Вверх

2015-10-27 19:10:20

Дмитрий Семенидо

Последние дни диско

Disco culture

Эпоха диско длилась чуть менее двух лет, но за это время она оставила яркий, неизгладимо-глубокий след в моде, культуре и музыке! Но почему диско-эра была столь скоротечной? Как получилось, что в 80-е годы диско оказалось на обочине мейнстрима? В этой статье мы поговорим о взлёте и падении диско-музыки 70-х!

На вершине

Saturday Night Fever

А начиналось всё очень хорошо! Выход на экраны культового фильма «Лихорадка субботнего вечера» преподнёс диско широкой публике – красивым, привлекательным, в яркой упаковке с бантиком. Но главное, фильм полностью развенчивал миф о том, что диско – это «музыка чернокожих и гомосексуалистов». Герой фильма Тони Манеро был белым и определённо натуралом! Теперь даже очень далёкие от клубной культуры мужчины поголовно наряжались в полиэстеровые костюмы и нейлоновые рубашки [1]!

Но кроме белой публики диско привлекло внимание крупных игроков – звукозаписывающих гигантов с многомиллионным капиталом. Почти три года они не замечали диско, предпочитая вкладывать деньги в поп и рок-исполнителей, теперь же у них открылись глаза – они поняли, что опоздали, и огромные прибыли достались кому угодно, но только не им!

Десятилетия в Америке действовал развитый и хорошо налаженный музыкальный рынок, ежегодно приносивший миллионы. В нём были свои законы, по которым финансовые реки широкими потоками втекали в карманы крупного бизнеса.

70s Rock Music

Но в конце 70-х рок-музыка переживала не лучшие времена. Окончание войны во Вьетнаме напрочь лишило её социального фундамента. Эмоциональные воззвания о грядущей ядерной войне, социальной несправедливости и гибели любви сменило позерство. Протест ради протеста быстро наскучил публике, и рок мутировал, разлагаясь на новые течения. На этом фоне диско выглядело куда более привлекательным вложением капитала! Быть может, воротилы шоу-бизнеса ничего в нём не смыслили, но зато они прекрасно понимали: если на товар есть спрос, на нём можно хорошо заработать!

Однако столкнувшись с диско, они с удивлением обнаружили, что привычные законы шоу-бизнеса в нём не действовали...

Vince Aletti Большинство диско-групп вообще не существовали, и это не было удобно для лейблов, потому что кого они отправят на «Soul Train», кто будет гастролировать на живых концертах? И как быть, если не будет никого, кого публика будет идентифицировать, кого-то видимого… одним словом, ты должен иметь певца, личность… [2]».

(Винс Алетти, музыкальный критик)

Диско-музыка не имела лица, которое можно было бы продавать на футболках. Она создавалась не группами, а безымянными продюсерами и сессионными музыкантами - такими как филадельфийский оркестр M.F.S.B. 70s disco В ней не было кумиров, потому что на первом месте в диско были не артисты, а публика! Если на раскрутке рок-музыкантов кормились сотни радиостанций и печатных СМИ, в которые вливались сотни тысяч долларов, то диско-записи попадали в чарты вообще без всяких вложений – их раскручивали клубные ди-джеи, ничего за это не получавшие.

Такое положение вещей не могло устроить шоу-бизнес, и они начинают менять диско под себя. Оставив лишь пару внешних атрибутов, они создают по этому шаблону новые, преимущественно белые проекты, заполняя эфир и музыкальные магазины тысячами новых записей, звучание которых было откровенно вторичным и однообразным.

Vince Aletti Для звукозаписывающих фирм не подходило креативное, искромётное и индивидуалистическое диско. Им хотелось поставить его на поток, сделать предсказуемым, попсовым [2]»

(Винс Алетти) Nicky Siano


«…А потом в песнях не осталось чувства и эмоций, всё стало механическим, вот что произошло. Механические песни [2]».

(Ники Сиано, ди-джей) Thelma Houston


«И в нём не осталось мелодии и смысла, оно просто стало: пст-пст-пст [2]».

(Тельма Хьюстон, певица)

Из подпольных клубов в Сохо и Бруклине диско переехало в шикарные офисы на Манхэттене. У него появляются собственные издания и чарты, агенты и дистрибьюторы, радио и телешоу!

