евангелие, он принимает то, что там говорится с изрядной долей скепсиса («wid a grain of salt»). Церковь, осуждавшая однополую любовь, а вслед за ней и Библия, Бог, Христос неоднократно становились объектами гей-сатиры. Текст песни был помещён на обратную сторону обложки сингла.
Как и многие другие, эта песня записывалась на The Garden Studio, а также частично на нью-йоркских студиях Skyline и RPM. В записи принимал участие кларнетист Арно Хэхт из коллектива The Uptown Horns и хор The Pink Singers. Соло на саксофоне исполнил Ричард Коулс.
Видеоклип представляет Джимми, Ларри, а также Мартина и ещё одного Джимми (сыгравших полицейских в клипе «Why?»), воспитанниками колонии для несовершеннолетних. На Рождество, прямо в церкви, они устраивают соревнование по поеданию пирогов, в котором побеждает Джимми. Стив играл строгого надзирателя, который зорко следит за порядком.
Из-за своей религиозной тематики клип был сочтён богохульством, и демонстрация его на телевидении была запрещена. Но в кинотеатрах его показывать не запрещали, и потому видео «It Ain't Necessarily So» крутили перед показом нового американского фильма «Охотники за привидениями». Реакция зрителей была абсолютно спокойной – публика смеялась и аплодировала [2]. Сингл занял 16-е место в Великобритании и 20-е в ФРГ.
Выбор песен «I Feel Love» и «Love To Love You Baby» был не случайным. Исполнявшая их Донна Саммер была гей-иконой 70-х, с её песни «I Feel Love» началась история направления Hi-Energy, которое, в отличие от диско и хауса, считалось «белой» танцевальной музыкой и было крайне популярным в американских гей-клубах 80-х.
- Является ли диско одной из оклеветанных форм искусства?
Джимми Самервилл:
- Оно крайне недооценено. Люди думают, что оно примитивное и одноразовое, но у него очень сложная структура. Конечно, есть отстойное диско, но хорошо исполненное, эмоциональное диско – это нечто особенное [6].
Несомненно исполнение этой знаковой песни было для гей-музыкантов большой честью… Но только не в 1985-м году! Дело в том, что в 80-е Донна Саммер уже отошла от своей буйной молодости, когда, едва одетая, она исполняла гимны плотской любви в клубе «Студия 54». Она серьёзно увлеклась религией, и на концерте в Атлантик Сити христианское рвение побудило её сделать несколько гомофобных заявлений: «Бог создал Адама и Еву, а не Адама и Стива» («It was Adam and Eve, not Adam and Steve») и назвала СПИД «Божьей карой за гомосексуализм». В ответ на эти заявления, гей-сообщество ответило компанией «Trash Donna», пикетируя её концерты и бойкотируя все новые записи певицы, которые раньше скупало тоннами. Более того, те, у кого были старые пластинки Донны Саммер, стали отсылать их обратно – прямо на звукозаписывающую студию. Даже создатель стиля гэридж – DJ Иэн Левайн из нью-йоркского клуба «Heaven» прекратил ставить её записи [11].
Исполнение песен Донны Саммер в такой момент не нашло бы понимания в гей-сообществе. Но Джимми любил диско и хотел непременно записать именно эти песни, мотивируя это тем, что, возможно, он напомнит Саммер о том, какой успех она имела у геев [12]. Впрочем, совсем без критики всё же не обошлось.
«Очевиден узкий динамический диапазон, которым страдает так много фальцетов, даже те, у кого есть данные петь как женщины. Прежде, чем вы назовёте меня привередливым, поклянитесь, что вы не предпочли бы услышать «I Feel Love» вы исполнении Донны Саммер».
(Отзыв с сайта AllMusic)
В качестве второго вокалиста был приглашён экс-участник культового синти-поп коллектива Soft Cells - Марк Алмонд, Джимми был его большим поклонником. Алмонд тоже был геем, но, в отличие от участников Bronski Beat, никогда не афишировал это, считая, что сексуальная ориентация не должна отвлекать публику от творчества.
Так же, как и в случае с «It Ain't Necessarily So», в записи принимал участие лондонский мужской гей-хор «The Pink Singers». Характерные для диско скрипичные партии исполнили Беверли Лоридсен, Джесс Левай и Марк Шуман.
Сингл «I Feel Love» был назван критиками «самой голубой записью, которая когда-либо была». Он занял 3-е место в Великобритании и 16-е в Германии.
- Честно признаюсь, я услышал версию Bronski Beat раньше, чем «I Feel Love» в оригинальной версии. Песня Донны Саммер была определённо знаковой для всего жанра. Как же вы решились записать кавер на этот подлинный шедевр?
Джимми Самервилл:
- Я помню причину, по которой мы решили записать эту версию. Мы хотели взять песню, которая была гейской и знаковой и сделать её ещё больше «голубой». Идея была сделать более «off-the-wall» версию – быстрый электронный звук – затем добавить «Johnny Remember Me». Я обожаю мелодию и припев «Johnny Remember Me» и добавляя её, я превращал «I Feel Love» в песню гей-любви. Когда мы пригласили Марка для записи этой песни, получалось, что два гея поют песню, в которой, внезапно появляется третий мужчина по имени Джонни, словно мы оба хотим, чтобы он запомнил нас. Это было так радикально; когда я оглядываюсь в прошлое, мы действительно раскачивали этим лодку [10].
Видеоклип к песне режиссировал друг Джимми - Конни Джианарис. Через весь клип красной нитью проходила тема сёрфинга.