Ударными темпами развивается клубная индустрия – под дискотеки переделывались бары и кабаре, рестораны и лимонадные кафе. В результате, к концу 70-х количество дискотек в США возросло до 20 тысяч! В одном только Нью-Йорке каждые выходные клубы посещало до двухсот тысяч человек [3]. Началась общенациональная дискомания!

Диско лихорадка

Vince Aletti

«Если звукозаписывающая компания видит успех какой-то песни, она начинает думать, как сделать ещё одну – как сделать ещё один хит? [2]».

(Винс Алетти)

К 1978-му году диско стало самым модным американским брендом. Сборники с надписью «Disco» раскупались почти не глядя. Да и сами магазины пластинок носили похожие названия: «Disco Disc», «Disc-O-Mat», «Discоphile»…

Успех диско манил всех! Если до этого рок-музыканты относились к диско снисходительно, считая его «попсой», то теперь они сами наперебой выпускали диско-шлягеры! С начала 78-го года одна за другой выходят песни: «Heart Of Glass» Blondie, «Da Ya Think I'm Sexy?» Рода Стюарта, «Fun It» от Queen, «Miss You» от The Rolling Stones, но это было только начало! Умелые ди-джеи переделывали под диско-звучание песни, ранее созданные в других жанрах! К примеру, Перси Фэйт выполнил диско-кавер еврейской народной песни «Хава Нагила»! Под диско адаптировали даже классическую музыку! Самые яркий примеры: знаменитая «A Fifth of Beethoven» от Уолтера Мёрфи, вошедшая в саундтрек «Лихорадки субботней ночи», а также «Hooked On Classics» Луиса Кларка.

Thom Moulton

«Они накладывали бит 4/4 на всё, что только можно. Когда уже Этель Мерман запела: «There’s No Business Like a Show Business» под бит 4/4, я сказал: нет, я не буду делать на это ремикс. Мне ужасно жаль. Я люблю Этель Мерман, но даже не думайте [2]».

(Том Мултон, ди-джей)

Несмотря на огромную популярность диско, большинство радиостанций долгое время сохраняли консервативную приверженность року. Но те из них, которые вовремя перестроились, были щедро вознаграждены! Когда малоизвестная нью-йоркская станция WKTU-FM сменила свой формат с рока на диско, её рейтинги выросли многократно, превратив её в одну из ведущих! Такой успех спровоцировал массовый переход на диско радиостанций по всей стране [3]!

Mickey Mouse Disco

Не устояли перед диско и любимые герои Диснея! В 1979-м году на студии Disneyland Records вышел альбом «Диско Микки Мауса» («Mickey Mouse Disco»), на котором мультяшки распевали песенки в стиле диско, одна из которых «Macho Duck» явно отсылала к хиту Village People «Macho Man» [4].

Не обошло диско и Голливуд. Саундтреки большинства фильмов второй половины 70-х, были записаны в стиле диско. Среди них культовая «Лихорадка субботнего вечера» (1977), «Слава Богу, сегодня пятница!» (1978), вампирские новеллы «Ноктюрна» (1979) и «Любовь с первого укуса» (1979), а также масса фильмов о роллерах вроде «Ксанаду» (1980). Прибавьте сюда мюзиклы (как вам идея «Скрипач на крыше» в стиле диско? А Ромео и Джульетта, танцующие хастл?), и вы получите цельную картину повальной дискомании 70-х!

Успех диско больше не могли игнорировать даже такие консервативные организации как Академия Звукозаписи. После того, как в феврале 79-го года почти все главные Грэмми достались диско-исполнителям, была учреждена отдельная номинация «Лучшая Диско Запись» («Best Disco Recording»). 27-го февраля 1980-го года эту премию получила Глория Гэйнор за песню «I Will Survive» [5].

Такое засилье диско-музыки побудило журнал Billboard увеличить свой чарт «Disco Action» с 40 строчек до 60, но и этого оказалось мало, и его снова расширяют уже до 80, а потом и до 100 позиций [6]!

На закате десятилетия на диско приходилось до 40% синглов, попадавших в чарты. Индустрия диско оценивалась в четыре миллиарда долларов, что было дороже, чем кино, телевидение или профессиональный спорт вместе взятые [3]!

Диско и рок

Rock and disco

Но чем больше у диско появлялось фанатов, чем больше песен в стиле диско занимали верхние строчки хит-парадов, тем более ненужными чувствовали себя рок-музыканты, и тем сильнее в них зрела зависть! Не в силах конкурировать в честном поединке, рокеры развернули мощный пропагандистскую кампанию, которая проходила под лозунгом «Death To Disco» («Смерть диско»). А тех, кто как Род Стюарт или Bee Gees, осмелились заигрывать с диско-ритмами, клеймили позором и обзывали «предателями».

Фрэнк Цаппа ехидно высмеял стиль жизни танцора диско в песнях «Dancin' Fool» и «Disco Boy»:

Диско-мальчик! Сбегай в туалет и уложи свои волосы.
Диско-мальчик! Втяни свои губы и проверь свои плечи,
Потому что там может прятаться перхоть.
Диско-девочка! Тебе нужен Диско-мальчик
Чтобы он о тебе позаботился.
Он немного потанцует и пригласит тебя домой
Оставь в покое его волосы, но можешь поцеловать его расчёску…

Пародия на диско

Зарождавшаяся панковская субкультура тоже часто бывала враждебна диско. Джелло Биафра из группы The Dead Kennedys в песне «Saturday Night Holocaust» («Холокост субботнего вечера») сравнил дискотеки с кабаре Веймарской эпохи в Германии за их апатию перед государственной политикой и эскапизм. Марк Мазэсбог из Devo обозвал диско «красивой женщиной с прекрасным телом, но без мозгов» и «продуктом политической апатии». Рок-критик из Нью-Джерси Джим Теста написал статью «Put a Bullet Through the Jukebox» («Выстрели в Джукбокс») - которая могла рассматриваться как призыв к нападению. Журнал Time назвал диско музыку: «дьявольский стук-и-визг (thump-and-shriek) [7][8]».

Страх, что диско похоронит рок-музыку усилился после 21-й церемонии Грэмми, где на волне успеха фильма «Лихорадка субботнего вечера» группа Bee Gees получила сразу 4 премии [5]!

Disco sucks

Распространяя грязные слухи о диско-музыке, рок-фанаты создали множество клише, многие из которых живы и теперь. Но так ли они были правы? Самое популярное: «диско примитивная музыка, в то время, как рок делают профессионалы» не выдерживает никакой критики. Классический рок-бэнд состоит из пяти музыкантов, в то время, как для записи только одной песни в стиле диско приглашался целый оркестр со струнными и духовыми инструментами, а в качестве бэк-вокала задействовался хор!

Ещё одно клише: «диско — это коммерческая музыка, а рок — это подлинное творчество» столь же лживо, сколько и нелепо. В 60-70-е годы рок-индустрия приносила сотни миллионов долларов. Фанаты рок-звёзд заполняли стадионы, тоннами скупая их пластинки, а также футболки, постеры, значки и другую сувенирную продукцию. И это в то время, как диско ютилось в подпольных клубах, где безымянные ди-джеи ставили пластинки студийных проектов. В отличие от рока, популярность которого, во многом, держалась на миллионных вливаниях, успех диско приносила только любовь публики!

Disco sucks

Третье по популярности утверждение: «диско — это нездоровый образ жизни: наркотики, секс и алкоголизм» вызывает только улыбку - всё это и даже в большей степени можно отнести и к рок-культуре. Достаточно вспомнить таких рок-кумиров как Джим Моррисон, Элвис Пресли и Дженис Джоплин, которые систематически злоупотребляли наркотиками!

Даже главный козырь рок-ненавистников: «диско – это музыка гомиков» не будет полностью справедлив, потому что и среди рок-музыкантов (Фредди Меркьюри, Элтон Джон, Дэвид Боуи, Том Робинсон и др.) было немало гомосексуалистов. Какой бы ни была женственной диско-мода, ей никогда не превзойти глэм-рок, где в музыкантах можно распознать мужчин лишь с очень большим трудом!

Но сами рокеры свято верили в придуманные ими мифы, вдохновляясь святостью идеи «борьбы со вселенским злом», которым они объявили диско.