В своё время столь частое появление Алмонда на выступлениях Bronski Beat породило слух о том, что он или присоединится к группе или заменит Джимми, но слухи так и остались слухами. С тех пор Джимми и Марк неоднократно исполняли эту песню дуэтом, например, в 2003-м году на знаковом концерте «Pride in the park» в Лондоне.
За недолгий срок её существования у группы Bronski Beat было всего два гастрольных тура. Первое выступление за пределами Великобритании состоялось в Амстердаме, в культурном центре «Melkweg», совместно с британской группой трансвеститов «Bluelips».
В период записи песен «Why» и «Cadillac Car» в Нью-Йорке группе поступило предложение выступить в баре «The Pyramid» в Ист Виллэдж. Во время концерта ребят поддерживал рэпер Dean Hayes. Хотя ди-джей поставил длинную версию песни «Smalltown Boy», которая значительную часть времени звучала в замедленном темпе, публика не переставала танцевать ни на минуту. Напротив, когда запись замедлилась, гости изображали плавные, почти балетные движения на протяжении почти девяти минут!
- Путешествия расширяют кругозор?
Джимми Самервилл:
- Это определенно так, но этот кругозор может сбить с толку, когда вы посещаете много мест и не знаете языка. Мы проехали по всей Европе играя и выступая на ТВ, но прибыв из Франции в Германию, мы продолжали говорить «Merci», а потом, вернувшись в Великобританию, говорили всем «Danke». Мы просто забыли, где мы находимся!
Ларри Стайнбачек:
- А я люблю путешествовать на поездах. Там всегда можно познакомиться с интересными людьми.
Стив Бронски:
- Нам не всегда удается посмотреть те места, где мы бываем. К примеру, Мадрид мы видели только из окна такси – мы должны были посетить три радиостанции, пресс-конференцию, телешоу и – домой! [2]
Пожалуй, самым грандиозным было выступление в церкви Святого Якова на Пикадилли. Музыкантам уже приходилось выступать в церковном кафе, но теперь розовую сцену и аппаратуру установили прямо на алтаре!
На концерте в поддержку бастующих шахтёров в Сток Ньюингтон, Северо-Восточный Лондон, Стив появился на сцене в серебряном парике, красных туфлях, на шестидюймовых шпильках и в полупрозрачных зелёных колготках, что не очень-то понравилось лесбиянкам, пришедшим послушать концерт!
В лондонском Виктория-Палас-театр группа выступила «на разогреве» у Тины Тёрнер. Но когда следом поступило приглашение «разогреть» публику для Carmel, Джимми наотрез отказался, дав понять, что Bronski Beat никогда больше не будет «группой поддержки».
Как-то раз, во время выступления Bronski Beat в Electic Ballroom в Камдене, Джимми случайно столкнулся с Ричардом Коулсом, пригласив его принять участие в концерте группы в качестве саксофониста.
Первое выступление с Ричардом состоялось в ратуше Хакни, после которого, к его удивлению, Ричард получил приглашение работать вместе с Bronski Beat в качестве музыканта на живых концертах. Кроме того, Коулс принял участие в первой телезаписи Bronski Beat - это было выступление на «The Oxford Road Show» на телеканале BBC. Съёмки шоу проходили в Манчестере [4].
1. Биография группы Bronski Beat (норв.)
2. Интервью группы, январь 1985-го (англ.)
3. Краткое содержание рассказа «Жестяной барабан»
4. Ричард Коулс «Несметное богатство или как я дошёл от поп-музыки до амвона» (англ.)
5. История альбома «Age Of Consent», ноябрь 2000-го (англ.)
6. Интервью Джимми Самервилла для «The Guardian», 17 июля 2014 года (англ.)
7. Интервью Джимми Самервилла для «Electronic Beat», 11 марта 2015 (англ.)
8. История сингла «Why» (англ.)
9. Статья «Искусство и активизм Джимми Сомервилла» (англ.)
10. Интервью Джимми Самервилла изданию «Quietus», 25 марта 2015 года (англ.)
11. Статья «Донна Саммер- гомофоб?» (англ.)
12. История сингла «Smalltown Boy» (англ.)
13. Фан-клуб «Bronski Beat, Communards, Jimmy Somerville» ВКонтакте
Вам это может быть интересно!
11/10/2020
Интервью советской и российской поэтессы Аллы Гольцевой, взятое нашим сайтом незадолго до смерти Анны Николаевны, в котором она рассказала о своём знакомстве со студией «Ласковый май», и о том, как она стала её штатной поэтессой.
19/08/1990
Интервью Юрия Шатунова газете «Комсомольское знамя» от 19 августа 1990-го года.
00/00/0000
Рецензия на биографический фильм режиссёра Владимира Виноградова, вышедший в 2009-м году
30/06/1989
Первая статья о Евгении Белоусове в советской прессе, опубликованная в «Московском комсомольце» от 30 июня 1989 г.
09/06/2017 15:12
Биография группы Boney M. - история альбомов 10000 Light Years и Eye Dance
Место основания | Лондон, 1984-й год |
Годы активности | 1984-1986 |
Жанры | Синти-поп |
Творческая деятельность | Группа |
Страна | Великобритания |
Участники | Иэн Доналдсон Джимми Самервилл Джон Джон Джонатан Хеллайер Ларри Стайнбачек Ричард Коулс Стивен Грэнвилл Стив Бронски |
Сайт | - |