Disco Sucks

Harry Wayne Casey

«Ты делаешь восхитительные вещи, приносишь людям счастье и радость, пишешь волшебные песни... И вдруг, на тебя наклеивают ярлык, на котором написано: «диско - отстой». Так что же, всё, что ты делаешь – теперь отстой? [2]».

(Гарри Уэйн Кэйси, группа KC & The Sunshine Band)

Первым «звоночком», прозвеневшим против диско стали песни Рика Диса «Disco Duck» и «Dis-Gorilla» - едкие и злые пародии, высмеивающие узнаваемое звучание.

Но это было только начало. Со временем, когда одиночные возгласы против диско стали звучать чаще, движение «Диско-отстой» было подхвачено и раскручено американскими радиостанциями.

К примеру, ди-джей Деррил Уэйн из Пасадины устроил в прямом эфире шоу: «уничтожим диско, пока мы живы» и принимал звонки от слушателей, предлагавших разные способы реализации данного плана [3].

Vince Aletti

«Это движение началось с радио, с людей на радиостанциях, которым не нравилось играть музыку, с которой они не могли себя связать [2]».

(Винс Алетти)

Диско-музыка бросала вызов не только року, но и монополии радиостанций, которые видели в нём угрозу своей прибыли и авторитету. Клубные ди-джеи отнимали у радиостанций их «хлеб» и положение главного посредника между публикой и артистами, которое щедро оплачивалось звукозаписывающими лейблами.

Steve Dahl

На рок-радиостанциях ди-джеи, не стесняясь называли диско «отстоем», высмеивали его и желали ему смерти. Но, пожалуй, больше всех к уничтожению диско приложил руку 24-летний чикагский ди-джей Стив Даль! Когда его радиостанция – чикагская WDAI вслед за WKTU перешла на диско, рок-обозреватель стал ей больше не нужен, и его уволили под самое Рождество [9].

Затаив обиду на WDAI и на диско, на новой радиостанции WLUP Стив Даль организовал бурную общественную деятельность. Основанное им движение «The Insane Coho Lips» («Безумные губы Кохо»), чуть менее чем полностью состоявшее из молодых рок-фанатов, занималось тем, что устраивало шумные публичные акции – врывалось на дискотеки, забрасывало диско-исполнителей пирожными, ломало и сжигало пластинки [3].

Но как бы безумен не был Стив Даль, он не был единственным. Похожие акции проходили и в других местах — к примеру один ди-джей в Портленде на глазах у толпы уничтожил стопку диско-записей бензопилой.

Disco Sucks

Ненависть к диско зрела не только в среде рок-фанатов. Американцы правого толка всерьёз говорили о диско-культуре, как о проявлении нравственной деградации. Самые смелые из них на полном серьёзе называли диско «коммунистической диверсией» с целью «разложить» американское общество. При этом, в коммунистических странах диско запрещали как «капиталистический декаданс». На советских дискотеках строго-настрого запрещалось ставить пластинки Донны Саммер за то, что в них звучит «пропаганда секса». Но самым причудливым образом неприязнь к диско проявилась в Турции, где ученые из Эгейского университета в городе Измир пришли к выводу, что от диско свиньи глохнут, а мыши приобретают гомосексуальные наклонности [10]!

По словам историка Фрэнка Гиллиана: «СМИ часто подчёркивали, что диско - это музыка геев, намекая на то, что скоро она захватит весь рынок» [11]. Действительно, в лозунге «Disco Sucks» было что-то гомофобное – само заявление «диско сосёт» подразумевало, что сосёт и тот, кто слушает диско. «Лихорадка субботнего вечера» хорошо развенчивала этот миф, но окончательно его не разрушила. Популярность диско-музыки в гей-клубах и вызывающее поведение групп вроде Village People никак не способствовало его реабилитации.

Недовольство витало в воздухе, медленно нарастая, и рано или поздно оно должно было выплеснуться…

1979-й год: Начало конца

Donna Summer - Disco Takes Over

Новый 1979-й год начинался для диско очень хорошо. На XXI церемонии вручения Грэмми, проходившей 15 февраля в Лос-Анджелесе, почти все главные премии достались диско-исполнителям.

Альбомом года стал саундтрек к фильму «Лихорадка субботнего вечера», а группа Bee Gees получила сразу 4 награды, в числе которых «продюсер года», «лучшее вокальное поп-исполнение дуэтом или группой» и «лучшая вокальная аранжировка». Премию «лучший мужской поп-вокал» получил Барри Манилоу с диско-шлягером «Copacabana (At the Copa)», а премия за женский R&B вокал была вручена Донне Саммер за песню «Last Dance». «Лучшее вокальное R&B-исполнение дуэтом или группой» было признано за диско-группой Earth, Wind & Fire [12].

Такое засилье диско широко обсуждалось в СМИ [13] и конечно посеяло панику в рядах рок-музыкантов. О них при раздаче слонов премий все словно позабыли, не предложив даже кусочка от общего пирога!

2 апреля издание Newsweek вышло с фотографией Донны Саммер на обложке, под которой была надпись «Disco Takes Over» («Диско победжает») [14]. Певицу нарекают «первой леди любви», её новые песни «Bad Girls» и «Hot Stuff» становятся новыми всемирными хитами!

Подобная ситуация творилась и в чартах [15]. С начала года престижный хит-парад Billboard Hot 100 возглавляли только диско-хиты, моментально становившиеся вечной классикой: «Le Freak» от группы Chic, «Da Ya Think I'm Sexy?» Рода Стюарта, «I Will Survive» Глории Гейнор, «Knock On Wood» Эми Стюарт, «Heart Of Glass» от Blondie…

Knack - My Sharona

Ничто не предвещало беды, но вдруг…

25 августа очередной хит группы Chic «Good Times» был грубо сброшен с пьедестала рок-группой Knack и её песней «My Sharona». Рок-музыка нанесла ответный удар…

Что же случилось? Почему музыка, которую ещё недавно все так любили, впала в немилость? На этот счёт существует множество мнений, но большинство критиков сходятся в одном – гибель диско была спровоцирована чудовищной акцией «Ночь уничтожения диско», которая прошла 12 июля 1979 года в городе Чикаго…

Ночь уничтожения диско

Основная статья: «Ночь уничтожения диско» Disco Demolition Night

Летом 1979-го года Майку Вику требовалась какая-нибудь шумная промо-акция, чтобы привлечь как можно больше публики на матч двух вялых и малоинтересных команд: чикагских Уайт Сокс, которыми владел его отец и детройтских Тигров. За поддержкой он обратился на местную радиостанцию WLUP-FM, где, по злому стечению обстоятельств, работал безумный ди-джей Стив Даль. Руководство радиостанции обещало Майку привлечь не менее 20000 человек на «Ночь уничтожения диско». По задумке, в перерыве дабл-хедера Стив Даль должен был взорвать ящик с диско-записями.

Однако с самого начала всё пошло не так. Акция «принеси пластинку с диско – получи билет за 98 центов» привлекла не 20, а около 50 тысяч человек, большинство из которых пришли не на бейсбол, а на Ночь уничтожения диско. На стадионе не оказалось достаточно охраны, и трибуны быстро вышли из под контроля. Ещё до начала акции рок-фанаты стали швырять пластинки на поле, а когда был взорван ящик, совсем потеряли контроль.

Пятитысячная толпа хлынула на поле, круша всё на своём пути. Укрывшись в комнате прессы, устроители акции тщетно пытались вернуть всех на трибуны. В центре поля полыхал огромный костёр из пластинок, а безумные фанаты громили ограждения и сидения, вырывая траву из дернового покрытия и растаскивая бейсбольное снаряжение на сувениры. Только вмешательство полицейского спецназа помогло очистить стадион [9]. В результате, игра была сорвана, команде Уайт сокс присудили техническое поражение, стадион «Комиски-парк» сильно пострадал от вандализма, пострадала и репутация Билла и Майка Виков.

Но больше всего пострадало диско. «Ночь уничтожения диско» посылала звукозаписывающим станциям недвусмысленный сигнал: «публика устала от диско и больше его не хочет!». Конечно она не уничтожила диско, но она уничтожила его репутацию. Все усвоили главный урок: «диско сосёт»!

А на самом деле…

Bee Gees - Love You Inside Out

В 1979-м году музыкальная индустрия пережила самый большой спад за всё десятилетие. Несмотря на всю коммерческую прибыльность, обвинили в нём конечно диско. Оно не оправдало возложенных на него ожиданий и не принесло сверхприбылей, на которые рассчитывал крупный бизнес. Наводнив рынок дешёвой попсой и низкопробными студийными проектами, лейблы получили банальный кризис перепроизводства: диско стало слишком много и предложение превысило спрос.

Ещё до «Ночи уничтожения диско», когда 9 июня Bee Gees возглавили поп-чарт с песней «Love You Inside Out», их ставили на радио так часто, что они всем надоели. В результате, некоторые радиостанции стали анонсировать «уик-энды без Bee Gees», а нью-йоркская WXLO проводила даже «уик-энды без диско» [3].

Disco Sucks

«Когда вслед за успехом фильма «Лихорадка субботней ночи» звукозаписывающие фирмы стали вкладывать деньги в музыку, которую их целевая аудитория — белые рабочие натуралы - не слушали, случился кризис перепроизводства, что совпало с глубокой рецессией и привело к митингу с сожжением пластинок [16]», - считает профессор университета Ист Лондона Тим Лоуренс.

Именно огромное разочарование объясняет ту поспешность, с которой лейблы избавлялись от диско. Огромные финансовые потоки были переброшены на раскрутку панк-рока и новой волны. А слово «диско» превратилось в табу, вместо него стали использовать более нейтральное «dance» («танцевальная музыка»).

Пост-диско

Основная статья: «Пост-Диско» Джон Траволта в фильме «Городской Ковбой»

Уже в следующем году американский мейнстрим изменился до неузнаваемости. Почти все позиции в поп-чарте вновь заняли рок-группы. Отныне любая танцевальная музыка могла претендовать только на хит-парад Hot Dance/Disco (позднее переименованный в Hot Dance Club Songs).

Успех фильма «Urban Cowboy» («Городской ковбой») вновь разбудил интерес к кантри. По иронии судьбы, в главной роли фильма был всё тот же Джон Траволта, который всего пару лет назад вознёс диско на пьедестал. На дискотеках хастл вытесняют ковбойские танцы: «Cotton Eyed Joe», «Two Step» и «Country Swing».

Те, кто поставил на диско слишком многое, жестоко поплатились. Обанкротившиеся лейблы пожирали более крупные, вроде PolyGram или MCA, которые, едва заполучив права на издание артистов, немедленно ликвидировали их старых владельцев. Для крупных игроков падение диско прошло безболезненно.

Village People «Мы объездили весь мир раз 8. Но когда мы выпустили новый альбом… люди просто не хотели нас больше видеть [2]».

(Из интервью с музыкантами группы Village People)

В феврале 1980-го года из номинаций Грэмми была выброшена премия за «Лучшую диско-запись». Can't Stop The Music Глория Гейнор навсегда останется первой и единственной обладательницей этой награды [5]. Номинация «Лучшая танцевальная запись» появится только в 1998-м году.

Новый диско-мюзикл «Музыку не остановить» («Can't Stop The Music») с участием группы Village People, вышедший на экраны в июне 1980-го не только не повторил успех «Лихорадки субботнего вечера», но и стал мега-провалом, собрав только 2 миллиона при бюджете в 20! В следующем году он получил «Золотую малину» [17].

Nicky Siano

Звукозаписывающие компании всё испортили. Жадность правит миром. Посмотрите на сегодняшний мир. Жадность всё разрушает [2]!

(Ники Сиано)

Конечно диско на этом не закончилось. Но закончилась диско эра. Большинство диско-музыкантов пытались остаться на плаву, однако их звучание претерпело серьёзные изменения.

На смену струнным и духовым оркестрам пришли модные синтезаторы и электрогитары.

Это новое переходное звучание не получило точного определения. В разное время его называли «электро-фанк», «электро-поп» или «пост-диско». Самым ярким его образцам (вроде песни «Billie Jean» Майкла Джексона или «Like A Virgin» Мадонны) даже удавалось возглавлять поп-чарт журнала Billboard.

Разыгравшаяся в 1981-м году эпидемия СПИДа нанесла ещё один удар по диско. Расцвет клубной культуры конца 70-х сменился массовой паникой – беспорядочные половые связи теперь стали смертельно опасны [3]. Одна за другой закрываются популярные гей-сауны – как эпицентры заразы. В 86-м закрылась знаменитая «Студия 54», а в 87-м клуб «Paradise Garage».

Maxine Nightingale

«Я думаю, все со мной согласятся, что 80-е годы были для диско пустыней. Мы все думали, что умрём… Огни погасли, клубы закрылись и вылезли панки [2]».

(Максин Найтингейл, певица)

В 1985-м году знаменитая радиостанция WKTU вернулась к рок-музыке.

В одной из финальных сцен фильма «Аэроплан!» (1980) есть момент, когда самолёт пролетает над Чикаго, и из одной высотки звучит голос ди-джея: «Это радио WZAZ из Чикаго, где диско живёт вечно», но самолёт сбивает антенну, музыка смолкает и неоновая надпись «WZAZ» гаснет.

Заключение

Gloria Gaynor «Что касается самой музыки, одна из причин, почему люди по-прежнему принимают диско, состоит в том, что оно построена на идее всеобщего равенства, которую рок-н-ролл только обещает.... Диско было первой и единственной музыкой, которой удалось превзойти все национальности, расы, вероисповедания, цвет кожи и возрастные группы. Это была точка соприкосновения для всех!».

(Глория Гейнор)

И всё-таки диско не умерло! Оно сохранилось в гей-тусовках: Сильвестр, Донна Саммер, Divine, Weather Girls, даже ABBA остались любимыми гей-иконами! Divine В начале 80-х в гей-клубах Файр-Айленда, где публика была преимущественно белой, родилось новое течение танцевальной музыки: хай-энерджи [3].

В июле 1981 года, рок-журнал «Trouser Press» заметил, что британские группы продолжают играть диско, и они доминируют на только что созданном MTV. «Я не люблю приносить плохие новости, но диско ещё не умерло», - написал обозреватель Роберт Пэйес, - «оно просто сменило владельцев» [9].

В Европе, где популярность диско была также велика, не было никакой «Ночи уничтожения диско», а сама музыка никогда не ассоциировалась с чернокожими и геями. Но и там в начале 80-х классическое евродиско вроде Arabesque, À La Carte и Silver Convention сменили такие синти-поп проекты как: Sandra, Bad Boys Blue, C.C.Catch и др.

Мелодичность британских синти-поп групп: Wham!, Pet Shop Boys, Bananarama и др. проложила им дорогу и в американский поп-чарт. Отдельное развитие диско получило в Италии, и хотя италодиско не было известно за океаном, его иногда ставили и в американских клубах [3].

В СССР, куда диско добралось из Европы лишь в начале 80-х, возникло своё особое звучание, известное как Диско Перестройки.

В конце 90-х в Америке и Западной Европе произошёл ренессанс диско-музыки, на волне которого сформировалось направление «Nu Disco» (или «New Disco»), сочетавшее в себе мелодичность классического диско с современными электронными инструментами. Почти каждый год в массовой культуре обязательно случается очередной всплеск интереса к диско, а это значит, что диско продолжает жить!

Источники

1. Статья «Мода эпохи Диско» в Диско Энциклопедии

2. Документальный фильм «The Secret Disco Revolution», из интервью артистов

3. Фрэнк Броутон Билл Брюстер – «История диджеев»

4. Альбом «Диско Микки Мауса»

5. История премии Грэмми за лучшую Диско запись (англ.)

6. Официальный сайт журнала Billboard

7. Текст этой статьи в журнале Time

8. Статья «Ночь уничтожения диско. Даблхедер обернулся катастрофой на Комиски Парк»

9. Статья «When ‘Disco Sucks!’ echoed around the world»

10. Статья «Disco» на сайте сообщества «Qualia Folk»

11. Фрэнк Гиллиан «Discophobia: Antigay Prejudice and the 1979 Backlash against Disco», май 2007, Journal of the History of Sexuality (Austin, Texas: University of Texas Press)

12. Победители XXI ежегодной номинации премии Грэмми

13. Статья «In The Groove: Grammy Goes Disco»

14. Издание Newsweek: «Донна Саммер и рождение диско», 2 апреля 1979

15. Исполнители, возглавлявшие чарт Billboard Hot 100 в 1970 году

16. Тим Лоуренс (2011) “Disco and the Queering of the Dance Floor, Cultural Studies»

17. Фильм «Музыку не остановить» на сайте IMDB